Время принятия Конституции Республики Башкортостан (декабрь 1993 года), конечно, не могло не оказать своего влияния на ее содержание.
Конституция задумывалась как программа государственно-политического развития Башкортостана. Основной Закон определил контуры будущего гражданского общества в республике, его политические и социальные ценности. В этом смысле Конституция представляет собой программный документ для будущего гражданского общества Башкортостана, в ней заложены его идейно-политические, философские, доктри-нальные принципы.
Целью Конституции республики является свободное демократическое общество, в центре которого - человек, его интересы и права, его охраняемая законом достойная жизнь. Это общество, которое освободилась от догм и кошмаров тоталитаризма, изжило из себя диктат партийной идеологии. Это общество, в котором сам человек является стержнем экономической, социальной и политической жизни.
Основой гражданского общества является человек и условия, создаваемые государством для реализации его конструктивно-созидательной сущности.
Конституция Республики Башкортостан - это Конституция независимого правосудия, которое должно противостоять произволу, защитить права и свободы человека, обеспечить верховенство и непререкаемость законов, что является главной и определяющей чертой правового государства, возникающего и сохраняющегося только в условиях существования устойчивого гражданского общества.
Достижение состояния гражданского общества означает наделение людей, независимо от их национальности и пола, религиозной принадлежности, цвета кожи, их общественных интересов и политических предпочтений, одинаковыми основными правами - как правами человека, такими, как неприкосновенность личности и свобода слова, так и гражданскими правами на участие граждан в политической и общественной жизни, на равные условия на рынке труда, а также правом на собственную культуру.
Гражданское общество определяет в практическом, почти юридическом
плане, - это декларировано в Конституции Республики Башкортостан, - все то общее, что присуще всем людям, чтобы затем дать им свободу быть разными. '
Конечно, в Конституции Республики Башкортостан все статьи не могли быть детализированы, особенно если учесть, что республика, как и страна в целом, до сих пор находится в состоянии системного реформирования, затрагивающего экономику, общественную жизнь, политические институты.
Следует обратить внимание на различия между развитыми демократиями, где правовое государство и гражданское общество уже сложились, и странами, в которых демократический процесс находится на стадии становления. Нормальный конституционный процесс исходит из того, что система уже существует и общество должно лишь повышать ее эффективность. Существенно отличается конституционный процесс в модернизирующемся обществе: старая традиционная система неприемлема, а новая может быть уже конституирована, но еще не в состоянии работать эффективно и целостно.
В этих условиях неизбежно возникновение напряжения между конституционным идеалом и реальной практикой правового регулирования:
Конституция в этих условиях является не столько фиксацией реального положения вещей, сколько программой предстоящих изменений, а также масштабом их социальных возможностей.
Конституция Республики Башкортостан прописывает условия самостоятельности гражданского общества, которая проявляется в деятельности политических партий, движений, групп интересов, в экстремальной активности населения.
Республиканская форма проявления с наличием института президентской власти положительно воспринимается подавляющим большинством населения. При этом основная масса населения (46 процентов опрошенных) считает, что Республика Башкортостан должна развиваться в составе Российской Федерации. За возвращение к прежнему состоянию -автономии в составе восстановленного СССР - высказываются 28 процентов респондентов, 24 процента опрошенных считают необходимым довести республику до полной независимости.
Позиция населения относительно экономических основ государственности также вполне ясна. Абсолютное большинство населения расценивает переход к рынку как неизбежный путь развития общества. Противников этого процесса примерно 13 процентов.
Как показывают многочисленные социологические исследования, судебная власть не воспринимается как политическая сила.