Прежде чем говорить о роли и мес-
те человека в обществе и роли общества в жизни человека, нужно выяснить,
что же такое человек?
В философии древнего мира человек мыслился как часть космоса, не-
коего единого сверхвременного порядка и строя бытия, как "малый мир",
“микрокосм” (Демокрит) — отображение и символ вселенной. Человек со-
держит в себе все элементы “стихии космоса". Он состоит из тела и души как
двух аспектов единой реальности (аристотелизм), или как две разнородные
субстанции — душа и тело (платонизм). В индийской философии, в учении о
переселении душ граница между человеком, животным и даже растениями
рассматривается подвижной, размытой.
В христианском представлении человек как образ и подобие бога раз-
двоен на природное и божественное — тело и душу. В эпоху Возрождения
проводится мысль об автономности человека, его безграничных творческих
возможностях (Пико делла Мирандола). Декарт видит главным в человеке —
мышление (“мыслю— значит, существую”). У Канта вопрос о человеке —
основной вопрос философии. Человек принадлежит двум различным мирам
природной необходимости и нравственной свободе. Он разделяет антрополо-
гию и физиологию человека. Марксистская философия в основу трактовки
человека кладет его социальную сущность в ее конкретно–историческом
проявлении.
В современном научном понимании человек — это высшая ступень
развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической
деятельности и творец культуры. Это единство физиологического и духовно-
го. Человек смертен — бессмертны его дела. Из приведенных выше позиций
о человеке в том или ином варианте следует, что человек существо мысля-
щее. Способность к мышлению принципиально отличает человека от всех
живых организмов на Земле. И именно эта способность объективно и субъек-
тивно позволяет одному из героев пьесы М. Горького "На дне" — Сатину
заявить: Человек — это звучит гордо!. Вместе с тем, человек — это не только
существо мыслящее, — это существо общественное.
Люди объединились и создали общество для обеспечения производства
материальных благ и духовных ценностей, для обеспечения своей безопасно-
сти и социальной справедливости. Пусть это часто нарушается, но создано
общество именно с этими целями, стремясь к ним люди многие столетия
стремятся усовершенствовать общество. Общество, естественно, не может
существовать без людей, но и люди не могут существовать без общества.
Что же это за феномен — общество? М. Вебер: общество — это взаи-
модействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентирован-
ных на других людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему
отношений между людьми, связующим началом которой являются специфи-
чески человеческие нормы и ценности. Маркс: “Общество — исторически
сложившаяся совокупность отношений между людьми в процессе их совме-
стной деятельности.
Если суммировать эти позиции, то можно определить общество в са-
мом широком смысле как систему исторически сложившихся форм совмест-
ной жизнедеятельности людей. Прежде всего, это целостная система. Это
единый организм, имеющий свою структуру, множество элементов и свою
особую форму движения — социальное движение.
Общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму их связей
и отношений, в которых эти индивиды находятся. Общественные отношения
— это то специфическое, что отличает социальные образования от всех дру-
гих систем материального мира. 0днако это не означает, что общество явля-
ется только продуктом взаимодействия людей. Оно включает в себя произ-
водство, социальную структуру, идеологию, мораль, право и т.д. Общество
— многообразная, многоплановая, чрезвычайно подвижная система. Оно по-
стоянно находится в состоянии движения, развития, изменения. Именно по-
этому так сложна социальная философия, объектом изучения которой явля-
ются человек и общество, их взаимодействие, динамика развития.