Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соколов Э. В. Функции и дисфункции




На одном из островов Тихого океана существовал обычай «охоты за голова­ми». Юноша, достигший совершеннолетия, в день инициации, т. е. посвящения во взрослые, должен был принести голову иноплеменника, чтобы доказать свое мужество и способность к воинскому ремеслу. Этот обычай был запрещен анг­лийской администрацией как вредный и антигуманный. Вскоре после этого в об­ществе аборигенов начались процессы дезорганизации. Люди бросали обжитые места. Рисовые поля и хранилища зерна оставались без присмотра. Старые и больные не получали помощи. Старейшины, руководившие полевыми работами и Распоряжавшиеся запасами риса, утратили авторитет.

Приглашенные на остров этнографы установили, что порядок и власть в данном обществе были тесно связаны с культурой рисосеяния, которое не было, однако жизненной необходимостью, поскольку остров был богат рыбой, дичью. Рис использовался для приготовления ритуальной еды, употребляв­шейся во время инициации. Инициации и «охота за головами» были, по мнению этнографов, теми праздничными, «пусковыми» событиями, которые придавали смысл движению времени и приводили в действие всю систему хозяйственно-культурных связей. Без рисосеяния вполне можно было прожить несколько лет. Но случись неурожай фруктов или мор рыбы, и население умерло бы с голоду. Запасы риса, помимо ритуального значения, давали гарантию выживания в экстремальных условиях. Если бы люди каждый год не сеяли рис, навыки работы с этой культурой скоро бы забылись и восстановить их в нужный момент было бы трудно. Полезность, функциональность земледелия определялась также тем, что оно стабилизировало отношения между семьями и кланами. Полевые работы, которые в утилитарном смысле представлялись необязательными, должны были как-то под держиваться. Таким поддерживающим символом была «охота за головами».

Если мы хотим устранить какой-то вредный обычай, мы должны спросу себя: чем он «полезен» в данном обществе, какую функцию он выполняет. Установив это, можно искать ему замену − то, что называют «функциональным эквивалетом». Прежде чем бороться с пьянством, нужно понять, почему люди пьют, сформировать культурный ответ на потребность, удовлетворяемую алкоголем, а затем постепенно «вытеснять» пьянство, расширяя сеть стадионов, увеличивая продажу безалкогольных напитков, создавая условия для непринужденного общения.

Другой вывод из приведенного примера состоит в том, что функциональный элементы культуры - действия, идеи, вещи − могут иметь символический характер Символы нужны потому, что многие важные для общества цели и нормы не имеют большой силы для индивидуального сознания. Индивид действует обычно, исходя из собственной выгоды и расчета. Но обществу важно, чтобы и в повседневном поведении, и в критические моменты действовали бы социальные мотивы, поддерживались «стратегические» цели и интересы. Для этого нужны символы святыни. Имена национальных героев вспоминаются не часто. Но когда враг у ворот, они появляются на знаменах бойцов и становятся могущественной силой.

Источник: Соколов Э. В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников. М, 1994. С. 106—107.

Явные и латентные функции

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодекс закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функциивыступаютнепредумышленным результатом деятельности институтовили представляющих их..

Концепцию явных и латентных функций разработал в середине у£ века выдающийся американский социолог Роберт Мертон1. Пер­вые - осознаваемые и произвольные функции социальных процессов. вторые - неосознаваемые и непреднамеренные. Явными называют та­кие функции (или дисфункции), последствия деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Латентными при­нято называть функции (дисфункции), последствия деятельности ко­торых не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. Так, явной функцией запрещающего азартные игры закона может быть их прекращение, а латентной - создание подпольной империи игорного бизнеса. Христианские миссионеры, представители институ­та религии, явно стремились обратить жителей Латинской Америки и Африки в новую систему верований, а латентно способствовали раз­рушению местных племенных культур и, таким образом, дали мощ­ный толчок процессам социальной трансформации.

 

Лекция № 3: Социальная стратификация и социальная мобильность

План

 

  1. Понятие, происхождение, теории социальной стратификации
  2. Системы социальной стратификации (самостоятельно)
  3. Современные концепции социальной стратификации
  4. Понятие и виды социальной мобильности
  5. Концепции социальной мобильности

 

I





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 570 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.