Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Обряды и празднества при первобытнообщинном строе




Различного рода празднества и театрализованные представле­ния в своих истоках у всех народов мира так или иначе связаны с обрядами. Обряды — неотъемлемая часть духовной культуры лю­бого народа. Они (как и празднества) являются первичной фор­мой искусства, но их появление было вызвано в первую очередь потребностями развития производства.

Некоторые ученые прошлого и современные буржуазные со­циологи говорили и говорят о первенствующей роли религии в за­рождении обрядов, но эта точка зрения не отражает истинного по­ложения вещей. Так, например, о существовании еще в дорелиги-озную эпоху обряда посвящения в охотники позволяют судить многочисленные находки французского исследователя пещер­ной культуры Н. Кастере.

Вместе с тем, по мнению Г. В. Плеханова 2, вся обрядовая сто­рона производственной жизни первобытных людей есть зародыш искусства в первобытном обществе.

1 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средне­
вековья и Ренессанса. М., 1965, с. 13.

2 См.: Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956,

т. 2, с. 665.


Трудовая основа зарождающегося искусства первобытных на­родов очень прочна и трудовые связи весьма многообразны. Тру­довые песни являлись составной частью самого производственного процесса: они способствовали организации и упорядочению кол­лективных и индивидуальных ритмических движений (песни моло­тобойцев, сеятелей, молотильщиков и пр.). Одним из позднейших вариантов таких песен является русская «Дубинушка». Другие из зарождающихся искусств лишь сопровождают и тем самым облег­чают трудовой процесс («посиделочные» песни) или же воспро­изводят эпизоды того или иного производства ■— пластически, хо­реографически, графически.

Трудовые обряды и игры, сопровождающие и воспроизводящие трудовые процессы, еще не осознавались как искусство, хотя объ­ективно и были им.

С течением времени обрядовые игры и представления подни­маются на более высокую ступень. Они не теряют общей видимой связи с трудом, но функции их меняются.

В стремлении познать природу и воздействовать на нее древ­ние люди «очеловечивают» явления действительности, и это нахо­дит отражение в обрядовых играх и представлениях. В них, с од­ной стороны, участвуют люди, с другой — олицетворенные явления природы, на которые человек хочет воздействовать. Тогда и по­являются магические обряды, заговоры и пр. Магия еще не может быть названа религией в полном смысле слова —это неразвитая религия, религия формирующаяся, становящаяся.

По представлениям древних, изображение предмета, плясовое воспроизведение какого-то явления и т. п. может «заместить» сам предмет, само явление, на которое надо воздействовать. Поэтому перед отправлением на охоту, рыбную ловлю, перед военным по­ходом люди воспроизводили в подражательной пляске те моменты, которые считались важными для успешного завершения предпри­нятого дела. О магических представлениях древних людей свиде­тельствуют, в частности, многодневные «медвежьи» обрядовые празднества, сохранившиеся до начала нашего столетия. Эти празднества включали в себя такие моменты, как стрельба из ма­ленького лука в чучело медведя или борьба мальчика с «медве­дем» (ряженым).

Древние земледельческие племена также создали систему обря­дов. Так, при наступлении весны они разыгрывали борьбу лета и зимы; оканчивалась эта обрядовая игра победой лета и уничто­жением зимы. Эта обрядовая игра воспроизводила природный процесс — смену времен года — в мифологическом осмыслении, как борьбу двух враждующих сил, которые представлялись древ­ним народам самостоятельными существами.

Мифотворчество было обусловлено зависимостью первобытно­го человека от непонятных ему природных сил, желанием жить в согласии с ними и даже подчинить их себе. Оно явилось необхо­димой ступенью в процессе освоения мира, через которую прошли все народы.


Мифы представляют собой рассказы о происхождении тех или иных явлений природы, обычаев, традиций первобытных общин. Будучи зависимыми от добычи, первобытные охотники создают много рассказов о том, как и откуда пришли те или иные живот­ные. Так, по представлениям олекминских и амурских эвенков, медведь когда-то был человеком, но Сэвеки — творец человека и животных — наказал его за провинность и надел на человека шкуру.

Рассказ о животных обычно строится по аналогии с челове­ческими поступками, переживаниями. Австралийцы, например, объясняли появление красных пятен на перьях черного какаду и ястреба сильными ожогами; дыхательное отверстие кита, по их мифам, появилось от удара копьем в затылок, полученного чело­веком, который затем превратился в кита.

Героями мифов являются и небесные светила — Солнце, Луна, созвездия, от которых человек ждет добра, помощи, «враждеб­ные действия» которых он стремится предотвратить. Таким образом, безрелигиозная производственная обрядность прямо предшество­вала обрядности магической, культовой, а затем и религиозной.

С древнейших времен до нас дошли элементы и другого вида безрелигиозной обрядности — бытовой, или семейной. При перво­бытнообщинном строе люди жили большими семьями, включав­шими несколько поколений и ветвей, и всякая перемена в их жиз­ни (рождение, смерть, женитьба, замужество) была значительным событием для всей общины. Такие события обрастали целыми системами обрядов, игр, сопровождавших их. Следовательно, и здесь изначальными побудительными причинами в возникновении обрядов были причины, вытекающие из экономических и социаль­ных условий жизни.

Так, обряд посвящения в мужчины отторгал юношу от детского и женского мира, в котором он до сих пор вращался. Юноша становится мужчиной, отныне он должен оставить все детские за­бавы. Обряд посвящения наглядным образом показывает ему этот переход. Посвящаемым показывают действия, которые они не должны впредь повторять. Одно из них было, например, таким: из лесу в круг выходят старики, которые ведут себя как дети: щекочут друг друга, визжат, катаются по земле. Это настолько смешно и несообразно их возрасту, что вывод для посвящаемых напрашивается сам собой: став мужчинами, не ведите себя как дети.

Из семейно-бытовых обрядов и связанных с ними игр, элемен­тов театрализации лучше всех сохранились и в качественном и в количественном отношении свадебные обряды, заключавшие в себе много драматических элементов. Народ любил не только смотреть на настоящую свадьбу, но также и представлять ее. Выбор неве­сты или жениха, сватанье, величание невесты составляли любимое содержание хороводных песен.

Ученые справедливо обращают внимание на тот факт, что про­изводственная обрядность отличается от бытовой и семейной


меньшей прочностью. Объясняется это тем, что под влиянием эко­номических факторов производственная обрядность сравнительно быстро трансформируется, в том числе и в игровых элементах. В прочности же семейно-бытовой обрядности сказывается незыб­лемость традиций создания семьи, стабильность семьи.

Таким образом, древнейшие обряды, лежащие в основе всех форм театрализации и народных празднеств, являются отражени­ем общественного бытия человека, его экономической и социаль­ной жизни. Развиваясь и изменяясь вместе с обществом, обряды играли определенную, ускоряющую или замедляющую роль в его развитии.

Замедляющая роль некоторых обычаев и обрядов связана с тем этапом в развитии общества, когда обряды начали приобре­тать суеверную магическую окраску, положившую начало форми­рованию культовых элементов, а затем и религиозной обрядности. Именно это имел в виду Ф. Энгельс, когда писал, что на ход ис­тории оказывают воздействие не только экономические условия, а и многие другие факторы,—«даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую»1.

Однако религия, на протяжении многих веков стремившаяся превратить полные жизнелюбия народные празднества в проник­нутые аскетизмом и суеверием религиозные торжества, не смогла полностью подчинить себе народное сознание. Из доисторических времен дошли до нас здоровые традиции народных игр, обрядов и театрализованных празднеств.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 809 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2504 - | 2303 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.