Конституция Республики Башкортостан регламентирует конституционно- правовой статус республики комплексно, включая в его состав не только традиционные вопросы публично-правового положения республики (население, территория и власть), но и отношения бюджета, финансов, земли, природных ресурсов, собственности и налогов.
Законодательство Башкортостана учитывает необходимость выполнения республикой ее социальных обязательств перед населением и поэтому ориентировано на реализацию концепции социального государства; в этом плане оно находится в поле интересов других республик.
Республика Башкортостан не связывает свое правотворчество с необходимостью формирования национального права, а имеет в виду создание регионального законодательства, основанного на концепции прав человека.
В системе правотворчества Республики Башкортостан используются разнообразные правовые формы, значительная часть которых могла бы быть представлена в законотворческой деятельности других республик.
Становится все более очевидным, что глубокое и результативное преобразование России с сохранением ее исторических приверженностей во многом зависит от построения сильного федеративного государства, В условиях правовой анемии и беспомощности субъектов Российской Федерации эта цель не может быть достигнута. В свете этого становится ясным стремление Башкортостана утверждать свою правовую базу, призванную способствовать его становлению как демократического правового государства, что является вкладом в российское федеративное единство и укрепляет государственность России.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В.К.Са мигу длин,
зав. кафедрой юридического факультета БашГУ
Представляется, что необходимо начать с понятия «конституционализм». Действительно, оно становится одним из центральных понятий правоведения и государствоведения. Этим понятием, прежде всего, охватывается область идей, представлений о государственном обустройстве общества, о конституционных основах государственной власти. Далее, это понятие включает в свое содержание конституционное законодательство, т.е. часть позитивного права. Кроме того, конституционализм охватывает круг проблем, связанных с реализацией действующего конституционного законодательства. Таким образом, конституционализм - сложное понятие. Оно состоит по меньшей мере из трех содержательно непростых элементов. С точки зрения и теории и практики важно установить оптимальное соотношение между ними, проанализировать их состояние, структуру, динамику.
Анализ конституционного законодательства Башкортостана приводит к выводу, что здесь немало интересных положений (норм), заслуживающих самого серьезного изучения. Вместе с тем это законодательство не свободно от внутренних противоречий, пробелов. Кроме того, республиканское конституционное законодательство в некоторых своих сторонах (частях) несогласованно с федеральным конституционным законодательством. А это создает значительные сложности для право применителя. Как достойно выйти из этой непростой ситуации? Думается, без известных теоретических изысканий, учитывающих данные практики, не обойтись.
Как ни странно, актуализируется вопрос о понятии «конституция». В самом деле, чему следовать - придерживаться ли в этом вопросе позиции Фердинанда Лассаля или точки зрения Е.В. Спекторского?
Ф.Лассаль считал, что настоящая конституция - это действительное отношение общественных сил; надо создавать не вымышленную писаную конституцию, а заняться устройством конституции действительной; вопрос о конституции есть прежде всего вопрос силы, а не права; писаная конституция только тогда имеет значение и долговечность, когда является точным отражением этого соотношения. Е.В.Спекторский утверждал обратное. По его мнению, конституция - это ни то, о чем говорит Лассаль и его последователи, а нечто такое, что необходимо для всех, подобно просвещению и другим благам культуры. «И вот конституционным государ"
ством является такое, где власть не только организована, но еще и ограничена, и притом не фактически только, а юридически или правомерно, ограничена же она ничем другим, как признанием за населением публичных прав или политической свободы. Осуществляя эти права, население превращается из управляемых подданных в самоуправляющихся граждан. Совокупность таких ограничений образуют конституцию данной страны,... ту, о которой учат юристы и для которой право выше факта». Е.В. Спек-торский был убежден в том, что «хорошая конституция - это все равно, что хорошие пути сообщения, все партии, при всей своей борьбе по другим вопросам и могут и должны сойтись на вопросе о конституции, ибо она гарантирует общечеловеческие блага" свободу и порядок».
Многие считают, что Конституция Республики Башкортостан - Основной Закон демократического правового государства. Иначе говоря, признается, что понятие «конституция» и понятие «основной закон» - синонимы, а современная Республики Башкортостан - это уже демократическое правовое государство.
При нестрогом рассмотрении вопроса такой подход едва ли может вызвать особые возражения. Однако, если начать вникать в юридические тонкости (детали), вырисовывается несколько иная картина, Если вчитаться в текст принятых законов (а их число внушительно, принято около 300 законов, в числе которых 16 кодексов), то получается, что Конституция нашей республики - это не только конституционный закон, содержащий основополагающие принципы и нормы об организации власти в республике, но и ряд законов, которые призваны конкретизировать и детализиро-, вать вышеназванный закон. Следовательно, если желать улучшения действующей Конституции республики в целях более полного раскрытия ее гуманистического, демократического потенциала, нужно позаботиться о «юридической чистоте» всей системы законов в органическом единстве дают завершенную юридическую Конституцию Башкортостана.
Устремления многих направлены сегодня на то, чтобы сложить сильное государство. Но возможно ли государство в государстве? Допустим, что возможно, если придерживаться, скажем, концепции двойного суверенитета. Тогда, какое государство в республике мы намерены получить? К чему придем, если государство будет сильным, но неразумным? Не слишком ли мы заняты «собственно» государственной проблематикой. Ведь если вдуматься, то государство все же вторично. Первично общество. Если во главу угла поставить потребности и интересы человека и гражданина, то, думается, самое время позаботиться о развитии структур гражданского общества. А гражданское общество - это, прежде всего, свободный гражданин - патриот края и отчизны, частная собственность, предпринимательство, свободный труд, семья, политический, экономический, идеологический плюрализм, свободные средства массовой информации
(СМИ), местное самоуправление. Без гражданского общества немыслимо правовое государство. Однако и в Башкортостане и в Российской Федерации в целом многие институты гражданского общества пока слабо развиты или не развиты вовсе,
Сегодня - все федералисты. Слово «унитаризм» часто используется в уничижительном смысле. Если быть объективным, оказывается, что в теоретическом и практическом отношениях понятие «федеративное государство» и понятие «унитарное государство» равноценны. Иногда может быть хороша федерация, а иногда - уния (унитарное государство). Но при некоторых условиях как федерация, так и уния могут испытывать сложности в развитии. Значит, дело не в понятиях, а в условиях жизнедеятельности человека, общества и государства.
России, видимо, определено судьбой быть федерацией. Но федерация - это сложное понятие и образование. Какой федерацией является и должна быть Россия? В Башкортостане немало сторонников договорной и асимметричной федерации. Действительно, современная Россия в значительной степени такова, то есть в принципе договорная и асимметричная. Но так ли должно быть, если заботиться об удовлетворении насущных потребностей и интересов человека и гражданина, безопасности общества, устойчивом функционировании государства в режиме свободы и демократии? Достоинства любой модели федерации общественным сознанием должным образом не оценены.
В действующей Конституции Башкортостана (статья 126) предусмотрено, что республики имеет свою систему законодательства. Сама по себе эта идея достаточно конструктивна. Во всяком случае согласно Конституции Российской Федерации (статьи 4, 5, 15 и др.) в пределах единой отечественной правовой системы возможно развитие двух уровней законодательства: общефедерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, исходя из принципа конституционной законности, не допускает юридической противоречивости законодательства ни на одном из его уровней. С точки зрения права недопустимы юридические противоречия и между разноуровневыми законами и иными нормативными правовыми актами. В случае же фактического противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Если же имеет место фактическое противоречие между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в пределах компетенции последней, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации),
Таким образом проблема юридически непротиворечивого развития законодательства в условиях действующей Федеральной Конституции вроде бы решена. Однако в процессе реальной законотворческой деятельности возникает масса проблем. Чтобы уже на самых ранних стадиях республиканского законотворчества исключить возможность принятия юридически ущербных законов, на наш взгляд, важно придерживаться принципов согласованного законотворчества, принципа «не навреди!», принципов непротиворечивости, дополнительности.
Сейчас уже признают возможность и необходимость внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию Республики Башкортостан. Однако здесь нужно ответить по меньшей мере на следующие вопросы. В какие главы, статьи основного текста республиканской Конституции нужно вносить изменения и дополнения? Какими эти изменения и дополнения должны быть по своему содержанию и характеру? Корректно ли поднимать вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию, когда целый ряд законов, предусмотренных в основном тексте республиканской Конституции, не принят?
Вопросы эти непростые. Нельзя превращать республиканскую Конституцию в заложника политических страстей и эмоций. Во всяком случае, если изменения и дополнения, вносимые в статьи четырех разделов Конституции Республики Башкортостан (разделы второй, третий, четвертый, пятый) не представляют особой опасности для установленного республике демократического конституционного строя, то принятие поправки хотя бы к одной статье раздела первого и раздела шестого основного текста республиканской Конституции грозит серьезными изменениями государства вообще.