Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Композиция сценария массового театрализованного




Празднества

А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрали­зованного празднества. Это, во-первых, торжественно-героический акт как «массовое выступление в собственном смысле слова, кото­рое предполагает движение масс из пригородов к какому-то еди­ному центру, а если их слишком много — к 2—3 центрам, где со­вершается какое-то центральное действие типа возвышенной си­мволической церемонии...». И, во-вторых, часть «более интимного ха­рактера — либо в закрытых помещениях, ибо всякое помещение должно обратиться в своего рода революционное кабаре, либо в открытых: на платформах, на движущихся грузовиках, про­сто на столах, бочках и т. п. Здесь возможны и пламенная рево­люционная речь, и декламирование куплетов, и выступление кло­унов с какой-нибудь карикатурой на враждебные силы, и какой-нибудь остро сатирический спич, и многое другое...»2.

•Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976, с. 13.

2 Луначарский А. О народных празднествах.— Вестник театра, 1920,. № 62, с. 4.


В этом первом и еще самом общем теоретическом взгляде на революционное советское празднество выделены действительно важнейшие его части, намечен характер его построения, подхода к организации и проведению. Но сегодня даже не специалисту видно, что в первой части празднества слиты воедино два само­стоятельных элемента: движение масс к единому центру и «цент­ральное действие». Это закономерно, так как в эстетическом аспекте в качестве театрализованного представления революцион­ное празднество в то время не могло рассматриваться.

Говоря же сегодня подробно о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как от­крытие празднества), кульминацию и финал.

Что же касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент, в отличие от театрализованных пред­ставлений других видов, более локального характера, рассредото­чен в общей мозаике компонентов.

Некоторые специалисты видят известное сходство в построении • массового театрализованного празднества с композицией такой музыкальной формы, как симфония. Содержанием симфонии, как известно, являются глубокие мысли и чувства, существенные жиз­ненные проблемы и противоречия. Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общно­сти людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отра­жения действительности вполне правомерно.

В первой части симфонии — в экспозиции — основные конт­растные темы-образы получают развитие в разработке, и затем темы этих образов подкрепляют, поддерживают основную схему композиции симфонии. Сценаристу театрализованного массового празднества разработка темы также помогает через частное про­вести общее, т. е. основную идею.

С театрализованным празднеством перекликается и такая му­зыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема празд­ника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднест­ва: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зри­тель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. «Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празд­нике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник»1.

'Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976, с. 14.


Участник театрализованного празднества, проводимого в пар­ке или на площадях города, редко находится длительное время в каком-либо одном месте. Передвигаясь по территории празднест­ва, он имеет возможность, в соответствии со своими интересами и вкусами, выбрать то или иное представление, мероприятие, те или иные игры, аттракционы, зрелище и т. п.

Выстраивая празднество, сценарист должен прежде всего ду­мать о том, как объединить эту массу зрителей, помочь им рас­средоточиться и одновременно воспринять основную тему всего празднества, как подчинить второстепенное, разнородное главно­му и единому. А это значит, что сценарий театрализованного празднества нужно строить так, чтобы определенные средства художественного воздействия распространялись на всех присут­ствующих.

К таким средствам относятся: оформление территории, эстрад и сооружений; передвижные театрализованные процессии или группы костюмированных; умело составленный радиоконферанс, печатный путеводитель или либретто, в котором в хорошей лите­ратурной форме излагается содержание и программа празднества. Всей массой зрителей воспринимаются также: пиротехническое представление, представление на воде и заключительный фейер­верк, театрализованное шествие (демонстрация, парад).

Эти общие средства воздействия дополняются теми впечатле­ниями, которые пришедшие в парк или на площадь получают, прослушав и просмотрев какую-либо программу концерта и т. п.

Отмеченные выше основные особенности драматургии массово­го театрализованного празднества определяют и специфику его композиции. В рамках основных элементов единого действия оп­ределяются здесь «степень эмоционального накала каждого эпи­зода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие»1.

Итак, архитектоника массового театрализованного праздне­ства в общих чертах напоминает композиционную структуру дра­мы, но важнейшие ее элементы здесь более обобщены и творче­ский монтаж осложнен огромным различием природы, характера и формы материала.

И все-таки крупнейший режиссер массовых театрализованных празднеств И. М. Туманов между началом, экспозицией праздне­ства и его кульминацией выделяет элемент развитие. Имеется в виду, очевидно, развитие действия. Правомерно ли при такой обобщенной архитектонике выделение элемента развитие дей­ствия? Разумеется, да, если не отождествлять эту часть праздне­ства с развитием действия сюжетной драмы. Развитие действия выстраивается, монтируется и готовит кульминацию не меньше, чем обычная развернутая экспозиция празднества.

Что касается самих элементов композиции театрализованного массового празднества, то их можно охарактеризовать следующим образом.

1 Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976, с. 15.


В массовых театрализованных празднествах тема начинает раскрываться с экспозиции, функции которой могут выполнять «ху­дожественное оформление территории праздника, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово»1, театрализованное шест­вие участников, торжественные ритуалы, марши-парады и т. п.

Развитие действия включает в себя театрализованные рапорты предприятий или городов, всевозможные игровые моменты, мас­совые гулянья, монтаж театрализованных представлений и многое другое.

Кульминация как наивысший эмоциональный момент в разви­тии действия представляет собой конкретное выражение темы; па словам И. М. Туманова, кульминация обобщает тему праздника и вовлекает зрителей в действие, в «орбиту своего влияния». «В практике драматургии кульминация есть своего рода критерий обоснованности всех элементов данного драматического постро­ения»2.

К кульминации следует так психологически подготовить зри­теля, чтобы возник момент соучастия, который выражается обыч­но в массовом активном пении, в каких-либо коллективных дей­ствиях.

Завершающий единое действие момент финал — весьма важ­ная часть в построении массового театрализованного празднест­ва. Задача финала — закрепить в сознании зрителей то, для чего было организовано празднество, к чему стремились его постанов­щики. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как явля­ется наиболее подходящим временем для максимального проявле­ния активности всех участников празднества.

В массовом празднестве, как и в любом театрализованном представлении, затянутый, многоступенчатый финал расслабляет впечатление, разрушает концепцию. Она должна «достраиваться» удачно найденной последней точкой, завершающим штрихом.

Желательно придавать финалу мобилизующий характер. Не случайно театрализованные празднества 20-х годов часто закан­чивались парадом войск или демонстрацией трудящихся, а позд­нее — театрализованными шествиями, карнавальными процессия­ми и т. п.

Творчески осмысленная и четко выстроенная композиционная структура массового театрализованного празднества является ре­шающей предпосылкой непрерывности его действия, ясности и за­конченности художественного образа. В такой композиционной структуре конфликтность выступает как специфическая форма от­ражения противоречивой, движущейся, изменяющейся действи­тельности.

1 Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного
концерта. М., 1976, с. 15.

2 Л о у с о н Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария.
М., 1960, с. 240.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1378 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.