Процесс изменений в предметной, культурной, природной среде неизбежен, так как существует множество объективных и субъективных причин для отказа от тех или иных ценностей прошлого. Но, тем не менее, общество в настоящее время, создавая специальные государственные службы и поддерживая добровольческие организации, работающие в направлении сохранения разных объектов, вырабатывает своеобразную политику, принимает соответствующие законы и постановления, гарантирующие охрану наследия. Оно прислушивается к требованиям «зеленых», активистов движения за сохранение культурного наследия, корректирует те или иные действия в сфере промышленного развития, идет процесс ужесточения контроля за соблюдением изданных законов. Какими же мотивами руководствуется и общество, отдельные социальные группы и личности, действуя в направлении охраны и сбережения природного и культурного наследия?
Понимание экономической, жизненно важной роли данного феномена. Начнем с примера. В наши дни стало очевидно, что человечество утрачивает богатство видов растительного мира. Разнообразие сортов сельскохозяйственных культур все время падает. Так, в США в 1903 г. выращивалось более 8 тыс. сортов и разновидностей культурных растений, а в 1983 г. - только 600. Такое сокращение ассортимента означает, что неожиданное появление возбудителя болезни или вредителя, приспособившегося к самым распространенным сортам, может полностью лишить человечество той или иной сельскохозяйственной культуры.
В настоящее время в мире имеется около 1400 хранилищ семян, но многие из них ненадежны: находятся под угрозой природных бедствий, массовых беспорядков внутри страны, войн или плохого управления. Это привело к решению создать международных банк семян сельскохозяйственных культур, рассчитанный на три миллиона проб семян. Условия, созданные в новом хранилище, позволят поддерживать температуру, при которой семена смогут не терять всхожести два столетия. Здесь будут храниться семена, как культурных, так и диких растений. Средства выделены правительством Норвегии - 75 млн. долларов.
Во время войн часть имущества противника разрушается, но часть имущества сохраняется в хозяйственных целях. Так, металл, включая золотые, и серебряные изделия древних инков, шел на переплавку и чеканку монет или оружия.
Признание сакральной роли за теми или иными раритетами, ведет к их сохранению из-за боязни причинить себе вред. В очень древние времена и в эпоху Средневековья часто святыням других народов не причиняли вреда из-за опасения мести богов. Великий полководец IV века до н.э. Александр Македонский во время своих завоевательных походов даже принимал религию завоеванного народа. Он посещал жрецов Древнего Египта, был посвящен ими в сан фараона, в Персии принял религию бога огня. То же делали римские завоеватели. Они во время своих бесчисленных войн редко разрушали храмы противника, вывозили в Рим изображения местных богов, строили им храмы.
Идентификация, отождествление с прошлым, попытки сохраняя какие-либо предметы, «вернуть» это прошлое, поддержание памяти. В этих целях на бытовом уровне сохраняются альбомы фотографий, детские рисунки, поделки, рассказы о прошлом своих близких и т.п. Такое поведение формирует традиции, поддерживает духовную связь с предками, наполняет жизнь содержанием, отличным от переменчивой повседневности. Многие беженцы в годы войн, революций длительное время бережно хранили редкие реликвии, которые связывали их с минувшим временем, страной, городом, где они жили.
В наши дни идет активный процесс возвращения этнической неповторимости у ряда этносов, реанимация утраченных религиозных верований, связанных с ними обрядовых действий, появляются профессиональные шаманы, целители, восстанавливаются реликтовые рощи, сажаются священные деревья, создаются условия для двоеверия (христианства и язычества) у некоторых народов РФ.
Близкая к этой тенденции – тенденция доказательства исключительности, исконности своих корней, принадлежности к господствующим царским родам, господствующему классу или силам, ныне вставшим у власти.
Исторические примеры таких мотивов можно найти в разные периоды и сегодня они обнаруживаются в поведении тех, кому выгодно из разных соображений поднять свой престиж, встать рядом с социальными слоями, преуспевающими в политических сферах. Из истории Отечества XVI века известен пример подготовки Иваном IV и митрополитом Макарием процедуры «венчания русского царя на престол» и разработки идеологической доктрины «Москва – третий Рим». В ходе этой подготовки была написана «родословная Ивана IV», якобы берущая начало от римского императора Августа. После революции появились автобиографические работы, в которых доказывалось участие тех или иных людей, их отцов в революционных событиях, принадлежность к пролетарским массам, случаи преследования царскими властями. Когда в 1991 г. в стране произошел политический переворот и к власти пришли новые политические силы, в биографиях тех же людей появились новые свидетельства о якобы принадлежности их к дворянским родам, о владении их предками фабриками или заводами и т.п. В связи с такой мимикрией возникала необходимость обращения к псевдоархивным документам или фальсификация каких-то материалов, в духе тех или иных времен, что придавало «подлинность» описываемым событиям.
Сохранение как демонстрация своего богатства и своей мощи, Так, в царствование Ивана IV во дворец стали привозить так называемое «скифское золото» из курганных захоронений. Царь любил иностранным послам демонстрировать такое богатство, однако, надо полагать, при этом стремился поразить их не качеством ювелирной отделки, а количеством и величиной золотых предметов. Для сословия нуворишей (людей, быстро разбогатевших на спекуляциях) в разные периоды истории, будь то древний Рим, послереволюционная Франция, Англия в период промышленной революции или современная Россия, характерно приобретение антиквариата, картин, дворцов для демонстрации своего состояния, однако без должного понимания художественно-исторической значимости приобретенного.
Экономическая целесообразность. Сохранение и демонстрация реликвий осуществляется в целях поддержания жизнедеятельности малых городов, деревень, монастырей, храмов. Для этого создаются условия для привлечения в эти места туристов, верующих, предпринимателей в целях получения средств для развития производств, реставрации предметов культа, в целом поднятия уровня жизни местного населения. Издавна те населенные пункты, монастыри, церкви, часовни, которые, так или иначе, были связаны с образом Христа, жизнью христианских мучеников, практиковали изготовление мощей, гвоздей, кусочков тканей, иконок, которые наделялись особенной силой и служили предметом торговли в среде верующих. Ныне создание местных музеев приводит к возникновению ремесленных мастерских старого образца, восстановлению забытых технологий, реконструкции инструментов и другого. Прославившийся в наши дни в европейской части России город Мышкин снискал себе туристическую славу благодаря, с одной стороны - своему названию, которое получило вещественное воплощение в Музее мыши, а с другой – в неустанном поиске и восстановлении самых разных утраченных технологий, народных преданий, традиций, кулинарных рецептов. Индустриальные города мира и окружающие их пригороды, утратившие национальное своеобразие, служат антитезой развитию этнографических деревень, сельского туризма, фольклорных фестивалей и театров. Для того чтобы все это развивать и поддерживать в «товарном виде», необходимы не только средства, но и серьезные научно-исследовательские разработки. Поэтому следующей причиной, побуждающей людей сохранять природное и культурное наследие, является развитие научно-исследовательской деятельности в разных областях общественной практики и изучении истории народов. Таким образом, следует помнить о том, что каждое общество со временем накапливает «культурно-исторический фонд».
Культурно-исторический фонд – это совокупность разноплановых, разновременных артефактов, дающих максимально полную информацию об историческом прошлом и настоящем того или иного социального слоя, семьи, этноса, региона, государства.
В отношении к тем или иным явлениям и предметам, не соответствующим политическим установкам конкретных властей, общественная практика выработала прием «изъятия из широкого использования, без уничтожения таковых». При этом подобные предметы (книги, произведения живописи, религиозные и другие объекты) помещаются в специальные хранилища или драпируются так, чтобы подчеркнуть отношение современного общества к этим ценностям. Так, во Дворце дожей в Венеции в зале, где выставлены портреты всех правителей, существуют и задрапированные портреты тех, кто в годы своего правления превысили полномочия, узурпировал власть, вызывал народный гнев. В советские годы в библиотеках существовали так называемые специальные хранилища (спецхраны). В них были сосредоточены книги, альбомы, имеющие либо антисоветское содержание, либо содержание не совместимое с нравственными и/или идеологическими установками общества (порнографические, фашистские, националистические и т.п. издания).
Поскольку сохранение должно соответствовать реальным экономическим возможностям государства на данном этапе его развития, необходимо иметь представление о затратности мероприятий по защите и охране артефактов.
Средства нужны:
а) для процесса исследования и выявления памятников, которые необходимо сохранять;
б) на текущий ремонт, организацию охранной деятельности в прямом смысле слова;
в) на изучение, подготовку проектов реставрации, ее проведение;
г) на то, чтобы использовать отреставрированное здание, предметы наследия (найти место, где они будут храниться или использоваться, доставить их туда, внести в каталоги и прочее).
Поэтому, исходя из конкретных материальных возможностей общества выработан прием реадаптации памятников истории и культуры к современным нуждам людей. Иными словами, отреставрированный памятник архитектуры может использоваться как культурный центр, туристический комплекс, административное здание, краеведческий музей, музейный комплекс. В отличие от небольшого артефакта, например, рукописи, которую можно поместить в какое-либо хранилище и тем самым обеспечить ее сохранность, здание или комплекс зданий не могут существовать в удовлетворительном состояния, не будучи использованы людьми. Любое здание рассчитано на определенный тепловой режим, чтобы сохраняться в удовлетворительном состоянии, ему необходим периодический ремонт, обновление внешних элементов, подвергающихся влиянию атмосферных осадков. Именно поэтому государства часто прибегают к использованию старых зданий под музеи. Так в Англии Тауэр стал музеем, в музейные комплексы превращены бывшие царские палаты, дворцы в Петербурге – Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых и других. Бывшие помещичьи усадьбы: Мураново, Арханегельское, Останкино, Кусково и множество других стали музеями-заповедниками или художественно-литературными музеями. Они включены в актуальную художественную практику общества и поэтому их легче сохранять.
В настоящее время культуроохранная деятельность сталкивается с труднопреодолимой тенденций, связанной с усиливающейся коммерческой эксплуатацией объектов культурного наследия. Эта тенденция находится в противоречии с общественным движением защиты культурно-национального богатства разных регионов страны. Пропаганда знаний охранных технологий и правовой защиты такой деятельности на уровне учебных заведений является актуальной задачей современной педагогической и научной практики.