Практически все разновидности народных празднеств (это подтверждается исторической частью работы) имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы теат-
ральных действований. Это определяется обрядово-зрелнщпымн формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.
На протяжении доступных исследованию эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты трудовой деятельности человека, в них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление •— необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия.
Я. Белоусов в книге «Праздники старые и новые» (Алма-Ата, 1974) решил прежде всего сопоставить этимологию и семантику понятия «праздник» («празднество») в различных языках. И обнаружилось, что наряду с постоянством смыслового значения в этом понятии отражалось и исторически изменяющееся содержание, соответствующее условиям определенной эпохи.
Так, в русском слове праздник запечатлелись не только общечеловеческие функции праздника, но и отношения классово-антагонистического общества, в котором праздность для господствующих классов была основным состоянием их бытия, а для народа— поводом, причиной для насмешки. Современное русское слово праздник происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый, пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т. п.
Украинское свято (праздник) польское свито (праздник), древнерусское святки зафиксировали связь празднования с языческим поклонением силе света, поскольку свят происходит от слова светить. Древнерусские святки и были посвящены дню зимнего солнцестояния — празднику прибавления света, увеличения продолжительности дня, пробуждения природы от зимней спячки.
Ряд значений термина «праздник» раскрывается при сопоставлении его с близким по значению словом торжество. Это слово происходит от торг (торговище, торжище), обозначавшего процесс обмена, «овладения», «хватания» одного товара и отпуска, продажи другого.
Купля-продажа всегда происходила публично, в местах значительного скопления народа, и обставлялась всевозможными церемониями и ритуалами. На рыночных площадях устраивались увеселения, праздничные гуляния.
Впоследствии слово торжество утратило непосредственную связь с торговлей и ярмаркой и стало обозначать празднование какого-либо события, выражение восторга, радости, приятное воспоминание и прославление.
Получившие широкое развитие в нашем социалистическом обществе разнообразные по форме театрализованные празднества играют все большую и большую роль в духовной жизни людей. Они, несомненно, являются одним из эффективных средств воспитательного воздействия на самые широкие слои населения, они
12 Заказ № 3661
12* |
I
повышают специальную и творческую активность народа, способствуют развитию чувств патриотизма, интернационализма, укрепляют высокие принципы коммунистической нравственности, профессиональной гордости и т. д.
В этом смысле очень показательны незабываемые театрализованные массовые празднества в честь юбилеев Великой Октябрьской социалистической революции, образования СССР и союзных республик, в честь годовщин со дня рождения В. И. Ленина, Дня Победы над фашистской Германией и др.
Уже в момент своего рождения советское массовое празднество представляло собой небывалое в истории явление. В отличие от праздников прошлого, советский массовый праздник сразу же устранил извечный антагонизм между официально-государственным и народным праздником, разрешая тем самым и всегда имевшее место противоречие между «эстетико-культурной и функционально-социологической сторонами праздника вообще»1.
Именно это определило феноменальные особенности советского театрализованного празднества, в котором подлинная праздничность вырастает «из ощущения живого присутствия беспредельного мира в настоящем»2, а активная жизнедеятельность становится самой существенной чертой.
Советское празднество синтезировало в себе основы нового, небывалого еще бытия и сразу же явилось, по мнению исследователей, целостным актом — переживанием-действием: социально-художественная цельность была присуща ему изначально, с момента возникновения и становления. Совершенно прав А. Мазаев, говоря о том, что театрально-зрелищная часть революционного празднества не была привнесена извне, не изобреталась, а возникла сама собой, из специфических для того времени форм общественного быта: «...то, что самодеятельность восставших масс с самого начала использовала в качестве средств мобилизации, в качестве средств политического давления на буржуазию и как источник дополнительной информации о событиях, о настоящей и будущей жизни,— то и легло в основу построения советского массового революционного праздника. Говоря так, мы имеем в виду митинг и демонстрацию (шествие)»3.
В результате эволюции, видового становления современное театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий. Оно, как правило, рассредоточивается на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители, и как участники действовавши одновременно.
И. М. Туманов (условно, конечно) делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: «...непо-
'Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978, с. 244.
2 Там же, с. 256.
3 Там же, с. 242.
средственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием»1.
Названные особенности массового театрализованного празднества обусловили и специфические черты его драматургии и сценарной работы.
Структурную основу и само существо драматургии театрализованного массового празднества (так же как и драматургии театральной и любой другой) составляет единое драматическое действие, специфически отражающее, моделирующее важный и существенный процесс действительной жизни.
Конкретно-художественное проявление драматического конфликта в массовом театрализованном празднестве, как и в любом театрализованном представлении, осуществляется посредством композиционного строения. Но композиция театрализованного празднества имеет свою, свойственную только празднествам специфику, рассмотрению которой посвящается следующая главка.