Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЦЕРКО́ВНОЕ КРАСНОРЕ́ЧИЕ.См. ГОМИЛЕТИКА




ЦЕРКО́ВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ СТИЛЬ, или РЕЛИГИОЗНО-ПРОПОВЕ́ДНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, – один из функциональных стилей кодифицированного литературного языка. Обслуживает церковно-религиозную сферу. Близок к Публицистическому стилю (см.), т.к. в нём язык используется в своей агитационной функции: проповедуя слово Божие, священники стремятся воздействовать на сознание слушателей и убеждать их в существовании непреложных религиозных истин, которыми должен руководствоваться человек в повседневной жизни. Однако, в отличие от публицистики, здесь используются не просто экспрессивно окрашенные лексические и фразеологические средства, а слова и выражения, принадлежащие высокому стилю, нередко архаичные (и благодаря этому возвышенно-торжественные): благодарение, благодать, благодеяние, боговдохновенный, дарованный, ибо, дабы, призреть, пришествие, тщета, уповать и т.п., некоторые устарелые формы слов: отче, сыне, Божие, диакон, изыди, пред ( вместо перед), древо и др., формы, свидетельствующие о прямом обращении говорящего к слушающим: местоимения 2-го лица тыТы, если это обращение к Богу), вы,формы повелительного наклонения глагола и нек. др.

В синтаксисе характерными чертами являются, напр., такие, как постпозиция согласованного определения: слово Божие, род человеческий, Царь Небесный и т.п., нанизывание однотипных конструкций, что усиливает воздействие высказывания, напр.: Самые большие знамения, самые удивительные чудеса никогда не могли поколебать сердце, которое ожесточилось, которое замкнулось в себе, которое отказалось от веры, не желало верить (из проповеди).

Ц.-р.с. жанрово многообразен; в нём выделяются такие речевые жанры, как поучение, молитва, притча, исповедь, проповедь. Жанрово различаются и виды текстов богослужения: (акафист, ектенья, псалом) и тексты богословской литературы. Несомненным стилистическим и жанровым своеобразием (даже в самых современных переводах) отличается главная книга христианства – Библия, совмещающая в своих текстах черты различных речевых жанров Ц.-р.с.

Образцы Ц.-р.с.:

1) Поучение: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца нашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Евангелие от Матфея 6, 1 – 4);

2) Молитва: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, и на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Евангелие от Матфея 6, 9 – 13).

3) Проповедь: Мы гости в этом мире. Мы гости на короткое, на очень короткое время, пришедшие из тайны и уходящие в тайну. Но Господь открывает нам, что эта короткая жизнь имеет для нас огромное значение, потому что она есть школа вечности. Здесь наша душа, наша личность, наша совесть – всё, что есть в нас божественного, всё это здесь растёт и воспитывается.

И как страшно человеку, который промотал своё время, потратил его на пустяки, на вещи ничтожные и жалкие. Он оборачивается, и оказывается, жизнь уже прошла в мелочных заботах, в пустой, бесплодной болтовне, в каких-то ложных делах, о которых, может быть, не стоило и думать, − время проходит.

Есть слова: убить время. Правильные слова, хотя и страшные. Потому что время – это наша жизнь. И если мы убиваем, напрасно тратим время, мы убиваем свою собственную жизнь. Проверяйте себя, думайте об этом, старайтесь, чтобы ничто не проходило напрасно, в праздности, в бесполезности, в бездарности (из проповеди протоиерея Александра Меня).

Лит.: Гольберг И.М. Религиозно-проповеднический стиль современного русского литературного языка: моральные концепты: КД. М., 2002; Звездин Д.А. Православная проповедь как жанр церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка: КД. Челябинск, 2012; Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Сб. памяти Т.Г. Винокур. М., 1996; Розанова Н.Н. Сфера религиозной коммуникации: храмовая проповедь // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. М., 2003; Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000.

Л.П. Крысин





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 680 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2304 - | 2035 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.