Соотносительные парные формы совершенного и несовершенного вида — при отсутствии различий в лексических значениях — являются формами одного и того же глагола. Таковы, например: возделать — возделывать; выиграть — выигрывать; выключить — выключать; группировать — сгруппировать; делать — сделать; решить — решать; дичать — одичать; дать — давать; согреть — согревать и т. п.
Одним из доказательств того, что формы совершенного и несовершенного вида объединяются в составе одного и того же слова, является наличие глаголов, имеющих общие формы для обоих видов. Таковы, например, глаголы велеть, женитъ(ся), казнить, крестить, ранить, родить, устар. полонить, молвить, рушить(ся), даровать, миновать, ночевать, наследовать, исследовать, обследовать, расследовать, исповедовать, обещать, воздействовать, образовать, использовать (ср. вульг.-прост. новообразование для выражения несовершенного вида — использовывать), сочетать, военизировать, советизировать, большевизировать и т. п. и длинный ряд заимствованных глаголов на -овать, -изовать, -ироватъ, -изировать: арестовать, атаковать, организовать, телеграфировать, конфисковать, парализовать, экспроприировать, пролетаризировать, коллективизировать, реквизировать, национализировать и т. п. Однако некоторые из глаголов этого типа образуют формы совершенного вида и посредством префиксов, например: арестовать — заарестовать (ср. просторечную форму несовершенного вида арестовывать); бальзамировать — набальзамировать и т. п.
В незаимствованных же глагольных новообразованиях, кроме тех, которые производятся с помощью суффикса -изирова(ть) (-изовать), видовые различия вообще выражаются морфологически посредством суффиксов или префиксов (например: выпечь — выпекать; сердиться — рассердиться; портить — испортить; слабеть — ослабеть и т. г.). При этом чисто видовое соотношение форм часто нарушается и осложняется примесью лексических различий (ср., например: выдергивать как }юрму несовершенного вида к выдернуть и к выдергать; насаживать — наесжатъ; насаживать — насадить и насаждать — насадить и т. п.).
Центральным вопросом изучения категории вида является выяснение тех семантических условий и закономерностей, какими определяется видовое расширение форм одного слова. Категория вида является ареной борьбы и взаимодействия грамматических и лексических значений. В грамматике укрепляется тенденция соединять глагольные образования от одной и той же основы в соотносительные (коррелятивные) видовые пары. Между тем в лексике обнаруживается тенденция к производству от одной и той же основы множества разных глаголов, выражающих разные действия или разные оттенки какого-нибудь действия. Главным средством образования новых лексических значений и оттенков в глаголе являются приставки. Как противодействие этому лексическому дроблению однородных образований в грамматике усиливается тенденция к «грамматикализации» приставок, к превращению их в инструмент чисто видового соотношения форм. Грамматика стремится внести стройный порядок в родственные связи слов, превращая подходящие слова в соотносительные видовые формы одного глагола (например: чувствовать — почув-
ствовать; петь — спеть; фиксировать — зафиксировать; ср.: готовить — приготовить — приготовлять и т. п.).
Лексические различия, основанные на словопроизводственных отношениях, напротив, оттягивают один глагол от другого, выстраивая их в цепной ряд (ср. дернуть — выдернуть). Возникает цепь глаголов с одной и той же основой, ответвляющихся друг от друга и примыкающих один к другому, но находящихся на разных ступенях близости по отношению к основному глаголу, от которого начался процесс словопроизводства212 Категория вида стягивает звенья этой цепи, переплетая их парами. Каждая тара стремится слиться в одно слово, образовать чисто видовое соотношение. Категория вида как бы сцепляет парные формы, находящиеся на смежных ступенях словопроизводства.