Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Виды театрализованного представления и особенности его драматургии




В

предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представлений. Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стра­не формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утвержде­ния в жизни, другие, четко определившись по видовым парамет­рам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.

Движение самодеятельного творчества трудящихся определяет и постоянно корректирует этот процесс1.

То, что уже сложилось, определилось и имеет живое развитие в последние десятилетия, по видовым признакам можно класси­фицировать следующим образом (хотя и достаточно условно, не охватывая все существующие и мыслимые явления): агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная компо­зиция, тематический театрализованный концерт, массовое театра­лизованное празднество.

Тематический театрализованный концерт появился и начал оп­ределяться в видовых своих чертах в 70-х годах. Имеется и литерату­ра, специально посвященная этому новому виду театрализованного представления 2. Но мы не будем специально рассматривать его в главе, так как этот вид находится еще только в процессе становления и в теоретическом плане недостаточно осмыслен, раз­работан.

Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые признаки и одног временно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Пости­жение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других ви­дов театрализованных представлений. Поэтому рассмотрение дра­матургии празднества заключает наше исследование.


1 Небезучастен к данному процессу и профессиональный театр. Появление в
последние годы на сценах профессиональных театров спектаклей типа литера­
турно-музыкальных композиций и агитпредставлёний — еще малоизученная ис­
кусствоведами, но уже явно проявившаяся тенденция.

2 См. список рекомендуемой литературы в конце учебника.


10 Заказ № 3661



Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну общую задачу — воспитание трудящихся в духе коммунистиче­ской сознательности. Однако подходят они к этой задаче по-раз­ному, выполняют ее своими специфическими способами и сред­ствами.

Пропаганда и агитация — слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать — значит распростра­нять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать — значит про­буждать определенные стремления, побуждать людей к действию.

Однако суть нашей партийной, ленинской пропаганды значи­тельно глубже. Она призвана не только распространять, переда­вать революционные идеи, но и делать их убеждениями людей.

Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на борьбу за претворение идей коммунизма в практические дела.

Научное объяснение сущности коммунистической пропаганды и агитации, их единства и различий принадлежит В. И. Ленину. В работе «Что делать?», написанной в 1902 году, Ленин говорит:

«...Пропагандист, если он берет, например,...вопрос о безра­ботице, должен разъяснить капиталистическую природу кризисов, показать причину их неизбежности в современном обществе, об­рисовать необходимость его преобразования в социалистическое общество и т. д. Одним словом, он должен дать „много идей", на­столько много, что сразу все эти идеи, во всей их совокупности, будут усваиваться лишь немногими (сравнительно) лицами. Аги­татор же, говоря о том же вопросе, возьмет самый известный всем его слушателям и самый выдающийся пример — скажем, смерть от голодания безработной семьи, усиление нищенства и т. п.— и направит все свои усилия на то, чтобы, пользуясь этим, всем и каждому знакомым фактом, дать „массе" одну идею: идею о бес­смысленности противоречия между ростом богатства и ростом ни­щеты, постарается возбудить в массе недовольство и возмущение этой вопиющей несправедливостью...»1.

Коммунистическая партия учит вести всю пропаганду и агита­цию не отвлеченно, а конкретно, в неразрывной связи с практикой коммунистического строительства, с повседневным трудом совет­ских людей, вести ее целеустремленно, в боевом, наступательном духе, обеспечивая высокую действенность этой идеологической ра­боты.

Средствами воздействия на массы, которыми располагают про­паганда и агитация, являются: печать, устные выступления, техни-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 66—67.


ческие средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, па­норамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Обо всем этом надо знать и помнить, когда речь идет об аги­тационно-художественном представлении любой разновидности, так как оно являет собой органический сплав именно специфиче­ских агитационных и художественных средств воздействия на ауди­торию. Если сплав средств воздействия неограничен или недоста­точно полон, однообразен, то чрезвычайно действенная, историче­ски сложившаяся форма самодеятельного искусства — агитацион­но-художественное представление — разрушается.

С каждым годом в нашей стране агитационно-художественные представления завоевывают все большее признание и популяр­ность. Это — свидетельство духовного здоровья народа, свиде­тельство культурного, гражданского и политического роста совет­ского человека, хозяина своей страны, активного созидателя и бор­ца за построение коммунизма.

Особенно много статей, брошюр и книг написано об одной из разновидностей агитационно-художественных представлений —■ выступлениях агитбригады. Авторы большинства работ по-разно­му понимали и понимают не только особенности этого самого бо­евого «жанра» (как чаще всего говорят) самодеятельного искус­ства, но даже по-разному смотрят на задачи, стоящие перед агит-бригадным движением в целом, и на принципы, лежащие в основе создания любого агитационно-художественного представления.

Одни авторы утверждают, что агитбригада прежде всего дол­жна агитировать, мобилизовывать трудящихся на выполнение конкретных задач, стоящих перед колхозом, совхозом, заводом, фабрикой, цехом и т. д.

Другие считают, что агитбригада должна прежде всего эстети­чески воспитывать зрителя. А эстетически воспитывать зрителя, по мнению сторонников этой точки зрения, можно лишь на высо­ких образцах искусства, получивших всеобщее признание. Поэто­му куплеты, частушки на местные темы, всевозможные пластиче­ские и оригинальные номера они отвергают. В программы агит­бригад предлагается включать классическую музыку, отрывки из произведений великих писателей и т. п. Тем самым, по существу, в задачи агитбригады включаются первоочередные задачи худо­жественной самодеятельности вообще, да и при этом средства эс­тетического воспитания сужаются.

Третьи авторы целиком отождествляют агитбригады с эстра­дой в самом широком смысле этого слова1.

Смотры последних лет, студенческие работы на факультетах соответствующих специальностей, творческие конференции и ди­скуссии многое уточнили в понимании практиками агитбригадно-го дела существа самой агитбригады и агитационно-художествен­ного представления любой разновидности.

1 Это делается, в частности, в книге К- П. Лихачева «Мастера острого слова» (М., 1970, с. 41) и во многих других работах.


 



10*



Сегодня ясно для всех, что агитбригада должна бить агитато­ром, обладать силой убеждения, уметь увлечь примером, позвать за собой. Она должна быть политиком,, безошибочно улавлива­ющим актуальные вопросы жизни. Но ей надо говорить не только о событиях всесоюзного масштаба, а освещать и факты, только что имевшие место в данном коллективе.

Современная агитационо-художественная бригада — это не­большой коллектив самодеятельных артистов, средствами ис­кусства ведущих пропаганду решений партии, помогающих рас­пространять передовой опыт и изживать недостатки. Непосред­ственная связь с жизнью конкретного предприятия, района, горо­да, области — главное достоинство выступлений агитбригад.

Сущность агитбригады вытекает из ее названия и из того, что ее выступления являются разновидностью агитационно-художест­венных представлений. Она агитационная, ибо помогает вдохнов­лять трудящихся на активное решение определенных актуальных задач, является помощницей партии в деле коммунистического воспитания трудящихся. Художественная ■ — потому что осущест­вляет свою работу средствами искусства. Коллектив называется бригадой, так как он маневрен, целеустремлен и представляет со­бой боеспособную творческую группу. И именно агитбригада в лучших своих образцах представляет собой коллектив, который является в равной мере художественным и политическим.

В течение довольно продолжительного времени в практике са­модеятельного искусства было одно понятие — агитбригада. За­тем, примерно с конца 60-х годов, появились термины: агитацион­но-художественное представление, агитспектакль, агиттеатр, театр поэтический, политический и т. д. С чем связана подобная диффе­ренциация? Какие тенденции развития отражают данные разгра­ничения? Все это не праздные вопросы для практиков агитбри­гадного движения.

А происходило следующее. Первоначально, осуществляя свои боевые задачи по мобилизации трудящихся на выполнение кон­кретных планов предприятия, колхоза, совхоза, агитбригада не разрасталась вширь; коллектив ее, как правило, не превышал десяти человек, вместе с лектором, докладчиком и баянистом. Не­сколько позже (конец 50-х — начало 60-х годов), с выездом агит­бригад на районные и областные смотры самодеятельности, агит­бригада стала нередко включать в свое представление хор, танце­вальный коллектив, самодеятельный эстрадный оркестр и другие коллективы участников массовой художественной самодеятельно­сти. Получалась громоздкая, чаще всего эклектичная концертная программа. Выезжая на смотры с таким широким представлени­ем, так называемая агитбригада начала отрываться от местной темы, от злободневного, конкретного жизненного материала. Те­матическая направленность определялась теперь событием боль­шого масштаба, порой даже международного.

Постепенно это явление широко распространилось, и явно об­наружилась разница между теми выступлениями, что идут, с од-


ной стороны, в цехах, на полевых станах, в сельских клубах и, с другой — на смотрах. Постановки смотровых программ стали по­ручаться наиболее опытным руководителям и специалистам. И тогда последние стали называть их более общим и точным терми­ном — агитационно-художественное представление.

Но привычка к ранее сложившемуся типу агитбригадного выступ­ления еще долго давала себя знать, так что даже весьма удачные, совершенные программы, не опирающиеся целиком на конкретные факты, события и фамилии, оценивались порой как неудачные, поскольку выходили за рамки, агитбригадных выступлений. Так, прекрасной программе одного из московских заводов на областном смотре не было присуждено призовое место на том ос­новании, что участников было более 30 человек и что коллектив­ный театрально-поэтический рассказ о заводе был слишком обоб­щающего характера, без конкретных фамилий и цифр. Хотя все при этом отмечали высокое мастерство исполнителей сольных партий, актуальность идеи и другие хорошие стороны программы.

На последнем смотре агитбригад, проходившем в рамках Пер­вого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, уже не было столь неоправданных оценок: здесь на равных состязались и агитбригады, и коллективы, ста­вившие агитационно-художественные представления (чаще всего поэтического характера.

В последнее десятилетие на профессиональной сцене тоже по­явились спектакли-фактомонтажи: «Десять дней, которые по­трясли мир» по Джону Риду, «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля, «Нюрнбергский процесс» Л. Кронфельда и Л. Компанейца и др., а также поэтические представления типа «Павшие и жи­вые», '«Братская ГЭС» Е. Евтушенко, спектакли-диспуты «Думая о нем» В. Долгого, «Остановите Малахова!» В. Аграновского... Социальной заостренностью проблематики, открытой публици­стичностью, системой выразительных средств и другими элемен­тами такие агитспектакли профессионального театра, несомненно, в определенной мере обязаны агитационно-художественным пред­ставлениям самодеятельных коллективов.

Так в чем же видовая специфика агитационно-художественно­го представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление — это прежде всего агитация театрально-художест­венными средствами. Более чем полувековая практика агитацион­но-художественных представлений, начиная с «живой газеты»,— ярчайшее тому подтверждение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 966 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2398 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.