Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современные концепции социальной стратификации




На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые де­сятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом мас­штабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социо­логии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана.

У Лумана само понятие социального неравенства рассматри­вается как результат устаревшей дискурсивной модели социоло­гического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции со­циальной стратификации. Согласно Луману, следует сменить па­радигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т.е. использовать понятие функцио­нальной дифференциации вместо понятия стратификации. Диф­ференциация — ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, гра­ницы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала под­вергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства — тендерных, расовых, этнических. Марк­систская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до воз­никновения классов и сохранялось в советском обществе. Социо­логи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравен­ства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена нера­венства и утверждению новой парадигмы в социологии - пара­дигмы постмодерна.

Американский социолог Л.Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве опреде ляющих признаков группы он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую при-надлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую про­межуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б.Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профес­сия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень об­разования; 4) степень религиозности; 5) положение родст­венников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А.Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее поло­жение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций ут­верждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социаль­ных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою куль­туру и модели поведения, а новые общественные движения — как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социаль­ного неравенства скорее представляет собой разновидность со­временного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реаль­ности, которая не подлежит причинно-следственному объясне­нию. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реаль­ности. Концептуальные конструкции, построенные на примене­нии наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй и Д. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понима­нии тендерной стратификации и вуалирует ее реальную слож­ность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание, того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе Маркса и Вебера. Однако в настоящее время ин­терес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяс­нилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

а) внутреннюю фрагментацию — внутриклассовые деления;

б) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия раз­личных динамик различения, например, когда тендерная прак­тика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

в) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных измене­ний, например, вызываемую феминизацией современных тру­довых отношений, когда возникает поляризация между молоды­ми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачи­ваемым простым трудом;

Г) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной сре­ды, побуждающего его к большей мобильности и резкому измене­нию жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различны­ми измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик — классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэто­му, утверждает Бредли, невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

В социологии назрела необходимость исследования совре­менных систем социального неравенства и их влияния на жизнь и сознание индивидов. Согласно статистическим данным, на про­тяжении 1980—1990-х гг. разница в образе жизни богатых и бед­ных систематически увеличивалась. Например, согласно сооб­щению Фонда Карнеги,' /4 всех детей в возрасте до трех лет в США ко времени взросления будет проживать в бедности. Еще больший разрыв в благосостоянии и культуре существует между богатыми и бедными странами. При этом вопреки расхожему мнению нера­венство в образе жизни богатых и бедных не сглаживается, а на­растает.

В современных исследованиях феномена фрагментации пред­ставлена такая точка зрения, в соответствии с которой фрагмента­ция — результат не реального пересечения различных сторон со­циального неравенства, а неустойчивости и зыбкости социальных категорий типа «гендер» или «этнос». Согласно этой концепции, представленной постструктуралистами, в частности Дж. Батлер, такие категории не являются стабильными, а творятся и пересоз­даются ежеминутно в перформативном процессе. Мы сами тво­рим гендер в процессе обьщенной жизни и ее взаимодействий, а иллюзия стабильности возникает потому, что мы в силу привыч­ки стремимся снова и снова воспроизводить одни и те же перфор-мативные ситуации.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибрид-ностью здесь понимается промежуточное состояние между раз­личными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харауэй. Социальный гибрид — это своего рода киборг, лишенный тендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотвор­ным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов тради­ции ортодоксального классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В дейст­вительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным клас­сом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени со­циальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою клас­совую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуа­ции могут рассматриваться как проявления социальной гибрид­ности.

IV





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 886 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2256 - | 1995 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.