Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ПЛО́КА. См. АНТАНАКЛАЗА




 

ПОВЕДЕ́НИЕ ОРА́ТОРА В АУДИТО́РИИ. Всем известно, что выступление оратора перед аудиторией связано с колоссальным интеллектуальным, эмоциональным, физическим напряжением. Чтобы общение со слушателями было эффективным, ритору необходимо учитывать особенности публичной ситуации и грамотно выстраивать своё речевое поведение.

Во-первых, чтобы чувствовать себя в аудитории уверенно, важно тщательно подготовиться к выступлению: изучить особенности слушателей, продумать содержание речи, её структуру и т.д. Как писал выдающийся адвокат и блестящий оратор ХIХ века А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду», т.е. чем больше готовишься, тем меньше волнуешься во время выступления.

Во-вторых, необходимо с самого начала установить контакт со слушателями. Ведь отсутствие связи с аудиторией приводит само выступление к нулевому результату. Рассмотрим различные виды контакта оратора со слушателями и те приёмы, которые помогут его поддержать. Важно открыто смотреть на свою аудиторию, тем самым демонстрировать искренний интерес, расположение к слушателям. Такой вид контакта называется зрительным, или контактом глаз. Его необходимо поддерживать на протяжении всего общения, внимательно отслеживая отношение аудитории к происходящему, развивая в себе такое важное качество, как ораторская проницательность.

Прежде чем начать речь, ритору нужно понять настроение, самочувствие слушателей, «подстроиться» под них. Техникой «подстройки» может стать какой-нибудь забавный пример, случай, факт, история, рассказанная оратором – это позволит собрать внимание аудитории, подготовить её к восприятию речи. Всегда хорошо реагируют слушатели на улыбку, юмор, шутку, добрый, непринуждённый тон оратора. Это приёмы психологического, или эмоционального, контакта, которые должен использовать выступающий. Оратору важно знать приёмы вербального контакта: использовать во время выступления обращения Дорогие друзья! Уважаемая аудитория! Коллеги!;местоимения мы, наши; вопросы и вопросно-ответный ход при раскрытии содержания речи; глаголы повелительного наклонения посмотрите, представьте себе, вообразите, послушайте, давайте поразмышляем и т.д.Мы постоянно применяем эти приёмы в нашей разговорной речи, привлекая тем самым внимание нашего собеседника, как бы объединяясь с ним.

Ещё один вид контакта – контакт паравербальный. Это способ удерживать связь со своими слушателями при помощи выразительного, точного, уместного жеста, живой, адекватной речи мимики, взгляда, а также путём изменения места оратора в аудитории. Известно, что связь слушателей с оратором ослабевает, когда выступающий находится на большом расстоянии от аудитории, не учитывает своё местоположение и размеры помещения, количество слушающих. Напротив, когда расстояние сокращается, контакт становится более тесным, а значит, слово более действенным.

Важно умение ритора держать контакт с помощью выразительной интонации, вовремя сделанной паузы (порой это действенней, чем сказанное слово), изменения темпа речи, тембровой окраски голоса. Всё это относится к просодическим приёмам ораторской речи.

Итак, оратор должен владеть приёмами всех видов контакта: зрительного, эмоционального, вербального, паравербального, просодического.

В-третьих, необходимо установление тёплых, добрых взаимоотношений оратора и аудитории. Недопустимо со стороны ритора пренебрежение или равнодушие к адресату, высокомерие или желание доминировать. Напротив, важно использовать комплиментарную тактику, когда аудитория внимательна, проявляет интерес к речи. Согласитесь, что слушание – это трудный физический, психологический, интеллектуальный процесс, в ходе которого адресат должен воспринимать, понимать, анализировать, запоминать, эмоционально переживать информацию.

В-четвёртых, воздействие словом зависит от эмоционального состояния ритора, его умения и способности зажечь аудиторию, захватить её внимание и поддерживать его на протяжении всего выступления. Речь идёт об энергетике, которая создаётся адекватной громкостью голоса, разнообразной интонацией, нужным тембром, темпом речи и т.д. Опытный оратор может управлять вниманием аудитории, меняя интонационный рисунок речи, внося разнообразие в тембровую окраску, темп, громкость голоса. Говоря о невербальном поведении, важно напомнить, что жесты выступающего должны быть открытыми, симметричными, движения рук начинаться от уровня груди, что подчёркивает открытость, искренность оратора. При этом жестикулировать нужно умеренно и уместно, не отвлекая внимания от слова.

В-пятых, как показывает практика публичных выступлений, аудиторияочень ценитискренность, естественность, открытость в поведении оратора. Только эти качества могут вызывать расположение и доверие к нему.

Наконец, нельзя забывать и о том, что нас всё-таки «встречают по одёжке…». Внешний вид – это то, что в первую очередь оценивают слушатели, причём оценивают очень строго. Одежда оратора, его стиль, манера держаться – всё это создаёт первое впечатление о нём: либо настраивает на позитивное восприятие, либо создаёт барьеры, которые необходимо будет преодолевать. Что предпочитает среднестатистический слушатель в отношении внешнего вида оратора? Вряд ли его убедят эпатажные детали в одежде или поведении, спортивный стиль или небрежность в причёске. Публичное выступление требует делового стиля. Хорошо воспринимается умение оратора подчеркнуть свою индивидуальность. Искусство состоит в умении заинтересовать своим внешним видом и в то же время не отвлекать от главного – речи.

Итак, к слагаемым грамотного поведения оратора в аудитории относятся самообладание, уверенность в себе, умение установить контакт со слушателями, уважение аудитории, энергетика, открытость, искренность, естественность в общении, продуманный внешний вид.

Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2006; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2000; Кони А.Ф. Советы лекторам // Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956; Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1996; Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 2002; Полякова Е.К. Риторический идеал в русском коммуникативном сознании: психолингвистическое исследование: КД. Воронеж, 2003; Сопер П. Основы искусства речи. М., 2000; Хорошилова С.П. Психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека: КД. Новосибирск, 2006.

С.В. Меньшенина

 

ПОВЕСТВОВА́НИЕ – функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий. Преимущественная сфера использования П. – художественная литература. Напр.: Доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, <..> говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник <..>, после приёма больных, Старцев отправился в город <..>. В городе он пообедал, погулял в саду, потом <..> решил сходить к Туркиным <..> (А. Чехов).

В повествовательных фрагментах текста каждое предложение обычно выражает какой-л. этап в развитии действия, в движении сюжета. Основную смысловую нагрузку, как правило, выполняют глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (в приведённом примере – поселился, представили, отправился, погулял, решил и т.д.), которые обозначают сменяющиеся действия. Для П. характерна конкретная лексика (доктор, улица, город, сад). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приёма больных, потом).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений П. противопоставлено Описанию (см.), что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов: описание строится главным образом на использовании форм несовершенного вида, П. – совершенного; 2) в преобладании цепной (последовательной) связи предложений в П. – для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений: для П. нетипичны номинативные, безличные предложения, широко представленные в описании.

В художественно-изобразительной речи – художественных произведениях, некоторых жанрах публицистики (очерк, репортаж и др.), текстах-рассказах в разговорном стиле – органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в П. для наглядно-образного представления героев, места действия.

Лит.: Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Виноградов В.В. Избранные труды. М., 1980; Корпусова Е.В. Прагматический аспект роли говорящего в функционально-смысловых типах речи: «описание» и «повествование»: КД. Кемерово, 2003; Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980; Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.

Т.Б. Трошева

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 582 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.