Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социалистический вестник. Берлин, 1921, № 19. С. 3. 4 страница




КП(б)У.

С объединением национальных республик в СССР централи­зованная партия становится цементирующей и направляющей его силой. Уже национальный состав съездов партии за эти годы не мог не оказывать влияния на решения этого высшего органа вла­сти прежде всего с точки зрения интересов российского центра и его унитарной политики. Данные о национальном составе XII— XVI съездов РКП (б)—ВКП(б), приводимые в докладах их мандат­ных комиссий, свидетельствуют о том, что преобладающую часть делегатов составляли русские (60—65 %), значительную долю — евреи (7—11%), постепенно несколько возраставшую — украинцы и белорусы (5—9 % и 1—3 %). Остальные националь­ности неизменно составляли не более 1 % делегатов съезда. Разу­меется, это не могло не сказываться на формировании общей уни-таристской политики партии, а следовательно и государства, при решении национальных проблем развивавшегося Союза.

В этом же направлении действовал и другой объективный фак­тор — национальный состав самой партии. К 1924 г. националь­ный состав партии, по данным доклада И. В. Сталина XIII съезду РКП (б), выглядел с точки зрения наиболее представленных в ней народностей следующим образом: русские —12%, украинцы — 5,9 %, евреи —5,2 %, представители всех мусульманских наро­дов — 4 %. Остальные, по его словам, «мелкие национальности, вроде латышей, грузин, армян и пр.» составляли весьма небольшое

количество.22

Национальный состав партии диктовал кадровую политику в отношении партийных организаций союзных республик, обеспе­чивал преобладание в них представителей русских и других наци­ональностей, которые так или иначе учитывали прежде всего ин­тересы центра, и тем более позицию ЦК партии в Москве.

На XII съезде РКП (б) выступающие критиковали партийное руководство за его нежелание или неумение наладить работу пар­тийной организации Украины с учетом основного состава ее насе­ления. Н. А. Скрыпник приводил пример, когда на украинской партийной конференции, кстати, почти единодушно принявшей тезисы по национальному вопросу (март 1923 г.), соответствую­щие положениям Сталина, председатель одного из губисполкомов


19 Там же. С. 454.

20 Двенадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1923. С. 454.


21 КПСС в резолюциях... М., 1983. Т. 2. С. 105.

22 Тринадцатый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 117.


остановил обратившегося к нему на украинском языке кооперато­ра словами: «Говорите со мной на понятном языке».23 Отчасти из-за недостатка подготовленных коммунистов на местах, и еще больше в силу централизованной природы партии Учраспредотдел ЦК РКП (б) практиковал направление на руководящую партий­ную работу преимущественно лиц, не принадлежавших к основ­ной национальности той или иной республики. К 1924 г. за период после создания СССР из 655 откомандированных этим органом на работу в национальные республики и области только 165 человек (25 %) были работниками этих районов, и то не всегда связанны­ми с местным населением знанием языка.24

Учитывая фактическое сращивание партии и государства при руководящей роли первой следует отметить и мощную прослойку представителей интересов центра в государственном аппарате на­циональных республик по сравнению с лицами коренной нацио­нальности. Так, к концу 1927 г., по данным доклада председателя ЦКК—РКИ Г. К. Орджоникидзе, госаппарат СССР разбух до 3 млн. 722 тыс. человек, из которых 2 млн. относились к его административно-управленческой части. Национальный состав этой части аппарата определялся на 70 % русскими, 19,7 % еврея­ми, и только 10,3 % приходилось на прочие национальности. Наци­ональный состав аппарата республик создавал все условия для рос­та влияния центра: на Украине, в столице (Харьков), русские со­ставляли 33,4 % служащих, украинцы — 30,5 %, евреи — 30,3 %, прочие— 5,8%; по всей республике соответственно: 17,2 %, 54,3 %, 22,6 % и 5,9 %. В Белоруссии в госаппарате русских было 4,9 %, белорусов —60,4 %, евреев —30,6 %, прочих —4,1 %; в Грузии русских — 11,4 %, грузин —59,7 %, армян — 15,5 %, ев­реев — 1,7%, прочих — 11,7 %; в Азербайджане русских — 25,3 %, тюрков 40,3 %, армян -23,8 %, евреев —5,8 %. В сред­неазиатских республиках, Татарии и Башкирии русские составля­ли в столицах и губернских городах до трех четвертей всех работни­ков госаппарата.25 Естественно, что партийные органы в этих усло­виях становились мощным инструментом проведения политики центра.

Об этом свидетельствуют, например, многочисленные факты, конфликты и «перегибы», связанные с осуществлением нацио­нальной политики на Украине, в частности решение Оргбюро ЦК РКП (б) в ноябре 1922 г., признавшее «ошибочными соображения ЦК КП(б)У о нецелесообразности высылки за границу украинской профессуры».26 Примерно в это же время ответственный работник ЦК РКП(б) Я. А. Яковлев в выступлении на XII съезде партии от­мечал, что в государственном аппарате Украины наблюдаются «дух великорусского шовинизма и национализма», — засилие «бю­рократии из русских и русифицированных евреев, являющихся


наиболее последовательными проводниками великорусского нацио­нального угнетения, наиболее чистым осколком от старой буржу­азии». Он же весьма остро ставил вопрос о сопротивлении «со сто­роны чиновничьего аппарата комиссариатов» переводу делопроиз­водства на язык соответствующей республики, говоря, что такая психология «может облегчить нашим врагам попытки превраще­ния любого противосоветского движения в движение национали­стическое».27 Острейшая дискуссия по проблеме «украинизации» партийной и государственной работы в республике и борьбы с «ук­раинско-националистическим уклоном» наркома просвещения Ук­раины О. Я. Шуйского и его группы развернулась на XV съезде ВКП(б) с участием Н. А. Скрыпника, Ю. Ларина, Н. И. Бухарина.28 Основная причина этих конфликтов состояла в неумении пар­тии наладить сколько-нибудь эффективную работу в связи с обо­стрением национальной проблемы на Украине. В 1926—1927 гг. партия, учитывая рост антисоветских, антирусских и антисемит­ских настроений, выявившихся среди части крестьянства, в эко­номических, нэпманских кругах и особенно среди интеллигенции, попыталась проводить так называемую «украинизацию» партий­ного и советского аппарата, с тем чтобы выровнять опасный крен, взятый в проведении кадровой политики. Однако «украинизация» привела к «перегибам» в отношении русскоязычных работников не только в аппарате, но и в школах, на производстве и т. п. На­чалась и травля украинцев-коммунистов, которые стали квалифи­цироваться как изменники, ренегаты, «презренные малороссы». Против Шуйского выступил Сталин.29 ЦК ВКП(б) пошло по ли­нии «проработки» украинских коммунистов в некорректных стать­ях Ю. Ларина в журнале «Большевик», посылки на Украину ко­миссии Е. Ярославского и т. п. Именно это послужило причиной острой дискуссии на XV съезде ВКП(б). В дальнейшем националь­ная политика сталинского руководства на Украине представляла собой шараханье из стороны в сторону (замена «украинизации» аппарата его «деукраинизацией») и, в сущности, была направлена на достижение одной цели — сохранение в полной мере централи­зованного руководства из Москвы и подбор таких кадров в респуб­лике, которые проводили бы эту политику любой ценой. Естест­венно, что в таких условиях говорить о самостоятельности Укра­ины в решении политических, национальных и экономических проблем развития не приходилось.

Еще одним важнейшим инструментом осуществления унитари-стской политики стягивания национальных республик и областей в единое сверхцентрализованное государство стала Красная Ар­мия. Ее роль в этом стала проявляться в конце гражданской войны еще в то время, когда приходило становление отдельных незави­симых советских республик. Наступление войск Пилсудского в Га­лиции и на Украине в 1920 г. дало толчок для большевистских


23 Двенадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1923. С. 526.

24 Известия ЦК РКП (б). 1924. № 5. С. 15.

25 XV съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1935. С. 442—444.

26 Отечественная история. 1993. № б. С. 113. Оппозиционную русскую про­фессуру, как известно, к тому времени уже выдворили за границу.


27 Двенадцатый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 547.

28 См.: XV съезд РКЛ(б): Стенографический отчет. С. 716—719, 722, 781 — 784, 821—822.

29 См.: Сталин И. В. Соч. Т. 8. С. 149—154.


пропагандистов и публицистов к отождествлению Красной Армии с чисто национальной русской политической силой. Такая точка зрения была выражена, например, в статье Ю. Стеклова «Народ­ная оборона — национальная оборона».30 На X съезде партии воз­никла и первая — безрезультатная — постановка вопроса о необ­ходимости интернационализации состава Красной Армии, форми­рования красноармейских частей не только из русских, но и из представителей народов, проживающих в местах дислокации под­разделений. Формирование красноармейских частей «из тузем­цев», по мнению автора этого предложения, партийного и совет­ского работника в Туркестане Г. И. Сафарова, нужно было «для того, чтобы они почувствовали непосредственную живую связь, свое равноправное положение в Советской России», и для преодо­ления «тех осложнений, которые нередко вызываются операциями воинских частей в местностях, населенных национально чуждым им населением».31

Однако подход руководства РКП (б)—ВКП(б), его оценка роли Красной Армии в национальном вопросе были совершенно иными. Сразу же после образования СССР И. В. Сталин в организацион­ном отчете ЦК XII съезду сформулировал новое представление об армии как о военно-политической структуре, на которую возла­гались задачи «перемешивания» и «перевоспитания» представите­лей различных национальностей и различных районов страны в единый монолит, действующий в соответствии с планами и указани­ями партийного центра. Это должно было служить интересам цен­трализации и унитаризации многонационального государства. Но эта сталинская линия не встретила единодушного одобрения. Некоторые политические деятели национальных республик и члены ЦК РКП (б) высказывали критические взгляды по этому вопросу.

Так, Н. А. Скрыпник довольно решительно осуждал практику «перемешивания» и «переучивания» на партийно-русификаторской основе тех контингентов Красной Армии, которые создавались за счет представителей национальных республик. На Украине, гово­рил он, «последняя мобилизация взяла в армию 60 000 украин­ских крестьян, которые пошли в Россию. А на каком языке они получают просвещение? Ведется культурно-просветительная ра­бота на украинском языке? Нет. Армия до сих пор остается ору­дием русификации украинского населения и всего инородного на­селения... Необходимо по этому вопросу принять меры, чтобы на­ша армия не была орудием русификации».32

Его точка зрения была поддержана Я. А. Яковлевым, который также считал, что при таком подходе проявлялась старая государ­ственная традиция — «инерция великорусского командного аппа­рата», который в своей огромной массе по-прежнему состоял из русских.33


Наметившаяся тенденция превращения Красной Армии в инс­трумент укрепления унитарного государства стимулировалась двумя факторами ее развития после окончания гражданской вой­ны. Первый (объективный) заключался в достаточно высокой и стабильной доле в составе вооруженных сил русских по нацио­нальности (две трети, а командный состав, с учетом влившейся в нее во время советско-польской войны 1920 г. громадной части старого офицерского корпуса, почти целиком комплектовался из великороссов), а также в известной мере русифицированных украинцев и белорусов. Уже в силу этого армия представляла собою государственную структуру, отражавшую политические

интересы центра.

Второй фактор — политика ЦК РКП (б), направленная на уве­личение в Красной Армии партийно-комсомольской прослойки, особенно среди ее командного состава. Согласно данным, комму­нисты (члены и кандидаты в члены ВКП (б)) и комсомольцы (чле­ны и кандидаты в члены комсомола) составляли в рядах Красной Армии: в 1923 г. — 13,7 %, в 1926 г. - 26,8 (29,9 %). Командный состав большевизировался еще более усиленным темпом и харак­теризовался следующими показателями: число партийцев среди командиров всех степеней было в 1920 г. — 10,5 %, в 1927 г. — 54 %; среди командиров рот, полков и дивизий в 1926 г. члены партии составляли от 51 до 54,5 %, среди же командующих кор­пусами-85 %.34

Все это обеспечивало полное подчинение Красной Армии цен­тральному военному и партийно-государственному руководству Кремля. Частичный ее переход в 1920-е годы на территориальные (в том числе и в ряде республик) способы формирования не играл существенной роли для укрепления и тем более обеспечения прав союзных республик и национальных автономий. Уже само по себе наличие такой армии служило гарантией осуществления государ­ственной политики в интересах центра, независимо от того, затра­гивали ли решаемые им задачи эти права. Если высшее партийное руководство приходило к выводу, что его национальная политика и функционирование Союза как унитарного государства ставились под угрозу, армия получала приказы, направленные на устране­ние возникших «опасностей». Так было, например, в конце авгу­ста—начале сентября 1924 г., когда крестьянское восстание в Гру­зии было усмирено войсками Красной Армии.35 Манипулирование частями Красной Армии было предпринято и в связи с «деукраи-низацией» начала 1929 г., когда центр, борясь с «местным нацио­нализмом», стал переводить в украинские школы, учреждения, органы госаппарата людей из Москвы. Тогда же, по свидетельству главы чехословацкой миссии в России, имевшей и представитель­ство на Украине (в Харькове), «украинские полки были переведе-


 

30 См.: Известия. 1920. 18 мая.

31 Десятый съезд РКП (6): Стенографический отчет. С. 271, 707.

32 Двенадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. С. 523.

33 Там же. С. 547—548.


34 См.: Итоги деятельности Советской власти в цифрах. С. 79; XV съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 441—442.

35 См.: Социалистический вестник. 1924. № 18 (28). С. 1—5.


ны в РСФСР, и, наоборот, русские полки переводятся на Украи- иЛ}1Ч 36

ну»

С укреплением и возрастанием роли Красной Армии к концу гражданской войны и ее «внутренними» операциями 1920_ 1921 гг. (ликвидации «антоновщины», махновского движения на Украине, «завоевание Грузии» и т. п.) отчасти связано и возрож­дение имперской идеи, или традиции, «русской государственности в советской форме», которая стала оказывать мощное влияние на национальную политику большевистского руководства.

Вопрос о восприятии новой властью российской государствен­ной традиции в решении национального вопроса до самого послед­него времени, в сущности, даже и не ставился отечественной ис­ториографией. В статьях А. П. Ненарокова несколько ограничива­ется суть проблемы, так называемый «национал-коммунизм» выводится почти исключительно из XII съезда РКП (б), который якобы знаменовал собой его «торжество».37

Представляется, что возрождение российской имперской идеи на советской почве было более сложным и длительным процессом и вряд ли можно датировать его каким-то конкретным событием. Однако наиболее резко слияние интересов большевистского руко­водства с начавшимся оживлением русских национальных чувств проявилось в конце гражданской войны, когда польское наступле­ние и попытка Врангеля в целях его поддержки ударить в тыл красных войск вызвали взрыв патриотизма среди бывшего офи­церского корпуса царской армии. По инициативе врангелевских офицеров и по предложению В. И. Ленина в сентябре 1920 г. по­следовало за подписью председателя Совнаркома, а также предсе­дателя ВЦИК М. И. Калинина, наркома по военным и морским делам Л. Д. Троцкого, бывших русских офицеров и генералов — главкома С. С. Каменева, председателя Особого совещания при главкоме А. А. Брусилова — «Воззвание к офицерам армии барона Врангеля». Оно призывало их отказаться от роли пособников ин­тервентов и их приспешников, сложить оружие и переходить на сторону Советской России.38 Это обращение привело к притоку в ряды Красной Армии офицеров старой службы и стало, по словам Э. Карра, началом «молчаливого союза между русским национа­лизмом и коммунистическим интернационализмом».39 События конца гражданской войны и послужили истоком так называемого

36 Archiv Federalnfho ministerstva zahranicnfch veci, Politicke Zpravy (Praha). Moskva, 1929, N 71, 16.111.

37 Ненароков А. П. 1) Семьдесят лет назад: национальный вопрос на XII съез­де РКП(б) // Отечественная история. 1993. № 6; 2) 1923-й, XII съезд— крах боль­шевизма и победа национал-коммунизма // М. Гефтер. Инакомыслящий. М., 1993. С. 271—281.

38 Правда. 1920. 12 сент.

39 См.: Карр Э. История Советской России: 1917—1923. Большевистская революция. С. 294. М., 1990. Т. 1. Кн. 1.


«национал-большевизма», который точнее было бы охарактеризо­вать как возрождение имперской идеи в большевистской межна­циональной политике, или, как это еще лучше выразил Буха­рин, — «русской государственной идеи в советской форме».

Это не осталось незамеченным для внимательных наблюдате­лей-современников. Одним из первых аналитических материалов на эту тему стала статья видного деятеля зарубежной социал-де­мократии С. Сумского — «О национал-большевизме». Автор особо отмечает два фактора, которые способствовали появлению и укреплению этого явления. Первый из них — Красная Армия, ко­торая соединила все основные народные коммунистические и патриотические силы.

Вторым обстоятельством, повлиявшим на складывание идеоло­гии «национал-большевизма», стала позиция известного сборника «Смена вех» и группировавшихся вокруг него эмигрантских кру­гов, которых «привел к большевизму... национализм и патрио­тизм, самый подлинный патриотизм, чуждый всяким софизмам, вывертам и схоластике». В результате, по мнению С. Сумского, и стал складываться тот синтез социалистических представлений и задач и национально-государственных устремлений, который, в сущности, и означал возврат к русской имперской идее в новой советской оболочке. «Коммунисты, ведя борьбу за торжество III Интернационала в Западной Европе, пользовались — и доволь­но искусно — национальным подъемом в России — пишет автор. — Но это было возможно потому, что патриотические настроения шли по линии большевистских интересов. Это создавало и обрат­ную возможность — использование большевизма для достижения совершенно определенных национальных задач. Пусть большеви­ки тешатся тем, что водружают красное знамя в Варшаве или Ан-горе. На самом деле они защищают независимость России от раз­бойничьего нападения Польши, а союзом с Турцией осуществляют или подготовляют осуществление исконных национальных задач на Ближнем Востоке. Пусть большевики насаждают коммунизм на Украине, в Грузии, Сибири или Азербайджане. На самом деле они объединяют российскую государственность, которой в ином случае грозил бы совершенный распад. Таковы предпосылки на­ционал-большевизма».40

Становившийся все более очевидным «национал-большевизм» дал толчок для дискуссий в партийной среде относительно места «русской идеи» в национальной политике и национально-государ­ственном строительстве, и в неменьшей степени — об источниках и носителях этого «уклона». Уже на X съезде РКП (б), в докладе и тезисах по национальному вопросу И. В. Сталина и в выступ­лении активного участника прений и автора проекта поправок и дополнений к этому докладу от имени туркестанской делегации Г. И. Сафарова, оба «уклона» — «великодержавный шовинизм» и «местный национализм» — ставились на одну доску. При этом

40 Социалистический вестник. 1921, № 21. С. 3—4; см. также: 1924, № 18 (88). С. 4.


первый трактовался исключительно как инициатива местных ком­мунистов-великороссов или старых чиновников. О том, что вели­кодержавные настроения получили широкое распространение в центральных органах партии и государства, эти ораторы не гово­рили.41 Их точка зрения хотя и имела под собой определенное ос­нование, однако решительно противоречила реальности и оценкам В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого. Последний, на­пример, видел источник «великодержавности» в «значительной части партийных работников центра», «некоторых нейтральней-ших работников», в чьих взглядах «сквозила дремучая и только нечаянно потревоженная дискуссией великодержавность».42

На том же X съезде РКП (б) В. П. Затонский по сути одним из первых открыто поставил вопрос о появлении и нарастании в ру­ководстве партией «своего рода русского красного патриотизма», тенденции к «единой и неделимой». Он считал, что причиной этого были, с одной стороны, чувство гордости, появившееся у значи­тельной части партии за превращение России в авангард мирового революционного движения, с другой — превратные представления о необходимости безграничного централизма, при которых совет­ская федерация стала отождествляться с русской, а существование отдельных независимых республик было вовсе поставлено Стали­ным под сомнение. Затонский говорил, что возникшее течение в партии все более становится «пережитком старой национальной идеологии со стороны российских товарищей»: «Сплошь и рядом вы встретите... некоторое смешение понятия советского единства с тяготением к «единой и неделимой».43 Проблема возрождения российской государственной идеи в национальной политике боль­шевистского руководства стала еще более обостряться в связи с переходом в 1922—1923 гг. к решающей стадии национально-го­сударственного строительства и образования единой союзной фе­дерации.

В марте 1922 г. на XI съезде РКП(б) Н. А. Скрыпник подчер­кивал прямую связь лозунга «единая и неделимая Россия», выдви­нутого Деникиным и Врангелем, а затем воспринятого «движени­ем сменовеховцев и интеллигенции», с линией действий в нацио­нальном вопросе «отдельных лиц» в руководстве и «весьма многих советских аппаратов», «зараженных сменовеховцами». Он оценил эту позицию как идеологическую платформу «старой царской Рос­сии» и потребовал, чтобы ЦК РКП (б) ясно и определенно оценил «данное явление» как несовместимое с национальной политикой партии и советской власти и чуждое им.44

Следующим этапом самой острой схватки в партии по поводу, в сущности, уже оформившегося практически «национал-больше­визма», был конфликт между Сталиным и Лениным, связанный с созданием Закавказской федерации. Именно тогда Ленин наибо-

41 См.: Десятый съезд РКП(б): Стенографический отчет. С. 185, 192—193, 703, 704, 708.

42 Цит. по: Ненароков А. П. Семьдесят лет назад... С. 118.

43 Десятый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 203—204.

44 Одиннадцатый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 64—66.


лее резко обрушился на проявления этой линии в политике партии и государства, употребляя для ее оценки самые «крепкие» выра­жения («великорусский шовинизм», развитие традиций «россий­ского аппарата», заимствованного «от царизма и только чуть-чуть подмазанного советским миром» и т. п.). Эти черты старой русской государственности восприняли, по его мнению, и многие «обрусев­шие инородцы», которые «всегда пересаливают по части истинно русского настроения». Специально касаясь другого уклона (мест­ный национализм), Ленин считал его постановку на одну доску с великодержавным шовинизмом неправомерной, особенно когда он связывался с обвинениями в пресловутом «социал-национализме», приравненном к «политическому преступлению». Он говорил, что в существующих условиях это явление имеет определенное исто­рическое оправдание, выступает как защитная реакция на угне­тение, которое испытывалось в прошлом малой нацией со стороны большой и сохраняется до сих пор в фактическом их неравенстве. Поэтому, полагал Ленин, необходима особая щепетильность, су­губая осторожность, предупредительность и уступчивость по отно­шению к «обиженным националам».45

На XII съезде выявились три позиции по отношению к идеоло­гии «национал-большевизма». Члены «триумвирата», Сталин и Зиновьев, после острейшей реакции Ленина на проявления «вели­кодержавной» линии среди партийно-государственных лидеров вынуждены были признать, что она действительно получила рас­пространение. Однако Сталин не хотел признать какой-либо склонности руководства партии и тем более своей к восприятию этой традиции, заметив, что она лишь «проникла» и в «некоторые наши партийные учреждения».46 Зиновьев, в основном поддержи­вая положения доклада Сталина, которые «обрисовывали» опас­ность того, что великодержавный шовинизм с помощью сменове­ховцев «поднимает голову», также не мог не признавать очевид­ного. Он отметил, что великорусский шовинизм «имеет самое опасное значение..., имеет за собой 300 лет монархии и импери­алистическую политику», а из лагеря сменовеховцев осыпают нас приятными «комплиментами», полагая, что Кремль «проводит в жизнь идею единой неделимой России».47

Делегаты украинской партийной организации — Г. Ф. Гринь­ко, Н. А. Скрыпник, X. Г. Раковский, от грузинской — Ф. Маха-радзе, К. М. Цинцадзе критиковали партийное руководство за поддержку в многонациональном государстве традиций «глубо­чайшей централизаторской инерции», проведение политики «ве­ликодержавной и колонизаторской», направленной на «обрусение» союзных республик, выступали против сталинской теории «двух национализмов» и подхода к союзным республикам «с каратель­но-державным аршином», отвергали способы решения межнацио­нальных проблем на основе «ведомственной, аппаратной, бюро­кратической психологии» и системы управления, формируемой из

45 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 214, 356—362.

46 Сталин И. В. Соч. Т. 5. С. 244.

47 Двенадцатый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 553.


первый трактовался исключительно как инициатива местных ком­мунистов-великороссов или старых чиновников. О том, что вели­кодержавные настроения получили широкое распространение в центральных органах партии и государства, эти ораторы не гово­рили.41 Их точка зрения хотя и имела под собой определенное ос­нование, однако решительно противоречила реальности и оценкам В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого. Последний, на­пример, видел источник «великодержавности» в «значительной части партийных работников центра», «некоторых центральней-ших работников», в чьих взглядах «сквозила дремучая и только нечаянно потревоженная дискуссией великодержавность».42

На том же X съезде РКП (б) В. П. Затонский по сути одним из первых открыто поставил вопрос о появлении и нарастании в ру­ководстве партией «своего рода русского красного патриотизма», тенденции к «единой и неделимой». Он считал, что причиной этого были, с одной стороны, чувство гордости, появившееся у значи­тельной части партии за превращение России в авангард мирового революционного движения, с другой — превратные представления о необходимости безграничного централизма, при которых совет­ская федерация стала отождествляться с русской, а существование отдельных независимых республик было вовсе поставлено Стали­ным под сомнение. Затонский говорил, что возникшее течение в партии все более становится «пережитком старой национальной идеологии со стороны российских товарищей»: «Сплошь и рядом вы встретите... некоторое смешение понятия советского единства с тяготением к «единой и неделимой».43 Проблема возрождения российской государственной идеи в национальной политике боль­шевистского руководства стала еще более обостряться в связи с переходом в 1922—1923 гг. к решающей стадии национально-го­сударственного строительства и образования единой союзной фе­дерации.

В марте 1922 г. на XI съезде РКП (б) Н. А. Скрыпник подчер­кивал прямую связь лозунга «единая и неделимая Россия», выдви­нутого Деникиным и Врангелем, а затем воспринятого «движени­ем сменовеховцев и интеллигенции», с линией действий в нацио­нальном вопросе «отдельных лиц» в руководстве и «весьма многих советских аппаратов», «зараженных сменовеховцами». Он оценил эту позицию как идеологическую платформу «старой царской Рос­сии» и потребовал, чтобы ЦК РКП (б) ясно и определенно оценил «данное явление» как несовместимое с национальной политикой партии и советской власти и чуждое им.44

Следующим этапом самой острой схватки в партии по поводу, в сущности, уже оформившегося практически «национал-больше­визма», был конфликт между Сталиным и Лениным, связанный с созданием Закавказской федерации. Именно тогда Ленин наибо-

41 См.: Десятый съезд РКП(б): Стенографический отчет. С. 185, 192—193, 703, 704, 708.

42 Цит. по: Ненароков А. П. Семьдесят лет назад... С. 118.

43 Десятый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 203—204.

44 Одиннадцатый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 64—66.


лее резко обрушился на проявления этой линии в политике партии и государства, употребляя для ее оценки самые «крепкие» выра­жения («великорусский шовинизм», развитие традиций «россий­ского аппарата», заимствованного «от царизма и только чуть-чуть подмазанного советским миром» и т. п.). Эти черты старой русской государственности восприняли, по его мнению, и многие «обрусев­шие инородцы», которые «всегда пересаливают по части истинно русского настроения». Специально касаясь другого уклона (мест­ный национализм), Ленин считал его постановку на одну доску с великодержавным шовинизмом неправомерной, особенно когда он связывался с обвинениями в пресловутом «социал-национализме», приравненном к «политическому преступлению». Он говорил, что в существующих условиях это явление имеет определенное исто­рическое оправдание, выступает как защитная реакция на угне­тение, которое испытывалось в прошлом малой нацией со стороны большой и сохраняется до сих пор в фактическом их неравенстве. Поэтому, полагал Ленин, необходима особая щепетильность, су­губая осторожность, предупредительность и уступчивость по отно­шению к «обиженным националам».45





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2431 - | 2307 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.