- Социологическое понятие общества и его основные признаки.
- Структура и уровни организации общества.
- Классификация типов общества.
1. Социологическое понятие общества и его основные признаки.
Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый XVIII века Сен-Симон считал, что общество - это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины XIX века Прудона - это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: 1) как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2)как автоматически действующий "механизм", состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, "атомов" и т.д.
Общество- это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.
Смелзер: объеденение людей, имеющее определенные географические границы общую законадательную систему и определенную национальную идентичность.
В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение, чем в обычном представлении. Как отмечал! немецкий социолог и философ Георг Зиммель (1858—1918), общество имеет смысл, очевидно, только в том случае, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей2.
Чтобы выяснить суть понятия «общество», следует различать три разных понятия — «страна», «государство», «общество»3.
Страна — часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
Общество — социальная организация данной страны, основой которой служит социальная структура.
В широком смысле – выделившее из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющую форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов.
В узком смысле – под о. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или социальный организм (например, японское О.).
В истории соц. философии и социологии выделяют следующие парадигмы интерпретации общества:
1 взгляды мыслителей органической школы 19/20 вв.(Лилиенфельд. Вормс) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Такие идеи высказывали и другие – Платон, Гоббс, Спенсер.
2 Концепция О. как продукта произвольного соглашения индивидов
3 антропологический принципрассмотрения О. и человека как части природы
4 теория социального действия: Вебер и др., осн. Идея – в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимания) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми- осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения.
Однако в социологии существует и второе, более узкое, значение термина «общество», применяемое для обозначения определенного этапа в развитии общества или характеристики того или иного его типа, В первом случае говорят об античном, феодальном, современном обществе; во втором - об обществе аграрном, индустриальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».
Признаки обществапо Шилзу
1 – объединение не является частью какой-либо более крупной системы;
2 – браки заключаются между представителями данного объединения;
3 – объединение имеет собственную территорию;
4 – у объединения есть своё название и своя история
5 – о. сущ. Дольше средней продолжительности жизни человека
6 – о. скрепляет общая система культурных норм, образцов и ценностей.
Недостаток: этим критериям соответствуют и древние племена и современные государства.
Марш: его признаки:
1 – постоянная территория
2 – пополнение общества главным образом благодоря деторождению
3 – развитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни
4 – политическая независимость – общество не является субсистемой какой-то другой системы
Выделяют следующие устойчивые характеристики современного общества:
1: универсальность – о. охватывает всю совокупность соц. групп, соц. связей и отношений.
2: автономность
3: интегративность
Признаки общества по Бабосову:
1.Социальность (лат. socialis – совместимый, общественный).
2.Высокая интенсивность взаимодействия.
3.Наличие территории. Очень сущ. фактор. А. Тойнби и его теория. …
4.Социальное пространство и с. время. Указать на различие между с. п. с. в. и г. п. г. в.
5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции..
6.Социальные институты. (государство, семья, школа)
7.Наличие и постоянное присутствие сознания, воли, деятельности индивидов во всех изменениях и событиях.
8.Наличие социальной ст-ры.
2. Структура и уровни организации общества.
Важнейшая отличительная особенность социальной структуры заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологическую структуру.
Принципиально важное значение в социологии имеет определение того, что входит в состав общества в качестве его структурных компонентов. Этот состав многокомпонентен, но основными из них являются следующие четыре взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом подсистемы единой системы общества.
Существенные черты любой системы: целостность и взаимосвязанность всех ее элементов.
Социальная система – это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов,группы, организации, институты, объеденненные социальными связями и отношениями.
О. как суперсистема это – совукопность систем:с. Группа, с. Институт,личность.
С. Структура это – совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих воспроизводство и функционирование системы.
Первой такой подсистемой является исторически первичное системообразующее ядро общества- его социальная (в терминологии Т. Парсонса- социетальная) подсистема, которая представляет собой исторически изменяющуюся социальную, основанную на социальных взаимодействиях, трудовых актах, форму.жизнедеятельности людей, реализующуюся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей, групп и отдельных личностей, и интегрирующую собой все остальные структурные компоненты общества. В состав этой интегратив-ной в своей сущности подсистемы общества входят: социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики - соотношение мужчин и женщин, детей и взрослых.
Наряду и в тесном взаимодействии с социальной подсистемой в единой и целостной системе общества функционирует его экономическая подсистема. Она представляет собой сложное системное образование, включающее в себя: производство, распределение, тремегцение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей па рынке труда (предприниматели, рабочие, служащие, крестьяне, безработные. Ээкономическое стимулирование различных видов деятельности (заработная плата, гонорар, премия, пенсия, пособие}, финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им, Организации и учреждения.
Третьим важнейшимструктурным компонентом целостной системы общества является его политическая подсистема. Она охватывает собой всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти (монархия, рабовладельческая, демократическая республика и др.), органов государственной власти, деятельность политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию власти (президент, парламент, правительство), наличие политических прав и свобод граждан, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп.
Четвертый важный компонент системы общества составляет социокультурная система, включающая в себя образование, искусство, мораль, религию, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры: театры, концертные залы.
Компоненты второго уровня.
1. Множество индивидов.
2.Определенные социальные статусы (социальные положения), занимаемые людьми в обществе, представляющем собой совокупность социальных статусов.
3. Социальные роли, которые люди могут выполнять в обществе в соответствии со свойственными им статусами. Один человек способен выполнять несколько ролей одновременно: быть губернатором штата или области; членом республиканской или другой партии; мужем, отцом, любовником; любителем пива или игроком в гольф, теннис или футбол; верующим католиком, протестантом или неверующим и т.п. Все эти роли выступают динамическим воплощением и характеристикой его социального статуса.
4. Сложная иерархическая система социальных статусов и социальных ролей, которые в своей совокупности создают социальную структуру общества. В нее входят:
а) социальные страты, или слои: рабочие, крестьяне, интельлигенты, предприниматели, студенты и т.п.;
б) этнонациональные общности — белорусы, русские, украинцы, поляки и т.д.;
в) территориальные общности - население города, села, области, республики;
г) профессиональные группы: учителя, врачи, инженеры, офицеры и т.п.;
е) объединения людей, различающиеся по отношению к религии: верующие, неверующие, православные, католики, протестанты, кришнаиты, униаты и т.д.;
ж) культурные и субкультурные группы: поклонники классической литературы, музыки или живописи, любители поп-арта, рок-музыки, кинотриллеров, рокеры, люберы и т.п.
5. В выполнении своих статусов и ролей, в приверженности к определенным профессиям, политическим партиям, религиозным установкам, видам культуры и т.п.,- люди вступают в определенные социальные взаимодействия.
6.Для регулирования социальных ролей, статусов и взаимоотношений в обществе, поддержания порядка в нем, придания ему целостности и устойчивости в развитии, - люди создают социальные организации и институты: семью, поселение (город, деревню), государство, школу, университет.
3. Классификация типов общества. Детерминистский и функционалистский подходы к анализу общества.
. Выделение функциональных подсистем поставило вопрос об их детерминационной (причинно-следственной) связи. Иначе говоря, вопрос о том, какая же из подсистем определяет облик общества в целом. Детерминизм - это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип детерминизма звучит так все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.
Однако в вопросе о том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К.Маркс, например, отдавал предпочтение экономической подсистеме (экономический детерминизм). Сторонники технологического детерминизма усматривают определяющий фактор общественной жизни в развитии техники и технологий. Сторонники культурного детерминизма считают, что основу общества составляют общепринятые системы ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества. Сторонники биологического детерминизма утверждают, что все социальные феномены необходимо объяснять исходя из биологических или генетических характеристик людей.
Обычно выделяют несколько типов общества. В середине XIX в. К.Маркс предложил свою типологию общества, которая исходит из первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, обуславливающей тип общества. Согласно этой типологии человечество в своей истории последовательно пережило четыре формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Все эти типы общества в своем историческом развитии представляли собой не более как предысторию подлинно человеческого социального устройства. Только с.началом созидания пятого типа общества - коммунистического, считает марксизм, человечество вступает в свою подлинную историю, ибо в таком обществе высшей целью и вместе с тем высшей ценностью станет развитие и саморазвитие человека как личности.
Во второй половине XIX - начале XX вв. в западной теоретической социологии сложилась иная типология обществ. Трудами О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, А. Тойнби и др. социологов утверждалась идея о двух основных типах общества - традиционном (военном) и индустриальном (промышленном). Согласно этой типологии, традиционное общество отличается аграрным укладом экономической жизни, малоподвижными социальными структурами, основанными на традиции способом социально-политической и социокультурной регуляции, низкими темпами развития производства. В отличие от него, промышленное общество представляет такой тип организации общественной жизни, где индустриальное производство основа экономической жизни, где предприниматель, одновременно и собственник и главный субъект управления производством, где производственная деятельность базируется не на традиции, а на достижениях науки, приводящей, благодаря своим техническим применениям, к машинному производству, фабричной организации и дисциплине труда, рациональной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.
Во второй половине XX в. в западной социологии трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, 3. Бжезинского, О. Тоффлера и др. создана трехступенчатая типология обществ. Согласно этой типологии человечество в своем историческом развитии знает такие типы обществ (цивилизаций): аграрноремесленный, индустриальный и постиндустриальный.
В обществе аграрно-ремесленного типа земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных сословий: знать духовенство, войны, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне, Для него характерна жестко авторитарная система власти.
Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации. Критерием развитости общества этого типа являются экономическая эффективность и/или военное могущество. Массовое производство, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), кинотеатры и т.п.
На смену такому обществу приходит общество постиндустриалъного типа Д. Белл, Дж. Гэлбрэйт, Ж. Фурастье, О. Тоффлер и др. утверждают, что в отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей.
Итак, мы рассмотрели признаки, особенности, структуру и типы обществ, которые, как мы отметили, подвержены изменениям и развитию. Возникает резонный вопрос: а существуют ли в развитии общества определенные тенденции, закономерности или все здесь происходит беспорядочно, случайно, хаотично? В ответ на этот вопрос большинство социологов утверждают, что в общественном развитии существуют определенные тенденции и закономерности.
Во-первых, мы уже знаем из предыдущего изложения, что в истории человечества прослеживается определенная тенденция.
Суть ее состоит в том, что на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Первобытнообщинный строй существовал десятки тысяч лет, прежде чем полностью реализовал и изжил себя, создав предпосылки для возникновения рабовладельческого общества. В свою очередь, рабовладельческое общество реализовало целиком свои созидательные силы и функции на протяжении времени, в 3-4 раза более длительного, чем сменившее его феодальное общество. Известный американский социолог и футуролог О. Тоффлер считает, что аграрно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно, 8-9 тысяч лет; сменившая ее индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая на смену ей постиндустриальная цивилизация реализует свое содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий.
Таким образом, можно утверждать, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий, а социальное время все более уплотняется, заполняется все более новым и сложным содержанием.
История также свидетельствует, что различные страны и народы развиваются с неодинаковой скоростью: одни в своем развитии обгоняют своих соседей, другие отстают от них. В развитии человеческих обществ действует закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.
Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.
Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
К.Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К.Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К.Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.
В 1970 г. Ленски классифицировал общество в соответствии с основными характерными для них спосабами получения средств к существованию, каждая стадия характеризовалась ключевым изменением в развитии техники
1. копье, лук и стрелы;
2. выращивание растений;
3. выплавка металла4
4. плуг;
5. железные орудия и оружие
6. новые источники энергии
Эти нововведения приводят к обраованию 7 основных типов общества
В качестве главных зависимых переменных в этой типологии Ленски выделил численность населения, постоянность поселения, разделение труда, религиозные верования и социальное неравенство изменения в характере стратификации.
1. простые охотничьи-собирательские общества,
2. развитые охотничьи-собирательские общества
3. простые общества рыболовов и скотоводов,
4. развитые огороднические общества,
5. простые аграрные общества
6. развитые аграрные общества
7. индустриальные общества
К простым относятся такие общества, в которых нет с. Неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения.
1. Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:
2. Эгалитаризм;
3. Относительно небольшие размеры поселения
4. Приоритет кровно-родственных связей
5. Низкий уровень разделения труда и развития техники
Признаки сложных обществ по Чайлду
К сложным обществам относятся такие, где появляются прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация, специализированный и широко развлетленный аппорат управления.
1. Расселение людей по городам,
2. Развитие неаграрной специализации труда,
3. Появление прибавочного продукта,
4. Возникновение четких классовых дистанций,
5. Переход от обычного права к юридическим законам,
6. Появление заморской торговли,
7. Возникновение письменности, математики и элитарной культуры
Законы – а)закон ускорения социального развития; б)закон неравномерного экономического, политического и культурного развития.
Закономерности – а)наличие социального прогресса: две формы – рефорома иреволюция (пояснить их суть); б)как обратная сторона – социальный регресс (фашизм, сталинизм и т.д.).