Современный человек существует в окружении естественных, преобразованных и созданных им продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи. Музей, созданный первоначально для хранения, изучения и экспонирования интересных с точки зрения культуры и науки предметов природного и искусственного происхождения, постепенно приобрел статус хранилища социальной памяти и трансформировался в социокультурный институт. Музей представляет ценности, утрачиваемые обществом, привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс, сохраняет ценности как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур. Современный музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненные ценности в будущее, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего и будущего в истории человечества.
Музеи – специальные научно-исследовательские и просветительные учреждения и заповедные зоны, в которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и популяризируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы. Музей - это социальный институт, осуществляющий хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым возникали национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.
Типологизация музеев затруднена ввиду их огромного разнообразия и социального назначения. Виды музеев, задачи, содержание их деятельности необычайно разносторонни. При классификации музеев их можно условно поделить на типы: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев также разнятся: исторический, технический, сельскохозяйственный, естественнонаучный, художественный, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и другие.
Музеи бывают исторические (экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях), зоологические (в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий (музей Зейской ГЭС), музеи, посвященные определенным видам деятельности (Музей золотодобычи в г. Зее), в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» - небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали художественные музеи («Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей А.С. Пушкина», «Музей В.И.Ленина», «Музей-усадьба Л.Н.Толстого» и др.) Мемориальные музеи представляют публике вещественные экспонаты, воссоздающие общественно-историческую обстановку. Собственно художественные музеи включают собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» - музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.). Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Бородинская панорама»). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» - музей под открытым небом).
Повышается роль музея как хранителя наследия и транслятора традиций, то есть этот социальный институт становится фактором укрепления стабильности развития региона и национальной самобытности Российской Федерации. Музейная коммуникация посредством экспозиций и музейно-педагогической деятельности приобретает все большее значение как фундамент формирования гражданственности и патриотизма населения, воспитания социальной ответственности, служит преодолению межэтнической разобщенности.
Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.
Интерес человека к собиранию и сохранению свидетельств природного и рукотворного характера, отражающих и запечатлевших эволюцию окружающего мира, прослеживается с давних времен в разных странах в разное время. На протяжении всей истории люди собирали и стремились сохранить предметы, имевшие религиозное или эстетическое значение. Первым опытом коллекционирования можно считать дары, вкладывавшиеся верующими по обету в храмы Древней Греции. Для хранения этих приношений возводили специальные здания, называвшиеся THESAUROI – «сокровищница». Сюда же можно отнести и более ранние предметы погребального культа в пирамидах Древнего Египта. В сокровищницах и пирамидах образовывались своего рода коллекции. Коллекции, кроме того, представляли собой дворцовые и храмовые собрания редкостей, предметов искусства и святынь, принадлежавших знати. Например, коллекции военных трофеев в императорском Риме, характеризовали доблесть, бесстрашие и отвагу тех, кто их собирал.
Феномен музея как особого социально-культурного института существует с XV века, однако, употребление слова «мусей» относится к временам Древней Греции, где этим словом обозначали храм муз (девяти дочерей Зевса и богини памяти Мнемосины – покровительниц искусства, литературы и наук).
Первые учреждения музейного типа – «кунсткамеры» или просто «камеры», «кабинеты», галереи – появились в XVI-XVII веках. Круг коллекционеров складывался из наиболее образованных и интеллектуально развитых представителей своего времени, которые являли своими действиями нараставший в обществе интерес к культурному наследию. Кунсткамеры представляли собой собрание предметов природного мира, т.е. мира человека, животных, растений и минералов, а также предметов «искусственного мира», т.е. предметов сделанных руками человека. «Кабинет» в эпоху Возрождения представлял модель мира в миниатюре и чаще всего отражал научный интерес к миру природы или науки. Основателями многих коллекций были профессора, врачи, аптекари или богатые аристократы, интересующиеся научными открытиями или природными явлениями. Собирательство стало непременным атрибутом светского человека, выражением его индивидуальности.
Первым, кто сделал шаг к созданию общедоступного музея, был Франческо I Медичи, который приспособил для размещения своих коллекций здание, построенное Дж. Вазари в 1584 г. во Флоренции. Ныне там располагается галерея Уффици. Одним из ведущих мотивов этого акта была необходимость официального закрепления за династией бывших банкиров статуса правителей Флоренции, показа их могущества и просвещенности.
Формирование первого музея в современном смысле этого слова произошло после Великой французской революции. Это было связано с законодательной деятельностью Учредительного собрания, которое 26 июля 1791 г. объявило Лувр, являвшийся королевской резиденцией, собственностью государства. Музей Лувра выполнял задачу сохранения национального художественного достояния. Его новой функцией стало распространение знаний и поэтому двери музея открылись для широкой публики. Картины, экспонаты были снабжены пояснительными табличками, организовывались экскурсии и лекции, был подготовлен каталог.
Социальные преобразования, происходившие в нашем обществе во второй половине XIX века, выдвинули перед музеями задачи не только познавательные, но и образовательные, способствующие расширению кругозора. Особое место в создании отечественных музеев на рубеже XIX-XX веков сыграли меценаты (П.И. Щукин, А.А. Титов, А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов, П.М. Третьяков). Имена целого ряда крупных российских промышленников вошли в историю именно потому, что они способствовали развитию русской культуры, ее духовному обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм, поддерживали материально творчество писателей, артистов, художников. Меценатам русская культура обязана и тем, что они собрали и сохранили для потомков богатейшие культурные и художественные ценности, способствовали не только созданию новых музеев, но и театров, картинных галерей, памятников.
После Второй мировой войны, нанёсшей культурному наследию невозместимый урон, ЮНЕСКО и другие международные неправительственные организации приняли на себя ответственность за сохранение культурного наследия. Созданы Международный совет музеев (ИКОМ) и Международный совет по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС). ЮНЕСКО относит музеи к научным и техническим учреждениям, необходимым для сохранения и популяризации культурных ценностей и подчеркивает их просветительскую миссию и демократический характер, роль в обществе как центров разума и культуры.
Музеи начали активнее участвовать в общественной жизни страны, на базе музея стали проводиться научные и научно-познавательные конференции, концерты, вечера, выставки. Современные задачи музеев связаны с постановкой актуальных проблем, в частности, с обучением и воспитанием посетителей. Такая установка на музейное дело сформировалась в нашей стране не сразу. Постепенно в связи со стремлением к открытому обществу, осмысление музея, как центра культуры, обладающего образовательными возможностями, стало преобладать над другими. В 90-е годы XX века понимание музея как «специфического средства извлечения информации, содержащейся в овеществленных формах прошлой и современной культуры» стало наиболее популярным и востребованным.
В постиндустриальном глобализирующемся мировом пространстве музей является одной из форм проявления самоидентификации человеческих сообществ, центром социокультурной адаптации. Музейная коммуникация, оказывая одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, стимулируя ценностное отношение к действительности, способствует формированию исторического сознания, нравственной памяти и духовности. Сохраняя традиции, вносящие стабильность в общество, современный музей претерпевает значительные изменения, становясь все более открытым для общества и все активнее интегрируясь в социокультурную среду.
Новый этап в деятельности по защите культурных ценностей приходится на начало XXI века, когда ЮНЕСКО были приняты Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) и Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.). В этих документах изложены руководящие принципы музейного права: защиты культурных ценностей, сохранения и поощрения многообразия культуры, свободного перемещения культурных ценностей; доступности к культурным учреждениям и публичности представления культурных ценностей; всеохватности и взаимности культурного сотрудничества.
В настоящее время музеи являются инициаторами развития исторических городов, способствуют трансляции ценностей культуры в современном мире, участвуют в образовательном процессе, способствуют формированию культурной идентичности личности, воспитывают толерантность.
Практическая деятельность любого музея состоит из научно-исследовательской работы, научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности, а также внедрения современных технологий в деятельность и управление музеем. Научные исследования являются обязательным условием функционирования каждого музея, поскольку их результаты определяют уровень научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и образовательной деятельности.
В ходе научно-исследовательской деятельности музея решаются следующие задачи:
- оценка музейного фонда;
- обоснование направленности и характера тематических и систематических коллекций;
- определение критериев отбора материалов в фонд с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;
- определение круга и объема информации, подлежащей фиксации в документах;
- разработка системы карточных каталогов комплектования.
Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведении музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность. В ряду музейных предметов следует вычленить предметы, составляющие основу собрания, это – основной фонд музея. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, образуют обменный фонд. Принадлежность предмета к основному и обменному фондам, оформляется разными юридическими документами. В коллекционном фонде могут находиться и идентичные экземпляры. Из идентичного количества предметов может быть сформирован дублетный фонд. В состав коллекционного фонда входят предметы уникальные и типовые. Для науки и культуры они имеют разное значение. Поэтому их целесообразно выделить с помощью карточек в отдельные фонды.
В ходе комплектования реализуются задачи исследования социокультурных процессов и явлений, их отражение в музейном собрании. Комплектование должно осуществляться в соответствии с научной концепцией музея и опираться на научные принципы комплексности, историзма и объективности. При отборе комплектуемого материала необходимо учитывать не только его характер и объем информативности, но и требования, предъявляемые к нему как к части музейной коллекции, к возможному объекту показа.
Одним из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности музея являются исследования в области охраны и хранения музейных фондов. Консервация и реставрация музейных фондов развились в самостоятельные отрасли прикладного музееведения, которые характеризуются широким применением исследовательских методов и методик естественных дисциплин – физики, химии, биологии, материаловедения и др. Причем ведущим направлением становится профилактическая защита музейных предметов от вредных влияний окружающей среды, т.е. консервация. Например, изучается влияние климатических условий, особенно температуры и относительной влажности воздуха на различные материалы. Вырабатываются требования к условиям длительного хранения предметов в фондохранилищах и экспозиционных помещениях. Часто материалы требуют создания оптимальных режимов хранения, например, микроклимата, поэтому в сферу исследования включаются изучение технических средств для создания определенных условий сохранности материалов. Особое значение приобретает исследование вопросов влияния света на различные материалы; это касается, прежде всего, экспонируемых музейных предметов. Другие факторы, оказывающие вредное воздействие на музейные предметы: пыль, загрязнение воздуха, бактерии, факторы животного и растительного происхождения.
Основными юридическими документами в музее являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации – научные инвентари. Эта документация, в которой ведется учет музейных фондов, подлежит регистрации и вечному хранению. Учетная деятельность – одно из важнейших условий выполнения музеем его социальных функций.
Одним из значимых направлений музейной деятельности является музеефикация артефактов и природных зон. Эта деятельность заключается в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.
Понятие «музеефикация» употреблял в своих работах еще Ф.И.Шмит, но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны во время широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: «под музей», т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и «как музей», то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или «мягкая») музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (например, музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием. Наибольшее число среди музеефицированных объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ века в сферу музеефикации все активнее включаются памятники археологии, науки, техники и природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.