Социальная филосо-
фия — составная часть философии и одновременно наиболее общая социоло-
гическая теория. Это наука об общих законах функционирования и развития
человеческого общества. Как философская концепция исторического и онто-
логического процесса, социальная философия представляет собой распростра-
нение философских принципов и подходов на общество.
Основной философский принцип о первичности материи и вторично-
сти сознания конкретизируется в социальной философии как признание пер-
вичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. При
этом общественное бытие выступает как совокупность материальных обще-
ственных явлений и процессов, существующих независимо от воли и созна-
ния индивидов или общества в целом, а общественное сознание является
своеобразным отражением общественного бытия. В основе такой позиции
лежит простой и естественный факт: общественное сознание органично свя-
зано с индивидуальным сознанием, ибо мыслят люди и в результате их мыш-
ления формируется не только индивидуальное, но и общественное сознание.
А мыслят люди при помощи мозга, который материален, как и сам человек.
Эмпирически наблюдаемые и с научной точностью констатируемые
общественные отношения позволили применить в исследовании обществен-
ных процессов критерий повторяемости, благодаря которому оказалось воз-
можным выделить общее в социальном развитии разных народов и стран в
различные периоды их функционирования. На этой основе стало возможным
создание формационных и цивилизационных моделей описания развития
общества. Согласно формационному подходу история общества делится на
общественные формации, различающиеся главным образом по способу про-
изводства материальных благ. Сторонники цивилизационного метода утвер-
ждают, что идеал, цель, социальная модель играют огромную инструмен-
тальную роль в познании общества. В этом плане ключевыми являются такие
понятия, как индивидуальность, свобода личности, богатство общества, ду-
ховность, демократия. Система этих ценностей служит основанием становя-
щегося идеала как образа цели, инструмента построения модели будущего.
Формационный метод был долгое время в нашей стране господствую-
щим. Его сторонники обвиняют сторонников цивилизационного метода в
идеализме, в недооценке материальных факторов в обществе. В свою очередь
цивилизационники обвиняют формационников в догматизме. Они утвержда-
ют, что формационный метод ошибочен, ибо не все народы прошли указан-
ные в трудах основоположников марксизма пять общественно-исторических
формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистиче-
ской и коммунистической. Народы Северной Европы, России не прошли ра-
бовладельческой формации, никто еще не построил коммунистическую фор-
мацию.
Нам представляется этот спор бесплодным. Каждый из методов имеет
свои плюсы и минусы. На современном этапе, на рубеже второго и третьего
тысячелетий развития цивилизованного общества оба метода должны допол-
нять друг друга и принципы каждого из них могут быть использованы в со-
ответствии с целесообразностью их применения в решении задач, в тех или
иных условиях.
Конференция ООН, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, не
только доказала неприемлемость существующих механизмов развития обще-
ства, но и раскрыла основные принципы и признаки общества нового типа,
которое должно установиться в мире в начале третьего тысячелетия. Это об-
щество, основанное на началах всестороннего общечеловеческого прогресса,
добра, взаимопонимания, взаимопомощи, общего благополучия, последова-
тельной демократии и высокой морали. Конференция в Рио не предложила
механизма становления такой цивилизации. Эту задачу должна решить или,
по крайней мере, определить пути ее решения, социальная философия.
Естественно, каждый образованный гражданин, если он хочет общест-
венного блага, должен знать социальную философию и уметь пользоваться ее
методологией. Социальная философия по своему объему очень широка и
многопланова. Она включает в себя, в той или иной степени, весь комплекс
проблем, стоящих перед человечеством. Объем работы не позволяет охватить
значительное количество этих проблем, поэтому мы избрали для изложения
наиболее характерные для современного уровня социальной философии:
а) роль общества в жизни человека;
б) социальная структура и ее динамика;
в) общественное сознание.