Социально-гуманитарный факультет
Кафедра культуры и дизайна
Т.Н. Варламова, И.Ю. Иванова
Сохранение и использование культурного наследия
(Охранные технологии в социально-культурной сфере)
Учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Культурология»
Москва, 2013
ББК
УДК
В
Учебное пособие подготовлено кандидатом философских наук, доцентом кафедры культуры и дизайна РГСУ Т.Н. Варламовой и старшим преподавателем кафедры культуры и дизайна РГСУ, кандидатом искусствоведения И.Ю. Ивановой.
Рецензенты:
Сладкова О.Б. - доктор культурологии, профессор МГУКИ
Каменец А.В. - доктор культурологии, профессор РГСУ
Утверждено на заседании кафедры культуры и дизайна РГСУ. Протокол № 4 от ноября 2012 г.
Учебное пособие рекомендовано студентам-культурологам, изучающим курс «Охранные технологии в социально-культурной сфере», представляет интерес в решении проблем реализации охранных технологий в социально-культурной сфере, касающейся сохранения культурного наследия, в частности памятников истории и культуры и культурных ландшафтов. Читатель составит представление о том, что с точки зрения культурологии, считается памятником культуры, к компетенции каких государственных органов относится охрана памятников, познакомится с типовым разнообразием наследия, с тем, как осуществляется учет и регистрация объектов наследия, их реставрация, консервация, ремонт, реадаптация, получит информацию о технологических процессах в деле сохранения культурного достояния.
Отв. за выпуск: Варламова Т.Н.
ВВЕДЕНИЕ
На этапе социальных потрясений, кризисов и радикальных изменений в обществе особенно актуальным становится вопрос сохранения и преемственности культурного наследия. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется тем, что культурно-исторический процесс протекает на новом историческом витке развития, при интенсивном наращивании процессов глобализации. Социальные условия в современной России вполне релевантны общемировым изменениям и ведут к сближению с западной моделью поведения.
В обществе, как и в каждой отдельной личности, прошлое составляет прочнейшую духовную основу, его каркас. Поэтому вопрос о сохранении исторической памяти российского народа приобрел в настоящее время важное политическое и социальное значение, ибо без сохранения этой памяти невозможно возрождение сильной и независимой России. В системе государственных приоритетов сегодня на первый план выдвигаются проблемы национальной самоидентификации, что обуславливает обращение к культурно-историческому наследию нашего народа. Фундаментом нации и ресурсом интеграции служат общие духовные ценности, составляющие единый культурный код, определяющий основу данной цивилизации и целостность социума.
Постиндустриальная цивилизация осознала высокий потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. В существующем концептуальном поле обозначились два подхода, два различных отношения к культурному наследию. Один – трактующий культурное наследие как специфический товар, продаваемый ресурс, ориентированный на развитие культурной индустрии (будь то сфера услуг или туризм), стремящейся выйти на международные рынки со своими продуктами. Однако в современных условиях, особенно для нашей страны, велика вероятность того, что решая проблемы преимущественно экономического и политического порядка, мы можем создать социально-психологические и личностные проблемы, очень трудно поддающиеся разрешению. Поэтому во время кардинальных перемен, когда отказ от ценностей прошлого нередко оборачивается отречением от своих традиций и своей культуры, важно вспомнить о преемственности культурного наследия, как одной из закономерностей общественного развития и средства формирования социальной ответственности населения, особенно у молодого поколения. Поэтому обозначим и другой подход — ориентированный на экологию культуры, в рамках которой наследование понимается как процесс преемственности (право- и смыслопреемственности), опирающийся на общественные инициативы и использующий наследие как ресурс гуманитарного и регионального развития, передающий культурную память, традиции, транслирующий наработанный предыдущими поколениями опыт и знания. Должны быть признаны и подробно проанализированы и другие аспекты значения наследия как ресурса развития: роль в формировании национальной идентичности, поддержании мира и стабильности, а также сохранении культурного многообразия, ибо культурное наследие является для локальных сообществ своеобразным фильтром, через который воспринимаются глобальные изменения. Помимо этого важна его роль в формировании социального капитала, поддержании занятости. На базе использования культурного наследия местное сообщество может выстроить эффективные социальные стратегии, направленные на преодоление бедности, создать новые «кластеры» экономики для местного населения, расширить рынок культурных услуг и продуктов, развивать туризм и в целом материальную базу сферы культуры.
Охрана памятников истории и культуры – специфическая область знания, носящая междисциплинарный характер и обладающая определенной идейной направленностью. Кроме того, охрана культурного наследия никогда не была сугубо научной сферой. Главным залогом сохранения культурного наследия является гражданская зрелость самого общества, его культура.
Финансирование и юридическую сторону в этой области определяет культурная политика государства. Государственная охрана историко-культурных объектов (памятников наследия) включает в себя систему правовых, организационных, финансовых, информационных и иных принимаемых государством мер, направленных на выявление, учет, изучение, проведение историко-культурной экспертизы, установление границ территорий и зон охраны таких объектов, контроль за их сохранением и использованием.
Определение целей охраны культурных и природных феноменов основывается на определении ценности наследия.
Критерии ценности выражают предмет охраны, то есть те свойства, на сохранение которых должна быть направлена стратегия управления наследием. Принципы оценки наиболее полно разработаны для объектов Всемирного наследия: определены обязательные и вариантные критерии по культурному и природному наследию.
При отнесении объектов или территорий к Всемирному природному наследиюиспользуются критерии наличия уникальных природных феноменов, ключевых местообитаний и высокий уровень биоразнообразия. Высокая эстетическая ценность считается относительно субъективным критерием, и правомочность его применения многими экспертами ставится под сомнение. Помимо вариантных критериев существует два обязательных критерия — целостность территории и гарантия ее охраны (то есть наличие той или иной формы охраны).
Вариантные критерии ценности культурного наследия:
· объект должен представлять собой шедевр творчества;
· иметь ключевое значение для развития того или иного культурного явления;
· служить выдающимся свидетельством культурной традиции или типа культуры;
· иллюстрировать важный этап истории народов;
· обладать исключительной репрезентативностью в отношении той или иной культуры;
· обладать ассоциативным смыслом в отношении особо выдающихся личностей, событий, традиций, идей.
В качестве обязательных критериев добавляются аутентичность и, как и в случае с природным наследием, гарантии охраны. Аутентичность подразумевает подлинность, достоверность объекта в отношении своего места, времени и эпохи.
Утрата объекта культурного наследия – это не просто исчезновение одного дома, храма или памятника археологии, это потеря частицы самосознания, утрата ценности места. Большинство потерь в сфере культурного наследия практически невосполнимо. Память о прошлом воплощена в культурном наследии, и главная трагедия нашего общества заключается в неумении связно осмыслить наследие и современность, в неумении его использовать, в непонимании ответственности за его сохранение и передачу последующим поколениям.
ГЛАВА I. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
§ 1. Соотношение понятий «культурное наследие» и «памятник культуры»
Осваивая природу и используя ее материалы и силы для своих нужд, человечество приобретало знания, умения, навыки, опыт. Все это вошло в каждый созданный артефакт, закрепилось и осталось в нем, «опредметилось» и осталось жить для новых поколений. Чтобы воспользоваться этим предметным и духовным богатством, нужно научиться извлекать из него содержание, понять, освоить. Это достигается с раннего детства через общение со взрослыми, а потом через воспитание, образование, обучение. Процесс передачи от поколения к поколению жизненного опыта, знаний, умений навыков через созданный людьми предметный мир К.Маркс назвал «распредмечиванием» сущностных сил человека [1]. Культурное наследие как совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач.
Однако ясная и понятная в теории проблема преемственности культуры на практике всегда представляет собой очень сложный вопрос, формы решения которого в разные эпохи истории человечества были различными (вспомним переход от античности к средневековью, от феодализма к капитализму), как правило, на всех его этапах шла упорная борьба между старым и новым с выявлением устойчивых и неустойчивых элементов культуры. В каждой культуре можно выделить разновременные слои культурного наследия: одни из них уходят вглубь веков, другие – являются вновь приобретенными. Это наличие разновременных элементов отражает диалектику развития культуры: с одной стороны, сохраняются сильные элементы прошлых этапов, представляющие культурное наследие – традицию, без чего нет этнической или исторической общности, с другой – отбрасываются устаревшие элементы (их нередко называют «пережитками»), задерживающие прогрессивное развитие, и они заменяются новыми, соответствующими изменившимся условиям нового этапа развития. Преемственность представляет собой процесс сохранения устойчивости культурного наследия, развивающегося и трансформирующегося в ходе органического соединения с новыми явлениями в культуре, отражающими реальную, современную жизнь общества.
От категории «общественное», «государственное достояние» следует отличать в чём-то схожее, но не тождественное понятие - культурное наследие, за которым сохраняется специфическое содержание. Культурное наследие - это часть общественного, в том числе и государственного достояния, которая освоена культурным поколением людей и передаётся им по наследству следующему поколению.
Не всё общественное, государственное достояние входит в понятие культурного наследия, ибо не всё, созданное обществом, выступает в его культурном виде. Есть общественные явления, результаты деятельности прошлых культур, от которых ныне живущее поколение хотело бы отказаться, но ещё не в силах этого сделать. Например, атомное оружие, алкоголь, наркотики, терроризм и другие явления. Таким образом, культурное наследие часто уже общественного, государственного достояния.
К понятию «культурное наследие» можно подходить с разных точек зрения, с юридической, философской, культурологической. Общепризнанной является позиция, согласно которой культурное наследие – это совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле – сумма доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, подлежащих критической оценке и пересмотру, развитию и использованию в контексте конкретно-исторических задач современности, в соответствии с критериями социального прогресса.
К культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры и сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также передачи последующим поколениям. Как важный информационный потенциал, запечатленный в материальных объектах, явлениях, нормах морали и этики, философии и научных представлениях, культурное наследие жизненно необходимо человечеству для дальнейшего развития. Обязательными атрибутами наследия являются сохранность и востребываемость.
В правовом подходе не учитывается эмоционально-ценностный аспект в интерпретации артефактов и текстов наследия. Но поскольку именно он формирует приятие или неприятие обществом или отдельной социальной группой культурных ценностей прошлого, то в данной работе под культурным наследием мы будем понимать совокупность объектов и явлений, несущих в себе ценностную, эмоционально-значимую для того или иного субъекта информацию, обладающую способностью влиять на развитие общественной системы.
Такой многоуровневой, сложной системой является культура. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это «живая» (т.е. сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.
Именно в таком непрерывно совершающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.Культура выступает как мера реализации и развития общественной сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера» человека. Создавая продукт материальный или духовный (ценность), личность опредмечивает в нем саму себя, в той или иной мере свою индивидуальность. Культура - это самосознание общества каждого его периода, каждой прожитой эпохи. По творениям людей, по духовным и материальным ценностям, созданным ими в данную эпоху, мы судим о ее культуре, а по культуре - об обществе в целом.
Культурное наследие - это не только материальное богатство, но и общественные отношения людей, передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Развитие общества и развитие культуры возможно потому, что человечество хранит в своей памяти достижения прошлых веков, то, что открыто, познано, известно. Память человечества противостоит забвению, уничтожающей силе времени. Память – необходимое условие самосознания личности. Знание своих корней, своего прошлого рождает чувство ответственности перед обществом, связывает человека с прошлым и будущим. Социальная память для конкретного человека - это своего рода фундамент, на базе которого формируется индивидуальная память. Человек усваивает социальный опыт группы и общества, к которым он принадлежит. Индивид как бы погружается в жизненный поток, а социальная память является частью этого потока. Чаще всего индивид не замечает новоприобретенных ценностных установок, «впитанных» извне таким образом. Поэтому феномен социальной памяти состоит еще и в ее громадном, неосознаваемом влиянии, как на отдельного человека, так и на группу и общество в целом. Утрата памяти проводит к утрате представлений о самом себе, к потере собственного «Я». Своеобразие человеческой памяти состоит в том, что она не только естественно-природная, но и общественно-культурная. Осознание человеком самого себя в обществе дается освоением накопленного веками опыта, всего многообразия культуры своего и других народов, истории своей семьи, своего рода, своего отечества. Это важные элементы культуры личности. Человек, не знающий своего прошлого, вынужден заново определять себя и свое место в жизни, без исторического прошлого он не может ощутить будущего и живет только сегодняшним днем.
На информационной составляющей наследия останавливается и М.Е. Кулешова: «наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [2]. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал также Д.С. Лихачев в своем проекте Декларации прав культуры. Он понимает под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом автор четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки).
Таким образом, культурное наследие – это совокупность ценностей, доставшихся человечеству от прошлых эпох, критически осваиваемых и используемых в системе синхронных общественных и культурных связей в соответствии с вызовами (потребностями) времени.
Средств сохранения и передачи опыта прошлого много. Это язык, письменность, все без исключения виды искусства, это библиотеки, музеи, картинные галереи, выставочные залы, это архитектурные сооружения, храмы, монастыри, дворцы, садово-парковые ансамбли, то есть все, что хранит историю народа, память о прошлом. Таким образом, трансляция социальной памяти происходит с помощью определенных знаковых систем, которые мы можем назвать памятниками.
Памятник - в широком смысле - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. В нашей стране очень часто материальное культурное наследие воспринималось практически как синоним термина «памятник». В настоящее же время памятник рассматривается в основном лишь как синоним объекта наследия. Вместе с тем, как абсолютно справедливо отметила Т.Н. Миронова, «дефиниция «памятник», прежде всего, ориентируется на сохранение памяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельности; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения» [3]. Следовательно, в отличие от памятника, являющегося категорией точечной и нединамичной, объект наследия является частью целостной и развивающейся системы наследия.
Памятниками истории и культуры мы будем считать сооружения, предметы, памятные места, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или культурную ценность. Различают памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, а также письменности.
Именно памятник является связующим звеном между цивилизациями, общественными структурами и непосредственно поколениями людей. Отсутствие научных принципов конституирования памятника порождает теоретический вакуум, который, в свою очередь, толкает к импровизациям. Решающими здесь оказываются нередко общественные пристрастия, а то и просто мода или реклама. Подлинное культурное значение памятника остается непрочитанным и непознанным. Определение содержания, смысловой нагрузки памятника, включение его в современный культурный контекст – это и научно-исследовательская и общественно-политическая задача.
Интерпретация наследия и превращение последнего в доступное и востребованное достояние - это целый комплекс мероприятий от формирования привлекательного образа объекта и включения его в информационное поле, до образовательной деятельности и предложений по использованию объекта наследия в соответствии с типом, состоянием, окружением и социально-культурной значимостью. Но главное - условия успешного взаимодействия в социуме требуют, чтобы интерпретации культурных текстов были конвенциализированными.
Социальную конвенциональность можно трактовать в широком смысле как свойство социальных субъектов сосуществовать на основе различных видов соглашения. Конвенциональность (от лат. conventio -соглашение) - термин, употребляемый в культурологии и социологии и обозначающий неотъемлемое качество культурного объекта, приобретаемое им в результате признания за ним (вследствие установления согласия между участниками социокультурного взаимодействия) определенного набора устойчивых характеристик, выделенных в качестве значимых. Это способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, который предполагает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи, это положение, обязательное для всех граждан, которое дает возможность договориться.