Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ПЕРИССОЛО́ГИЯ. См. ПЛЕОНАЗМ




 

ПЕРИФРА́ЗА (ПЕРИФРА́З) (от др.-греч. περίφρασις − ‘описательное выражение, иносказание’) − стилистический приём, обозначающий описательное выражение предмета по какому-л. его свойству или признаку. Напр., город белых ночей, Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург, цветы жизни вместо дети, царь зверей вместо лев. П. используется в художественной, публицистической, ораторской речи как стилистический приём, помогающий усилить выразительность текста. В этом смысле особое значение П. приобретают в поэтической речи, где они строятся обычно на базе тропов, напр. метафоры: Осуждён я на каторге чувств / Вертеть жернова поэм (С. Есенин), метонимии: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин). Иногда П. используется при перечислении однородных предметов для того, чтобы избежать однообразия в наименованиях. Так, в «Сонете» А. Пушкина упоминаются пять прямых именований поэтов сонета: Данте, Петрарка, Камоэнс, Вордстворт, Дельвиг, а также два описательных: творец Макбета вместо Шекспир, певец Литвы вместо Мицкевич. Однако явление П. не ограничивается речью художественной или публицистической. В официально-деловой речи П. могут употребляться в качестве эвфемизмов с целью избежать прямой номинации, отражающей действительную сущность обозначаемого: человек без определённого места жительства вместо бездомный. В разговорной речи использование П. обусловлено её спонтанностью и ситуативностью: Дай мне то, чем пишут – т.е. ручку. Выделяют П. общепринятые (фразеологизмы, крылатые слова: кровь с молоком, вылететь в трубу, золотые руки и т.д.) и П. ситуативные, индивидуально-авторские, смысл которых обусловлен конкретным контекстом: Время − мельница с крылом (С. Есенин). Для того чтобы эффективно пользоваться П., надо помнить, что они предполагают непрямое, косвенное именование через подчёркивание, выделение какой-л. стороны, качества, признака объекта, т.е. необходимо пристальное внимание к значению употребляемых слов. Полезно также иметь представление о грамматической структуре П. Чаще всего она предполагает именные сочетания типа сущ. + прил. (первая перчатка), сущ. + сущ. в род. падеже (знаменосец мира) и комбинации указанных структур (рыцари пятого океана – о лётчиках). Распространены также глагольные сочетания (дурака валять) и развёрнутые предикативные единицы (Пришли мне, выражаясь языком Делиля, витую сталь, пронзающую засмолённую главу бутылки, т.е. штопо р – письмо А.С. Пушкина к брату). Небесполезным представляется также обращение к словарям. Один из последних словарей П. – это словарь А.Б. Новикова «Словарь перифраз русского языка» (на материале газетной публицистики).

Лит.: Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966; Кожин А.Н. Перифрастические построения в языке советской эпохи // Русский язык в школе. 1977. № 4; Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д, 2010; Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). М., 2004; Потебня А.А. Из записок по теории словесности // А.А. Потебня. Эстетика и поэтика. М., 1976; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985; Русский язык. Энциклопедия [Электронный ресурс]. М., 2003; Синельникова Л.Н. К вопросу о сущности перифразы как функционально-семантической единицы. М., 1972; Сиривля М.А. Перифраз как экспрессивное средство языка газеты: семантико-пргматический аспект: КД. Костанай, 2007; Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975; Старичёнок В.Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д, 2008.

Н.С. Цветова

 

ПЕРКУ́РСИЯ (от лат. percūrsio − ‘пробегание’) – риторический приём паралогического типа (см. Паралогические риторические приёмы), механизм которого строится на отклонении от закона достаточного основания; в результате чего в тексте нарушается логико-смысловая обусловленность последующего высказывания предшествующими. Напр.: Какие глупые места! / А кстати: Ларина проста, / Но очень милая старушка; / Боюсь: брусничная вода / Мне не наделала б вреда. Скажи, которая Татьяна? (А. Пушкин) – здесь П. создаёт эффект быстрого и хаотичного перехода от одного предмета речи к другому («поток сознания»); Матушка, спаси твоего бедного сына! Урони слезинку на его больную головушку! Посмотри, как мучат они его! Прижми к груди своей бедного сиротку! <…> А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка? (Н. Гоголь) − П. является средством изображения психической неадекватности персонажа художественно-литературного произведения.

Хотя этот приём, используемый главным образом в художественных текстах, малочастотен, вышеприведённые примеры иллюстрируют его полифункциональность. Встречается П. и в газетных текстах: А. Лукашенко, президент Белоруссии: «Суть контроля за конституционностью принимаемых в стране конституционно-правовых актов не должна сводиться к их критике». Комментарий журналиста: Разумеется, лучший вид обсуждения – это острое, нелицеприятное, порой беспощадное … одобрение всего, что спущено свыше! (АиФ. 2008. № 9).

Лит.: Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999; Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2005.

А.П. Сковородников





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 658 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.