Безлично-именные формы особенно широко распространены в категории состояния. Их здесь больше, чем слов типа рад, горазд, и они гораздо более резко порвали связь с прилагательными и наречиями23. Между полными и краткими формами имен прилагательных и между соответствующими безлично-предикативными формами наблюдаются очень значительные грамматические и лексические расхождения. Очевидно, это разные слова в современном русском языке. Например, завидный — завиден означает: такой заманчивый, что можно позавидовать (завидное положение, завидная участь, завидная карьера и т. п.). Между тем безличное завидно в значении сказуемого говорит о чувстве зависти, испытываемом кем-нибудь (мне завидно) или возникающем под влиянием какого-нибудь действия (в конструкции с инфинитивом: завидно смотреть на такое счастье).
Безличное хорошо, которым обозначается состояние внутреннего удовлетворения, счастья, хорошего самочувствия (у меня хорошо на душе, мне хорошо), уже отдалилось от слова хороший — хорош. Ср.: дурной и мне дурно; душный и душно, легкий и на душе легко и т. п.
В сущности, отношение хорошо (в сочетании хорошо на душе) к хорошо в предложении Мое здоровье хорошо такое же, как рвет в его рвет к рвет в предложении Он рвет цветы (ср.: Пахнет резедой и Резеда недурно пахнет). Это — омонимы. Таким образом, между безлично-предикативными словами на -о и краткими формами имен прилагательных с той же основой часто нет
* Ср., впрочем, у Лескова: «Это так выходило нужно по их соображению» («Блуждающие огоньки»). Ср. также у Пушкина следы наречного употребления слова нельзя:
Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести.
(«Евгений Онегин», 8, XIX)
ни грамматического, ни лексико-семантического параллелизма. Другие же разряды безлично-предикативных слов, входящих в категорию состояния, еще более далеки и по своему значению, и по своему синтаксическому употреблению от кратких форм имен прилагательных (например: боязно, стыдно, совестно и т. п.).
Нельзя не отметить громадного влияния глаголов на формирование основных типов безличных выражений в категории состояния. Так, среди безлично-предикативных слов на -о, соотносительных с краткими формами имен прилагательных, выделяются четыре основных разряда, находящих полный параллелизм в группах безличных глаголов.
1. Прежде всего это слова, обозначающие чувство, эмоциональное со
стояние, психологическое переживание: грустно, весело, радостно, печально,
страшно, смешно, скучно, стыдно, досадно, покойно, тревожно, совестно, тос
кливо, боязно и т. д. «Все время было гадко, стыдно и скучно» (Л. Толстой,
«Крейцерова соната»); «На душе тяжело и страшно» (Тургенев, «Фауст»); «В
толпе мне было всегда особенно легко и отрадно» (Тургенев, «Ася»). Ср. без
личные глаголы: «Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной» (Коль
цов); «И верится и плачется, и так легко, легко...» (Лермонтов) и т. п.
2. Слова, обозначающие физическое состояние иногда как результат
внешних восприятий и ощущений: голодно, щекотно, дурно, плохо, горько,
больно, душно, мне тепло, холодно и т. п. «.Плохо мне. Я чувствую, что разла
гаюсь» (Тургенев, «Дневник лишнего человека») и т. п. Ср. соответствующую
группу глаголов: «Я сама в чаю пригубила [порошка], чуть горчит» (Л. Тол
стой, «Власть тьмы»).
3. Слова, обозначающие состояние природы: сухо, тепло, темно, светло,
тихо, холодно, в воздухе парно. «Было солнечно и жарко» (Л. Толстой); «Было
так сыро и туманно, что насилу рассвело» (Достоевский, «Идиот»); знойно,
прохладно; «Читать было темно» (Л. Толстой, «Крейцерова соната»). Ср. гла
голы потеплело, темнеет, светлеет, подсохло. «Уже совсем стемнело и на
чинало холодать» (Тургенев, «Ермолай и мельничиха»); «Еще только мутно
серело от первых лучей рассвета» (Л. Андреев, «Жили-были») и т. п.
4. Слова, обозначающие состояние окружающей среды: кругом было пья
но и шумно; уютно, удобно, пустынно. «Днем светло и людно» (Тургенев,
«Первая любовь») и другие подобные.
Понятно, что среди этих безлично-предикативных слов есть и такие выражения состояния, которые, в силу своеобразия своего качественного, оценочного значения, не могут иметь прямых соответствий в кругу безличных глаголов (например: мне хорошо, на душе покойно, мне дурно и т. п.). Но общая картина влияния глагола на категорию состояния ясна. По-видимому, в самой системе глагола усиливается встречное течение по направлению к категории состояния. Во всяком случае, видимое отмирание залогового значения у страдательных причастий и развитие в них значений качества, а в кратких формах и качественного состояния — в высшей степени показательны. Очень знаменательно также, что в разряде безличных глаголов типа неймется, неможется, нездоровится, не терпится и т. п. все заметнее становятся значения и оттенки не действия, а состояния. К категории состояния примыкает и слово будет в значении: довольно, с родительным падежом и предлогом с; Сколько тебе надо денег? Двухсот рублей с тебя будет? Ср.: Ну, будет с него. Ср.: хватит с него; со старухи и этого хватит.
Ш