Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления




Опорный конспект лекций

 

Тема 1. Социология – наука об обществе и социальном мире человека.

План

  1. Социокультурные и теоре­тические предпосылки возникновения социологии как науки. Объект и предмет со­циологии.
  2. Уровни социологического знания.
  3. Законы, категории и функции социологии.
  4. Социология в системе научного знания.

 

  1. Социокультурные и теоре­тические предпосылки возникновения

социологии как науки. Объект и предмет со­циологии.

Термин «социология» происходит от латинского sozietas — обще­ство и от гре­ческого logos — учение, что означает учение об обще­стве, и был введен в научный оборот основателем социологии как науки французским мыслителем Огюстом Контом (1798—1857) в его работе «Курс позитивной философии»1838.(1830-1842). Он же ввел в научный оборот слово «консенсус»). СОЦИОЛОГИЯ - совокупность познавательных прак­тик, складывающихся в европейской интеллектуальной тра­диции с 1840-х и изначально артикулированных как само­стоятельная (отдельная) научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социальной реальности (социу­ма), Адаптируя это понятие к русскому языку, один из выдающихся основоположни­ков мировой социологии, наш соотечественник Пити­рим Сорокин заметил, что социология — это «слово об обществе». Вся же сово­куп­ность совместно живущих людей, их взаимные отношения, подчеркивал он, и есть общество или общественная жизнь, кото­рая изучается социологией.

Роберт Мертон сказал: «Социология – очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Так как то что мы сегодня называем обществом люди заинтересова­лись очень давно- более 2.5 тыс. лет. Платон, Аристотель, Николо Макиавелли, Томас Гоббс и др.

В 17-18вв. впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социлогии: общество, культура, цивилизация, классы, структура., функция. Зарождается социальная статистика как черта европейской культуры – КЕТЛЕ.

В становлении социологического подхода к анализу общества выделяются следующие этапы:

1. социальная философия, в рамках которой были обоснованы многие принципы, определившие дальнейшее развитие социально социального познания (классическими в этом плане являются концепции мыслителей Платона и Аристотеля);

2. социальные теории Нового времени (XVII - XVIII вв.), формировавшиеся в Европе в процессе перехода от средневекового), словно-монархического устройства к новым формам организации.

3. социологическая теория в форме науки об обществе как целостном организме.

В качестве источников соц. знания выступают:1)исторический опыт, 2)реальные факты социальной жизни, 3)механизмы их взаимоотношений и взаимодействий,4) тен­ден­ции и закономерности социального развития чел. и об-ва.

Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. На мировую сцену вышел и начал бурно развиваться капитализм, который принес с собой многие социальные болезни. В европейских странах богатые становились богаче, а бедные беднее. На усиление эксплуатации трудящиеся ответили массовыми акциями протеста, вспыхнули восстания лионских и силезских ткачей, возникло движение луддитов, чартистское движение и т.д. Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.

Изменение мировоззренческих установок фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали устанавливаться позитивные тенденции. Само зарождение социологии было ответом на эти изменения. Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и естественнонаучными дисциплинами, с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе на основе широкого применения методов естественных наук. В силу этого в область социального познания стали вторгаться не только естественнонаучные методы (наблюдение, эксперимент и т.д.), но и некоторые модели натуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм и т.д.). Поэтому с момента своего появления социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и естественнонаучный схематизм, отражающий уровень развития естествознания.

Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в Х\/II в. впервые в теориях "социальной физики" возникает идея о том, что общество - это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений. В XVII в., веке Просвещения, общество сравнивается с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объясняются разделение труда, межличностные связи и обмен. В XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Выдающийся мыслитель того времени Жан-Жак Руссо вплотную подходит к разрешению проблемы социального неравенства. Английские социальные мыслители закладывают основы современной демографии, вырабатывают методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки об обществе как целостной системе.

Таким образом, появление социологии носило объективный характер и было вызвано насущными потребностями развития социальной жизни, подготовлено всей историей развития научного знания.

 

Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.

Социальные воззрения Платона (428/427–348/347 до н.э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля (384–322 до н.э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.

Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. Оригинальные социально-политические идеи высказывал итальянский мыслитель, историк и писатель Николо Макиавелли (1469–1527). Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к власти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче – она малочисленна. Государь должен уметь маневрировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправиться с врагами. Его конкретные поступки не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата.

Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т.е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность. Гражданское общество – высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.

К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689–1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках – «всего народа или части его» – находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.

Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.

Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов.

Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII – начале XIX вв., с потребностями становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость.

 

Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследо­вания. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект-науки — это сфера реальности, на ко­торую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки — это такие элементы, аспекты, свойства объекта, кото­рые непосредственно изучаются дан­ной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, ана­томия изучает строение ор­ганизма человека, физиология — функции его органов, медицина — его болезни и т.д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято считать, что объектам социологи­ческого познания является общество. Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, по­скольку ответ на него во мно­гом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направле­нию.

При определении предмета социологии ключевым является: понятие «соци­альное», которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельно­сти людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все много­обра­зие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику пред­мета социологического познания.

Объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания че­ловека.

Предмет исследования возникает не вне, а в самом чел. сознании: когда человек, изучающий какой-то объект, стремится выделить из него для исследования какие-то важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части, или особенн­сти.

П. Сорокин подчеркивал, что социология - не единственная наука об обществе, ведь общество изучают и другие науки, например, история, политология, экономиче­ские науки. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен «хомо экономи­кус» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаи­модействия такого феномена, каковым является «хомо политикус», религиоведение- «хомо религиозус». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдель­ный, пусть очень важный срез общественных процессов и отноше­ний, но прежде всего человека как существо социальное, становя­щегося человеком только благодаря созна­нию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. фено­мен «хомо социалис». Поэтому она носит интегративный характер, ' включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономиче­ской теории, политологии, психоло­гии, юриспруденции, теории культуры.. От психологии социология отличается тем, что она ис­следует не закономерности внутреннего, психического мира чело­века и его раз­личные проявления, - познавательные, мотивацион-ные, операциональные и др., а ин­тересуется прежде всего социаль­ными взаимодействиями, складывающимися между ин­дивидами и их общностями. А от юриспруденции ее основное отличие состоит в том, что первая специализируется на противоправном поведении, а вторая исследует все виды поведения.

Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что пред­мет социологии есть выделение из многообразных аспектов обще­ственной жизни определенного набора со­циальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полю­са­ми которого являются, с одной стороны, общество как много­сложная и много­уровневая система, а с другой, - человек, лич­ность. Но общество не есть сумма изо­лированных и независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподо­бие кар­тошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаи­модействуют с другими людьми и только в процессе такого взаи­модействия формируется и функцио­нирует общество.

То есть предмет с. является исследование взаимодействия личностей и соци­альных групп в их структурных взаимодействиях в определенных условиях существова­ния и в процессах их изменения и развития в об-ве. С. исследует: личность, соц. общно­сти и группы, соц. институты, си-мы отношений и взаимодействий, соц. взаимодействия, об-во в целом, как целостную, сложно структурированную, постоянно развивающуюся систему.

Социология– это наука об особенностях, тенденциях, и закономерностях ста­новления, развития и взаимодействий различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях. (Бабосов)

Социология − это отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. (Волков)

Социология − это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. (П. А. Сорокин)

Социология − это научное изучение общества и общественных отношений. (Н. Смелзер)

Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.

 

2. Уровни социологического знания.

Основной парадокс социологии как системы развивающегося знания об обществе заключается в том, что она являясь интегративной по своей сути, не представляет собой жестко интегрированной научной дисциплины…..

Социологическое знание представлена следующую ст-ру: (в зависимости от крите­рия) 1) уровень изучения: теоретический и эмпирический. 2) В зависимости от ориентиро­ванности соц. исследований: фундаментальные и прикладные. 3) по квалификации соц. теорий: общесоциологические теории(макроуровень или макросоциология) – (Спенсер, Дюркгейм, Парсонс) - функционализм; теория конфликта – Дарендорф; соц. изменений – (Сорокин, Луман).; отраслевые направления (или теории среднего уровня) – Хоманс – теория социального обмена: или же: С. семьи, С. права, С. молодежи и др.; микроуровень – (Хоманс) – теория социального обмена, символический интереакционизм – (Кули, Мид), этнометодология – (Гарфинкель).

 

Основные положения теории социального обмена

1. Положение успеха — действия человека подчинены правилу: чем чаще действие вознаграждается, тем чаще он стремится его про­изводить.

Положение стимула — если какой-либо стимул привел к дей­ствию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться повторить действие (это положе­ние вытекает из бихевиористской установки о роли поощрения).

3. Положение ценности — чем более ценно для личности дос­тижение определенного результата, тем больше она будет стремиться производить действие, направленное на его достижение.

4. Положение «насыщения — голодания» — чем чаще в про­шлом личность получала вознаграждение, тем менее ценным будет длянее повторение подобной награды.

5. Положение «агрессии — одобрения» — если человек не по­лучит вознаграждения, на которое рассчитывал, или получит наказа­ние, которого не ожидал, он стремится продемонстрировать агрес­сивное поведение, а результаты становятся для него более ценными. И наоборот.

При обмене действуют также следующие принципы: а) наимень­шего интереса (лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении ситуации, обладает большей способностью диктовать условия обмена. Результат — появление власти), б) дистрибутивной справедливости (любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что порож­дает социальное неравенство).

Хоманс ставит во главу угла непосредственный обмен между ин­дивидами и признает значимость психологических побуждений. Ме­тодология Хоманса строится на разделении «абстракций первого по­рядка» (приложимых к данной конкретной группе) и «абстракций второго порядка» (приложимых к нескольким классам наблюдений и тем самым отвлекающихся от текущих событий, происходящих в действительных группах). Первые представляют собой нижнюю сту­пеньку в лестнице абстракций. Три абстракции первого порядка, по Хомансу, — деятельность, взаимодействие, чувства.

Например, изучив конкретную группу (цех электрокабелей заво­да), Хоманс делает следующие выводы: 1) если часто взаимодействие между двумя или более лицами возрастает, то усиливается и степень их взаимной симпатии другу к другу, и наоборот, 2) лица, у которых взаимное чувство симпатии усиливается, выражают эти чувства по­средством усиления активности своих действий, и наоборот, 3) чем чаще лица взаимодействуют друг с другом, тем большее сходство про­является в их действиях и чувствах, и наоборот, 4) чем выше ранг дан­ного лица в группе, тем в большей степени его действия согласуются с нормами этой группы, и наоборот, 5) чем выше социальный ранг ли­ца, тем шире диапазон его взаимодействий.

Первое различение в структуре социологии связано с тем, что в со­циологии, как в любой науке, выделяют два уровня исследований — эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне проис­ходит сбор социальных фактов, их обработка и эмпи­рическое обобще­ние. Теоретический уровень — это уровень создания гипотез и тео­рий на основе эмпирических исследований. Из теории дедуктивным путем выводятся эмпирически проверяемые следствия, и исследование вновь спускается на эмпириче­ский уровень в целях проверки теоретических концепций. Таким образом, в структуре социологических исследова­ний теоретическое и эмпирическое представляют собой две подсисте­мы единого целого, удовлетворяя тем самым критерию научности.

Эмпирический уровень преимущественно аналитичен, поскольку из объекта ис­следований вычленяется посредством абстрагирования предмет исследования и затем происходит изучение его частей. На теоретическом уровне начинает преобладать синтез. Он сначала вы­ступает в роли гипотезы, обобщающей отдельные результаты иссле­дования во всеобщем утверждении, а затем в виде теоретического конструкта. Аналитическое и синтетическое в социологическом ис­следовании, так же как эмпи­рическое и теоретическое, находятся в неразрывном единстве, т. к. без предшест­вующего анализа нет последующего синтеза.

Соответственно различают эмпирическую и теоретическую социологию как два от­носительно обособленных друг от друга типа исследований. В эмпирических исследованиях основное внимание уделяют сбору социальных фактов и их обобщению. Эмпирические ис­следования, в свою очередь, делятся на полевые и лабораторные. В теоретических исследо­ваниях доминирует прежде всего создание теории, описывающей социальные явления, т.е. исследование пре­имущественно теоретическое.

Выделяют также фундаментальную и прикладную социоло­гию. Ф. «что познается?», и «как познается». П. «для чего познается?».Всякое исследование в основе своей имеет какую-либо проблему, требующую решения. Последняя может сформироваться в рамках са­мой науки, а может быть задана извне. Задачей фундаментальных ис­следований является решение проблем, стоящих перед социологией как наукой, — выявление закономерностей развития общества и т.п. Прикладные исследования нацелены на изучение имеющих непосред­ственное практическое значение проблем, которые не являются собст­венно предметом социологии как таковой (например, проблема повы­шения успеваемости учащихся). Сюда же относятся и про­блемы соци­альной инженерии — практического внедрения социальных знаний с целью кон­струирования новых систем и модификации имеющихся.

Между фундаментальной и прикладной социологией нет непро­ходимой пропасти. Фун­даментальное исследование при необходимо­сти можно продолжить как прикладное (самое практичное решение дает, как известно, теория). В то же время из хорошего прикладного исследования не всегда можно сделать фундаментальные выводы.

 

3. Законы, категории и функции социологии.

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система кото­рых отражает внутреннюю логику социо­логического познания, раскрывает и конкрети­зирует характерис­тику ее предмета и метода, служит основой для теоретического ос­мысления социальных явлений и процессов.

Социологические категорииэто основные и наиболее об­щие понятия социоло­гии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее ста­новлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функци­онирования.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

• социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная сис­тема», «социальная структура», «социаль­ное развитие» и др.);

• собственно социологические категории («социальный ста­тус», «социальный инсти­тут», «социальная стратификация» и т.д.);

• категории близких к социологии дисциплин («культура»,«личность», государ­ство», «власть» и др.).

В качестве исходной категории социологии выделяют поня­тие «социальное» (1.1.), че­рез которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организа-ции», «социальная система», «со­циальная структура» и др. Среди них особое место занимает категория «социальная общ­ность», характеризующая все виды и формы социальных обра­зований, субъекты которых связаны общими интересами и на­ходятся в прямом или косвенном взаимо­действии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основопо­лагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвиже­ния, развития социальных процессов и от­ношений.

К числу важнейших категорий социологии относятся поня­тия «социальная сис­тема» и «социальная структура», которые имеют большое методологическое значе­ние для макросоциологических исследований. Социологи, изучающие поведение лю­дей на микроуровне, оперируют понятиями «социальные дей­ствия и взаимодействия», «социальные статусы и роли», «малая социальная группа», «социальные ценности и нормы» и др От­дельную группу образуют процедурные категории, раскрываю­щие ме­тодику социологического исследования («анкетирова­ние», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-ана­лиз» и т.д.).

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изу­чаемого социального объекта, то ее зако­ны выражают глубинные связи между ними. За­коны социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон — это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и про­цессов, прежде всего связей, возника­ющих в результате совместной деятельности лю­дей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы инду­стриализации и урбанизации общества, социальной мо­бильности и миграции, соци­альной дезорганизации, интернацио­нализации общественной жизни и др.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

1. законы, констатирующие сосуществование социальных яв­лений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация обще­ства определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;

2. законы, отражающие тенденции развития. Они обусловли­вают изменение структуры социального объекта, переход от од­ного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера произ­водительных сил требует изменения произ­водственных отношений;

3. законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явле­ниями. Так, чем активнее человек уча­ствует в политической жизни, тем выше его политическая куль­тура;

4. законы, фиксирующие причинную связь между социальны­ми явлениями. Напри­мер, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рацио­нальное сочетание об­щественных и личных интересов;

5. законы, утверждающие возможность или вероятность свя­зи между социальными яв­лениями. В частности, уровень брако­разводных процессов в различных странах за­висит от экономи­ческих циклов.

Социальные законы подразделяются на общие и специфичес­кие. Первые определяют развитие общества как целостной со­циальной системы, вторые — отдельных элемен­тов этой систе­мы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т.е. выражающие жесткую, однознач­ную связь между социальными яв­лениями, и статические (сто­хастические), т.е. детерминирующие социальные про­цессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэто­му, изучая социальные законы, важно выявлять социально зна­чимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы пове­дения лю­дей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономернос­тей необходимо для решения социальных проблем, со­вершен­ствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.

Функции

1. Теоретика-познавательная 2. Критическая 3. Описательная ценочная

4. Мировозренческо-идеологическая 5. Управленческая 6. Образовательная

4. Социология в системе научного знания.

 

Социология, как и любая другая наука, может успешно развиваться только в общей системе научного знания. Для современного этапа развития социологии характерно расширение ее взаимодействия с другими теоретическими системами. Особенно важное значение для развития социологии сегодня имеют следующие науки.

Философия, изучающая всеобщие проблемы бытия, природы, человека и общества. Из философии в социологию пришли важнейшие понятия - категории "общество", "человек", "индивид", "ценности", "прогресс", "развитие" и др. Философия выступает по отношению ко всем областям научного познания в качестве предельно общей теоретической системы, обосновывающей общие принципы бытия (онтология), общие принципы познания (гносеология, логика, методология).

Именно на уровне философского знания осуществляется глубинное обоснование парадигм социально-гуманитарных наук, в том числе и социологии. Этим ведает особый раздел философии - социальная философия, в рамках которой познаются законы функционирования и развития социального бытия. Особое значение социальная философия имеет для социологии, являясь логической основой социологической науки. Нередко социальная философия рассматривается в качестве высшего теоретического уровня социологического знания (53, с. 58).

При этом следует иметь в виду то различие, которое существует между философским и социологическим познанием мира.

Социально-философский подход к обществу направлен на анализ генезиса и перспектив общества, особое внимание концентрируется на субъективной стороне социального процесса. Особенность философского метода познания общества состоит в том, что он основывается на умозрительных посылках.

Социологический подход к обществу предполагает исследования общественных явлений на основе эмпирических наблюдений в отличие от философии, социология формируется категориями научной методологии, предполагающим четкую проверяемость полученных результатов (теоретическое) объяснение. В социологии применяются как частнонаучные методы (например, наблюдение, опрос), так и общенаучные - статистические и др.

История, как и социология, изучает развитие общества, но при этом, в отличие от нее сосредотачивает внимание на прошлое общество (от греч. historia - рассказ о прошлых событиях). Принцип историзма в ис­следовании предполагает изучение явлений в их закономерном истори­ческом развитии с акцентированием внимания на выявлении истоков их развития, а также: реконструкции прошлых событий и явлений общест­венной жизни. Социолог же изучает функционирование и развитие об­щества в его современном состоянии, поэтому прошлое его интересует лишь в плане объяснения настоящего. В социологии широко использу­ются исторические данные, а в истории - данные социологии.

Связь между социологией и историей устанавливается и через такую историческую дисциплину, как этнография (наука о народах). На стыке этих областей научного знания возникла этносоциологии − область социологии, изучающая генезис, сущность, функции и общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения, разраба­тывающая основы и методологические принципы их исследования. Имеют значение для социологических исследований и такие науки, как антропология (наука о человеке) и демография (наука о народонасе­лении), позволяющие социологическому познанию приблизиться к ана­лизу роли человека и субъективности в социально-исторических про­цессах.

Итак, подводя итога, можно сказать, что, в отличие от других социальных наук социо­логия:

> с одной стороны, рассматривает устойчивые типичные соци­альные явления, многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества. Эта наука как бы "мыслит" крупными блоками, и поэтому она способна описывать поведение больших масс людей и функционирование общества как особой целостности;

> с другой стороны, социология видит свою задачу в объяснении социальной организации жизни людей на основе получения достовер­ной информации о реальных явлениях и процессах человеческой жиз­ни, что придает ей конкретно-научный характер;

> эта наука отличается от других социальных наук максимальной приближенностью к изучению конкретных социальных процессов и многообразных проявлений социальных взаимодействий людей в ре­альном обществе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 917 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2311 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.