Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социалистический вестник. Берлин, 1921, № 19. С. 3. 2 страница




Часто над его головой изображены сверкающие пятиконечные звезды, которые очень напоминают прежнее сияние вокруг голов святых. И как когда-то здесь были цитаты из священного писания, так и теперь можно прочесть разные ленинские высказывания и цитаты. В школах, клубах, приютах в таких местах проходят до­клады и лекции, в которых дается изложение учения Ленина.

Помимо простых портретов Ленина, государственное издательство распростра­няет печатные плакаты, на которых изображено, например, заседание Политбюро, а над его участниками возносится осеняющая их тень Ленина; к двадцатой годов­щине революции 1905 г. были изданы плакаты с изображением событий того вре­мени и над ними опять реял дух Ленина. В главном магазине государственного книжного издательства на Кузнецком мосту в Москве продаются отпечатанные ло­зунги: „Везде и всегда с нами Ленин" или: „Ленин живет в трех поколениях: в партии, в комсомоле и в пионерах" и другие такого же типа.

И как во времена средневековья ссылка на священное писание не подлежала дальнейшему оспариванию и оно становилось для отважившегося на это небезо­пасным, так и ныне в России в общественных дискуссиях и в частных разговорах таким же образом пользуются ленинскими высказываниями. Примером этого были и споры оппозиции и ее противников на последнем съезде РКП, когда обе стороны доказывали, что они правы, ссылаясь на сочинения Ленина и постоянно цитируя страницы и параграфы указанных сочинений. Зиновьев в одной из своих речей на съезде прямо сказал, что он апеллирует к „старому завету" коммунизма.

Коммунисты ныне создали в России целый новый культ ленинизма, культ чи­сто религиозный. Нельзя, однако, поверить, чтобы коммунистические вожди иск­ренне верили в это новое божественное учение, но они видят в нем выгоды и об-


,егчение для аргументации, для своих доводов и сполна используют их в своих интересах. Коммунистическая молодежь, которая была лишена осмеянной рели­гии, в особенности ее мистической и обрядовой части, служившей прежде опорой, без чего легко может обойтись человек культурный и сильный, — это новое молодое поколение принимает с благодарностью новую религию, которую ему предлагает новая власть и которую она хитроумно использует в своих целях».33

С появлением нового диктатора — И. В. Сталина — пышным цветом расцвели все атрибуты былого российского авторитаризма. Самое же главное — реальная власть и возможность ее применить, не считаясь ни с законом, ни с какими-либо серьезными ограни­чениями со стороны выборных советских и партийных органов, — все больше переходила в руки одного человека.

Не может не вызывать, однако, серьезных сомнений излишне категоричная оценка нового строя периода 20-х годов как станов­ление тоталитаризма. Такой упрощенный подход в значительной мере основан на прямых аналогиях Советского государства и об­щества с фашистскими режимами в Германии и Италии, проводи­мых рядом западных авторов. «Тоталитаризм» нередко определя­ется ими для Советской России как «красная» его разновидность в отличие от «коричневой», или же «левая» в отличие от «пра­вой».34 В зарубежной литературе уже высказано и мнение об умо­зрительном характере выдвижения более десятка оценок Россий­ского Советского государства и общества как тоталитарных, кото­рые (оценки) Т. Флерон назвал ярлыками «прорицания», наклеиваемыми на «неодобряемую» систему и лишь отражающи­ми тенденциозность и отсутствие у их авторов каких-либо науч­ных критериев.35 Наиболее серьезные исследователи социально-политических и экономических процессов, происходивших в стра­не в годы нэпа, считают это понятие явно неподходящим для объяснения сущности Советского государства и общества этого времени.36 Один из крупнейших западных специалистов в области политической истории Советского государства, С. Коэн, назвал и обосновал целый ряд признаков в его развитии, которые не позво­ляют говорить о сколько-нибудь полной монополизации со сторо­ны партийно-государственной власти важнейших сфер экономи­ческой, социальной, общественной, литературно-художественной и даже политической жизни, если иметь в виду огромный удель­ный вес беспартийных специалистов и администраторов во всех государственных структурах, а также в области образования, на­уки и здравоохранения. Вывод, к которому он приходит, выглядит достаточно взвешенным и обоснованным: «По сравнению с при­шедшим ему на смену сталинским порядком, — пишет автор, — советский нэп 20-х годов характеризовался наличием значитель-

33 Archiv Federalniho ministerstva zahranicmch veci, Politicke Zpravy (Praha). Moskva. 1926, № 8.6.1.

34 Totalitarism Reconsidered / Ed. E. Menze. N. Y., 1981. P. 15, 33.

35 См.: Fleron T. J. Soviet Area Studies and Social Sciences: Some Methodological Problems in Communist Studies // Soviet Studies. 1968. Vol. 19. N 3. P. 314—315, 339.

36 См., например: Игрицкий Ю. И. Снова о тоталитаризме // Отечественная история. 1993. № 1; Гимпельсон Е. Г. Политическая система и нэп: неадекватность реформ // Там же. № 2.


ного плюрализма в авторитарных рамках однопартийной диктату-

ИЫ^.

Р. Д. Андерсон отмечал, что уже в 1960-е годы подавляющая часть западных наблюдателей вынуждена была отказаться от по­нятия тоталитаризма применительно к советскому строю ввиду накопления большого эмпирического материала и выявившейся теоретической несостоятельности самого термина. В статье, адре­сованной специально российскому читателю, он вскрывает идео­логические и эмоциональные («чувство отвращения» и желание «дистанцироваться» от деятельности фашистских и коммунисти­ческих режимов) корни этого понятия. В научном же плане Р. Ан­дерсон устанавливает немало схожего в организации управления в так называемых тоталитарных обществах и западных демокра­тиях (организация вертикальной связи элиты и народа; горизон­тальные линии борьбы политических лидеров всех уровней за под­держку определенных групп населения и т. д.). Кроме того, он справедливо усматривает слабое место концепции тоталитаризма в отказе ее сторонников от принципа историзма. «Концепт тота­литаризма, — пишет Р. Андерсон, — игнорирует не только сход­ство между режимами, для определения которых он используется, и демократиями, но и их схожесть с другими формами тирании и угнетения» (например, в феодальных обществах). Мимоходом он делает очень ценное замечание о значении российской традиции для понимания жизни государства и общества в советское время: «Простые русские крестьяне более четко сознавали преемствен­ность между „коммунистической" и более ранними формами правления меньшинства, чем интеллектуалы, выдумавшие кон­цепцию тоталитаризма. Сколь мало крестьян вводил в заблужде­ние „официальный образ" (власти.—Лет.) видно, в частности, из того, как они расшифровывали аббревиатуру „ВКП(б)": „Вто­рое крепостное право большевиков"».

Р. Андерсон приходит к ряду выводов: «Концепт тоталитаризма пригоден для исследования лишь внешних проявлений господст­ва», «он принимает партию-государство такой, какой она сама пы­тается представить себя общественности, т.е. спаянный дисципли­ной инструмент в руках харизматического лидера» даже тогда, когда на деле она является набором группировок, сохраняющих свою монополию на власть путем создания ложного «образа дис­циплины и единства». По его мнению, концепция тоталитаризма ненаучна, ибо «пригодна для исследования лишь внешней стороны того или иного явления», и спекулятивна, конъюнктурна, посколь­ку «создает опасность ложного истолкования преемственности между прошлым и настоящим» (позволяет либо скрывать эту пре­емственность, чтобы «оторвать» новую власть от старого порядка, выказав ее демократической, либо подчеркивать связь с прошлым, чтобы заклеймить новое руководство как антидемократическое).

В заключение Р. Андерсон пишет, что наблюдаемый в совре­менных условиях возврат некоторых исследователей и авторов к

37 Коэн С. Бухарин: Политическая биография. 1888—1938. С. 331—337.


концепции тоталитаризма, причины ее «притягательности» оста­лись теми же, что и раньше, — использование в конъюнктурных целях. С его точки зрения, другой «теоретический концепт, кото­рый позволил бы признать и принять тезис преемственности меж­ду недемократическими и демократическими режимами, был бы предпочтительнее как с научной, так и с практической точки зре­ния».38 Не последнюю роль в создании режима «партия-государ­ство», который сложился и стал функционировать в Советской России, сыграло влияние дореволюционных форм организации политической жизни страны и национальных, идеологических, официальных и общественных представлений, связанных с ними.

* * *

Как известно, в России существовали два основных направле­ния общественной и государственной мысли: византийский, или евразийский, антиевропеизм, с одной стороны, и европеизм — с другой. В иностранной литературе довольно давно разрабатывают­ся схемы, согласно которым курс на «социализм в одной стране» и последующий переход к индустриализации так или иначе отра­жали возврат большевистского руководства к «ценностям русского национализма», «отход от марксизма и теории интернационально­го братства», которые «умерли с Лениным» (Д. Браун). По мне­нию крупного американского советолога Р. Гудмэна, дискуссия в партии по поводу теории «социализм в одной стране» была одним из проявлений «возрождения старых разногласий между славяно­филами и западниками», а американская исследовательница О. Наркевич усматривает в политике ВКП(б) с середины 20-х го­дов переход к разработке националистической «азиатской модели» социализма и отказ от интернациональной сущности теории Мар­кса.39

Не все бесспорно в этих построениях, однако суть проблемы намечена верно. Что касается выработки новой властью общей стратегии развития страны и ее связи с российской национально-государственной традицией, то роль старых национальных инте­ресов, постепенное преобладание «преемственности» над сдвигами (Карр) в послереволюционную эпоху ощущались также достаточ­но явственно.

Отношение советской партийно-государственной власти к За­паду поначалу определялось в основном внутренней политикой. Победа революции, взрыв «левокоммунистических эмоций» в свя­зи с дискуссиями о Брест-Литовском договоре, начавшиеся рево­люции в ряде европейских стран укрепили у значительной части большевистских лидеров навеянное марксистской теорией своеоб-

38 Андерсон Р. Д. Тоталитаризм, концепт или идеология? // Полис. Полити­ческие исследования. М., 1993. № 3. С. 97—107.

39 См.: Brown У. Russia Explored. London, 1959. P. 91; Goodman R. F. The Soviet Design for a World State. N. Y., 1960. P. 159, 161, 163; Anderson T. Masters of Russian Marxism. N. Y., 1963. P. 215; Narkewict O. Marxism and Reality of Power: 1919— 1980. London, 1981. P. 317—321.


 


разное революционное «западничество». Россия рассматривалась ими как плацдарм мировой революции, а сам плацдарм должен был расширяться в ожидании последующей «социализации» Евро­пы и помощи со стороны ее рабочего класса. Предполагалось, что построения социализма в стране можно добиться только с по­мощью европейской или мировой революции.

Однако эти общие представления о главенстве принципа про­летарского интернационализма никогда не проявлялись в чистом виде. Политика новой власти на международной арене даже и в 1918—1920 гг. характеризовалась — наряду с линией поддержки мирового революционного процесса — также и стремлением к уре­гулированию отношений с правительствами западных стран, тем более что расширение интервенции угрожало и «завоеваниям,со-циализма», и существованию самой большевистской власти.-Уже в феврале—марте 1918 г. в связи с переговорами в Брсст-Литовске В. И. Ленин предложил такую формулу соотношения националь­ных и интернациональных задач революционной России, в кото­рой первые (сохранение государственной власти и защита ее ин­тересов) выдвигаются на передний план.40

В начале 1920-х годов действие этих факторов — революцион­но-интернационалистского и национально-государственного — привело к появлению нескольких позиций по отношению к Запа­ду. Им соответствовали и четыре концепции, более или менее от­четливо сформулированные политическими деятелями Советской России и наиболее ярко проявившиеся в период подготовки к Ге­нуэзской конференции:-а) пропагандистская, или революционно-интернационалистская, «западническая» позиция А. А. Иоффе, являвшаяся рецидивом тактики «левых» коммунистов периода брест-литовских переговоров; б) «производственная», или «купе­ческая», линия и ее варианты (Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов), содержавшая элементы и реальной политики компромисса с Запа­дом, и «социалистической» внешней политики; в) промежуточная линия В. И. Ленина (отказ от открытой революционной пропаган­ды, но жесткая позиция в отношении уступок буржуазному Запа­ду); г) особая, гибкая политическая линия Л. Б. Красина, осно­ванная на самой серьезной склонности к компромиссам (Генуэз­ская конференция, договор с Л. Уркартом, полемика на XII съезде РКП (б), взгляды на компромисс с Францией и Англией в 1925— 1926 гг.).

Лишь позиция Л. Б. Красина отражала в значительной мере понимание необходимости более тесной и органической связи с За­падом в плане осуществления стратегии экономического развития Советской России, даже ценой некоторых принципиальных поли­тических и материальных уступок. Вместе с тем эта позиция была и весьма жесткой с точки зрения отстаивания государственных на­циональных интересов России, что особенно ясно проявлялось в настояниях Красина на необходимости сохранения государствен­ной монополии внешней торговли.

40 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 244—245,


С середины 1920-х годов приверженность принципу пролетар­ского интернационализма (революционному «западничеству») и выполнению связанных с ним обязанностей, с одной стороны, и ориентация на национально-государственные интересы — с дру­гой, все более перекрещивались в политике большевистского ру­ководства. Первая тенденция хотя и сохранилась, но стала явно приспосабливаться к второй, которая постепенно становилась до­минирующей.

В эти же годы большевистское руководство проявляло интерес и к «западной модели» развития. Надо отметить, что общая поста­новка вопроса об использовании главным образом организацион­ных, технических и технологических, производственных элемен­тов «западной модели» принадлежала В. И. Ленину. Именно он, мало обращавшийся к политике русских царей, в высшей степени высоко охарактеризовал деятельность Петра I и заявил о необхо­димости воспринять у него опыт «перенимания западничества» хо­тя бы и «диктаторскими», «варварскими» приемами.41 Его после­дователи также проявляли интерес к использованию и перенесе­нию опыта развития капиталистических стран в различные отрасли народного хозяйства. Они признавали и необходимость ос­мысления «западной модели» для экономического и технического

прогресса СССР.

В то же время считалось общепризнанным, что это использо­вание возможно лишь без восприятия социально-классовой сущ­ности этой «модели». Иными словами, перенимание «западниче­ства» уже в его буржуазном варианте могло осуществляться толь­ко в пределах техники, технологии, производственного опыта, но никак не затрагивать проблем производственных отношений, идео­логии, интересов государственной и политической системы, пони­мания прав человека, методов управления социальными процес­сами.

Таким образом, в 1920-е годы как будто бы наметился некий единый подход сталинского руководства и троцкистской оппози­ции к проблеме стратегии развития страны при использовании ря­да форм связей со странами капиталистического Запада, его «мо­дели» экономического роста. Однако, согласно имеющимся в за­рубежной историографии наблюдениям, Сталин и его сторонники проявляли больше «изоляционизма» по отношению к мировому хозяйству, они форсировали создание замкнутого народного хо­зяйства, нацеленного на самообеспечение всех потребностей раз­вития.42

В 1925—1926 гг. развернулась острейшая внутрипартийная ди­скуссия о концепции «социализма в одной стране». До 1925 г. в партийном руководстве не возникало разногласий относительно проблемы построения или победы социализма в одной стране. Представители и бывшего «триумвирата», и оппозиции, как и сам В. И. Ленин, придерживались более или менее единой точки зре-

41 Там же. Т. 31. С. 300.

42 См.: Day К. Leon Trotsky and the politics of economic isolation. Cambridge (Mass.), 1973. P. 4, 14, 132—136, 161.


ния: социализм в Советской России надо строить, для этого есть необходимые условия и возможности, но «для окончательной по­беды социализма, для организации социалистического производ­ства, усилий одной страны, особенно такой крестьянской страны как Россия, уже недостаточно — для этого необходимы усилия пролетариев нескольких передовых стран». Поэтому строитель­ство социализма в одной стране, где была совершена пролетарская революция, рассматривалось в контексте ленинской формулы о необходимости в этой стране добиться «максимума осуществимо­го» для «развития, поддержки, пробуждения революции во всех странах».43

Бухарин в апреле 1925 г. сформулировал проблему возможно­сти построения социализма в одной стране. С. Коэн справедливо отмечает в связи с этим, что самого по себе обоснования концеп­ции «социализм в одной стране» вполне можно было достичь раз­личными способами, но речь шла о гораздо более важном: «Фор­мальное выражение доктрины явилось по существу решительным поворотом в официальной большевистской концепции».44 Бухарин выполнил роль интерпретатора — или соавтора — сталинской тео­рии, разделив вопрос на две части: «полная победа» вполне дока­зывалась ленинскими работами 1922—1923 гг., в которых говори­лось о наличии в Советской России всего «необходимого и доста­точного» для превращения страны из «нэповской» в «социалистическую», вопрос же об «окончательной победе» был искусно поставлен Бухариным в зависимость от победы пролетар­ской революции в других странах.45 Тем самым ему удалось сое­динить, грубо говоря, «национализм», идущий от сталинской груп­пы, и «интернационализм» ортодоксальной теории социалистиче­ской революции, которой прежде поклонялись и сам Бухарин, и все видные лидеры большевизма. Эта дуалистическая формула «социализма в одной стране» получила отражение в решениях XIV партконференции (1925 г.) и была развита в том же духе в сталинской работе «К вопросам ленинизма» (1926 г.).

Бухарин испытывал беспокойство оттого, что тенденция к пре­увеличению возможностей страны несет опасность утверждения идеологии «национального большевизма».46 Дискуссия на VII рас­ширенном пленуме Исполкома Коминтерна в декабре 1926 г., в сущности, подтвердила эти опасения, хотя сам Бухарин и высту­пал в ней с защитой концепции «социализм в одной стране». В ходе острейшей полемики между Сталиным (докладчиком), Буха­риным, Рыковым и др., с одной стороны, и Троцким, Зиновьевым, Каменевым — с другой, водоразделом послужила оценка страте­гии развития страны. Сталин и его сторонники защищали пози­цию достаточности национальных сил и средств для индустриаль­ного развития и модернизации страны без помощи зарубежного

43 См.: Сталин И. О Ленине и ленинизме. М., 1924. С. 40—41.

44 Коэн С. Бухарин: Политическая биография. С. 224.

45 Там же. С. 225. См. также: КПСС в резолюциях... М., 1984. Т. 3. С. 388—392.

46 Коэн С. Бухарин: Политическая биография. С. 225—226.


пролетариата и даже без особого учета взаимосвязи СССР с ми­ровым хозяйством. Их оппоненты рассматривали такую платфор­му как разрыв с социалистической теорией, определение «нацио­нальной, а не интернациональной» стратегии развития (Зиновь­ев), «подмену международной революционной перспективы» — а она становилась все менее вероятной — «национально-революци­онной» или «национально ограниченной» (Каменев). Лидеры «объ­единенной левой оппозиции» небезосновательно усмотрели в кон­цепции «социализм в одной стране» и стремление непомерно фор­сировать темпы экономического развития.47

Однако главное, что выявилось в связи с появлением концеп­ции «социализм в одной стране», — это несомненное начало посте­пенного «освоения» сталинским руководством идеологических тра­диций русской политической и государственной мысли, поначалу в причудливой смеси двух ее основных течений — стремление на пределе сил достичь уровня «западной модели», но при этом с при­знанием национальных ценностей, окрашенных в «социалистиче­ские цвета», в качестве основы стратегии развития. Возникший конфликт создал совершенно новую ситуацию в партийно-госу­дарственном руководстве Советской Россией. Постепенно, но все более отчетливо и неумолимо он разрешался в пользу возрожде­ния, пусть модернизированной, национально-самобытнической идеологии как одного из оплотов государственности, или, гру­бее, — в пользу «национал-большевизма». А это означало, что но­вая власть сделала еще один крупный шаг к восприятию устоев «старого порядка», на сей раз в области идеологии. На основе но­вых представлений с конца 1920-х годов, в соответствии со свер­тыванием «внутреннего нэпа», наблюдается и все более явный пе­реход этой власти на позиции условного «изоляционизма», или ав­таркии, во внешнеэкономической политике, что выразилось в сокращении или прекращении всех основных видов хозяйствен­ных связей с Западом.

С этого времени «западная модель» вдруг надолго утратила свою привлекательность для партийно-государственного руковод­ства. Свой, доморощенный, путь развития казался ему теперь единственно правильным.

72—74799—Td3, 197—200, 237—239,
ческийотчетм.92б2с. 10— 323—325

47 Пути мировой революции: VII расширенный пленум ИККИ. Стенографи-...„„^ ™ -, /-. in 11 -л тх оо_шч 1—200 237—239,


Глава 3

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА («Русская государственная идея в советской форме»)

Самоопределение наций. — На пути к федеративному союзу. — Устои советского федерализма — Становление и трансформация ('национал-большевизма».

В решении национального вопроса партийно-государственной властью также наблюдается преемственность по отношению к «старому порядку».

Национальная политика большевиков постепенно приобретала черты все более прочного сплава прежней имперской идеи, выра­ботанной и осуществляемой монархией на протяжении ее много­вековой истории, и большевистских программных установок, трансформировавшихся по мере приближения и осуществления революции в России. Разумеется, сказанное не следует понимать упрощенно. Восприятие российской государственной традиции в этой области едва ли было осознанным и при случае категорически отрицалось большевистской властью. Однако оно стало реально­стью, и во многом практическое воспроизведение прошлого курса стало возможным благодаря тому, что большевистская концепция пролетарского интернационализма как основы сохранения единого и сплоченного социалистического многонационального государ­ства не только не противоречила этой традиции, но, напротив, способствовала ее воссозданию и развитию, хотя бы и под новыми лозунгами и при другом идеологическом обосновании.

Одним из главных положений большевистской партии по на­циональному вопросу было требование «права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства», сформули­рованное еще II съездом РСДРП в 1903 г. На поронинском сове­щании ЦК РСДРП в октябре 1913 г. и VII апрельской конферен­ции 1917 г. в это положение были внесены два уточнения: вначале говорилось, что самоопределение «угнетенных царской монархией народов» предусматривает в том числе их «отделение и образова­ние самостоятельного государства», а далее указывалось, что это «непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отде­ления той или иной нации».

Большой интерес в связи с этим представляют взгляды В. И. Ленина, изложенные в письме к С. Г. Шаумяну от 6 декаб­ря 1913 г.: «Мы за демократический централизм, безусловно. Мы за якобинцев против жирондистов... Мы в принципе против фе­дерации — она ослабляет экономическую связь, она негодный тип одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу,


если ты можешь порвать экономическую связь... Автономия есть наш план устройства демократического государства. Отделение вовсе не наш план. Отделение мы вовсе не проповедуем. В общем, мы против отделения. Но мы стоим за право на отделение ввиду черносотенного великорусского национализма, который так испо­ганил дело национального сожительства, что иногда больше связи получается после отделения!! Право на самоопределение есть ис­ключение из нашей общей посылки централизма... Но исключе­ние нельзя толковать расширительно».1

Таким образом, и самоопределение, и право на отделение — а не само отделение — в значительной мере рассматривались Лени­ным как предпосылка и как демократический лозунг для последу­ющего перехода к достаточно жесткому централизованному уни­тарному демократическому государственному образованию, обес­печивающему, говоря современным языком, единое эконо­мическое пространство или тесную хозяйственную интеграцию всех частей государства. Следует заметить, что на апрельской кон­ференции демократический характер лозунга самоопределения едва не был вообще отвергнут, ибо первоначальный проект резо­люции по национальному вопросу, принятый большинством ре­дакционной комиссии усилиями Г. Л. Пятакова, содержал тезисы о том, что разрешить национальный вопрос может лишь «метод социалистической революции под лозунгом „Прочь границы!"», о недопустимости «раздробления крупных государственных образо­ваний на мелкие государства», оценивал право на самоопределе­ние как «просто фразу, без всякого реального содержания».2 Лишь вмешательство Ленина позволило сохранить в резолюции форму­лировки самоопределения наций.

В первые дни после Октябрьской революции лозунг права на­ций на самоопределение еще подтверждался в таком основопола­гающем документе советской власти, как «Декларация прав наро­дов России». Но уже в январе 1918 г. в докладе по национальному вопросу на III съезде Советов И. В. Сталин фактически отрицал самостоятельное значение национального вопроса и сводил все противоречия между советским центром и правительствами наци­ональных окраин бывшей империи к конфликту, содержанием ко­торого была проблема власти, считая, что местная буржуазия лишь придает ему национальную окраску. Исходя из этого, Ста­лин указал на необходимость толкования принципа самоопреде­ления как права на самоопределение не буржуазии, а трудовых

масс данной нации.

Сталинская точка зрения была горячо поддержана на VIII съез­де Н. И. Бухариным, который говорил, что при курсе на про­летарскую диктатуру «мы не можем выставлять лозунг права на­ций на самоопределение», ибо это было бы признанием фиктивной «воли нации», включающей и буржуазию. По его мнению, преж­ний лозунг самоопределения годится лишь «для колоний, для гот-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 48. С. 234—235.

2 Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б): Стенографи­ческий отчет. М., 1958. С. 212, 282—283.


тентотов и бушменов, негров, индусов» и проч., т. е. там, где про­летариат не оформился как класс и нации еще стоят на низшей ступени исторического развития.3

Выступивший вслед за ним В. И. Ленин в осторожной форме критиковал эту позицию, считая замену понятия «самоопределе­ние наций» формулой «самоопределение трудящихся» преждевре­менной и проявлением «революционного нетерпения». Он пола­гал, что старый лозунг надежнее, в том числе и из тактических соображений.

В дебатах на съезде нашла выражение и самая радикальная по­зиция по вопросу о самоопределении. Ее выдвинул Г. Л. Пятаков. Он отвергал как «бессодержательный и голый» принцип самооп­ределения наций, так и формулу самоопределения трудящихся. Он считал, что даже и пролетариат той или иной страны не вправе самостоятельно решать вопрос о самоопределении и тем более от­делении, должен действовать с учетом «строгой пролетарской цен­трализации и пролетарского объединения» в интересах рабочего класса «всего капиталистически развитого мира».4

Программа партии, принятая на VIII съезде РКП (б), хотя и от­ражала в какой-то мере ленинскую точку зрения, представляла собой несомненный компромисс между его позицией и радикаль­ными взглядами многих участников дискуссии: право на самооп­ределение не упоминалось, «право на государственное отделение» предлагалось «в целях преодоления недоверия со стороны трудя­щихся масс угнетенных стран», преимущественно применительно к «колониям и неравноправным нациям».

В тезисах Сталина «Об очередных задачах партии в националь­ном вопросе», опубликованных перед X съездом, 10 февраля 1921 г., основным условием решения этого вопроса назывались по­беда Советов и установление диктатуры пролетариата, понятие «право наций на самоопределение» отсутствовало и употреблялась лишь формула «право наций на государственное отделение» с ого­воркой, что «изолированное существование отдельных советских республик» фактически невозможно.5

С критикой тезисов Сталина выступил нарком иностранных дел Г. В. Чичерин. Чичерин за годы эмиграции и напряженной дипломатической работы в 1918—1920 гг., очевидно, упустил из виду, что из программных документов уже исчезло положение о праве наций на самоопределение. Он отметил, что последнее не является «исключительным лозунгом российской рабоче-кресть­янской революции», как полагал Сталин, а довольно широко ис­пользуется в политике государств, представляющих «наиболее развитой капитализм». Далее Чичерин указывал, что решение на­ционального вопроса по-своему осуществляется на основе инте­грирующих процессов и тенденций современным империализмом, а не зависит лишь от установления диктатуры пролетариата, что





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.