Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические идеалы Павла Петровича и проблема престолона­следия. — Самодержавие Павла I




Готовя в середине 1780-х годов проект Наказа Сенату, Екате­рина II особенно тщательно прорабатывает важную для нее в тот момент проблему — возможность лишения права на престол ут­вержденного ранее наследника. Работая над проектомг-Екатери-на II знакомилась с основополагающими актами Петра I на эту тему. Среди причин, которые могли привести к лишению наслед­ника права на престол., в ее проекте выступали: попытка сверже­ния царствующего монарха наследником, участие его в бунте про­тив государя, отсутствие у наследника необходимых для правле­ния человеческих качеств и (способностей, принадлежность к другой вере, владение престолом другого государства и, наконец, акт царствующего монарха по отрешению наследника от престола. Принципиально важным было положение о создании — в случае несовершеннолетия наследника — системы регентства, причем ре­гентом должен был быть назначен кто-либо из членов император­ской фамилии высшими правительственными учреждениями — Советом и Сенатом, которые должны были гарантировать соблю­дение закона о престолонаследии.

Вся эта тщательная работа над положением об отрешении на­следника была непосредсгеенно связана с современной проекту Наказа Сенату династической ситуацией, сложным положением в императорской семье. Отношения Екатерины II с сыном, наслед­ником престола Павлом, были неровными, но в 1780-е годы эти отношения стали откровенно плохими и оставались такими до са­мой смерти Екатерины II. Общество было полно слухами о наме­рении императрицы, воспользовавшись законом 1722 г., лишить сына престолонаследия и передать эти права внуку Александру Павловичу, в котором она души не чаяла. Для слухов было много оснований. Существует версия, что намерение провозгласить Александра наследником было высказано императрицей на Совете и что по найденному в кабинете матери и уничтоженному Павлом завещанию императрицы престол отходил к Александру. Смерть пришла к Екатерине II неожиданно, и она не успела, как, возмож­но, думала раньше, воспользоваться правом назначить, согласно «Уставу» Петра о престолонаследии 1722 г., своего преемника и в


манифесте публично назвать его имя. 6 ноября 1796 г. Павел I, так же беспрепятственно, как в декабре 1761 г. его отец — наслед­ник Елизаветы Петр III, вступил на русский престол.

О личности и политических взглядах Павла I в литературе не стихают споры второе столетие — столь противоречивой и слож­ной представляется эта трагическая фигура русской истории. Яс­но, что политические концепции и взгляды Павла I сложились под влиянием многих факторов и претерпели определенную эволюцию в течение его жизни. Взгляды цесаревича опирались на общий для просвещенных людей XVIII в. и близкий Екатерине II круг идей Просвещения, преследовали общую для XVIII в. утопическую цель «общего блага», выраженного Павлом I формулой о «счастье всех и каждого», но эти идеи интерпретировались и реализовыва-лись Павлом I в ином, чем у Екатерины II, ключе. Это и опреде­лило в конечном счете не только разительное отличие преобразо­ваний Павла-императора от преобразований. Екатерины II, но и его судьбу.

Известно, что на мировоззрение цесаревича Павла Петровича сильное влияние оказал его воспитатель граф Н. И. Панин — по­следовательный сторонник ограничения императорской власти в России. Смысл преобразований, предлагаемых Н. И. Паниным в 1763 г., сводился к установлению ограничивающего власть импе­ратрицы института Государственного совета явно аристократиче­ского типа. В системе воспитания наследника Паниным была за­ложена более общая идея верховенства «фундаментальных зако­нов», без которых править истинно достойному государю неприлично и невозможно. Сама по себе система «фундаменталь­ных законов» по Панину и обоснование им причин установления таких законов не являются особенно оригинальными. Со времен Монтескье, Ивана Шувалова об этом писали и говорили много, идеи эти носились в воздухе. Достаточно полно логику суждений Панина раскрывают его «Рассуждения о непременных законах», составленные накануне его смерти в 1783 г. и переданные Павлу. Рассуждения эти типичны для XVIII в.: 1. Власть вручается госу­дарю единственно для блага народа; 2. Благо может дать только абсолютно добродетельный государь — «добродетель на троне». 3. Учитывая естественные для государя как человека слабости, до­стичь абсолютной добродетели немыслимо. Отсюда вывод: госу­дарь может достичь блага народа только единственным путем — «постановя в государстве своем правила непреложные... основан­ные на благе общем и которых не мог бы нарушить сам».1 При таком обосновании введения «фундаментальных законов» набор самих законов не столь важен, а важно как раз последнее прин­ципиальное положение, которое, как и во времена верховников и Шувалова, сводило бы самодержавие на нет, т. е. ликвидировало бы самый важный постулат самодержавия — полное, бесконтроль­ное право в любой момент менять законы, устанавливать их по

1 Шумигорский Е. С. Император Павел I: Жизнь и царствование. СПб., 1907. Приложение. С. 4.


собственному усмотрению, а также править без всяких законов, т. е. когда законом является воля государя.

Разумеется, все эти идеи Панина были тесно связаны с акту­альной для тех времен политической ситуацией, содержали осуж­дение царящего при дворе Екатерины II фаворитизма. Вся пробле­ма в том, что господствовал не закон, а «страсти», открывающие путь к произволу, когда «не нрав государя приноравливается к за­конам, но законы к его нраву» и когда, наконец, государь порабо­щен выразителем страстей — любимцем, как правило, недостой­ным. Вот тогда самовластие «достигает невероятия», все, по мне­нию Панина, зависит от произвола любимца, его боятся и «взор его, осанка, речь ничего другого не знаменуют как: „Боготворите меня, я могу вас погубить!"».2

Читая это, Павел Петрович представлял хорошо ему знакомую фигуру Потемкина, Орлова или любого другого фаворита Екате­рины II. Но для Павла конституционные идеи Панина были важ­ны не только с точки зрения морали, достойного и полезного слу­жения Отечеству, России (для Павла Петровича эти понятия не были пустым звуком), но и с точки зрения его будущего. А оно было весьма туманно. Екатерина II, в целом недовольная цесаре­вичем Павлом, вела себя с ним так же, как некогда Елизавета с неугодным ей Петром Федоровичем, иначе говоря, попросту угро­жала наследнику «Уставом» Петра Великого 1722 г., позволявшим ей назначить себе в преемники любого из своих подданных и от­менить при необходимости принятое уже решение о престолонас­ледии. Если к этому прибавить другие факторы: распространяемые врагами Павла I инсинуации о его «незаконнорожденности», осо­бая, демонстративная любовь Екатерины II к внуку Александру, унижение и притеснения наследника со стороны фаворитов, вос­поминания о трагической судьбе отца — Петра III, а также подо­зрения и страхи Павла I за свою жизнь, то проблема утверждения такого «фундаментального закона», как закон о престолонаследии по прямой мужской нисходящей линии, казался Павлу Петровичу первостепенной. В отсутствии закона о престолонаследии он видел причину и политической нестабильности в России, и своего не­устойчивого положения. Такой закон естественно укладывался в общий блок панинских «фундаментальных» законов, цель кото­рых была уничтожение «царства страстей» и утверждение «власти здравого рассудка», законности.

Уезжая в 1787 г. на войну со Швецией, Павел Петрович соста­вил проект закона о престолонаследии по праву первородства, «да­бы государство не было без наследника, дабы наследник был на­значен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомне­ния, кому наследовать и дабы сохранить право родов в наследии, не нарушая права естественного и избежать затруднений при пе­реходе из рода в род». Эти соображения подстегнули Павла I в день коронации утвердить и публично зачитать закон о престоло­наследии от 5 апреля 1797 г., который должен быть выше воли

2 Там же. С. 5. Подробнее см.: Сафонов М. М. Конституционный проект Н. И. Панина—Д. И. Фонвизина // ВИД. л:, 1974. Т. 6. С. 261—280.

Власть и реформы 193


конкретного самодержца и который отменял петровский «Устав» 1722г.3

Но отмечая стабилизирующий момент закона 5 апреля 1797 г., историки мало обращают внимания на то, что этот закон ничуть не спас Россию от нестабильности при смене власти. В сущности, Па­вел I издал очередной «Тестамент» Екатерины!, который должен был регулировать престолонаследие его потомков-самодержцев, обладавших полной властью изменить любой неудобный им закон. Так, собственно, и было. В 1881ir.lH. И. Дитятин писал: «В течение всего XVIII столетия ни один носитель верховной власти не назна­чался на престол „законом самим" — он вступал на него или по во­ле прежде царствовавшего императора, или в силу переворота».4 К сказанному Дитятиным добавим, что об этом же говорит и история XIX в. Известно, что сам Павел I, автор «фундаментального зако­на» 1797 г., был в немалом затруднении, думая о том, что престол его отойдет к старшему сыну, весьма далекому от отца по своим взглядам, скрытному и двуличному. Дочь Павла I, нидерландская королева Анна, впоследствии вспоминала, что в последние годы жизни отецсособой нежностью относился к младшим детям, гово­ря, «что поскольку его отдалили отхтарших детей, забирая их у не­го, как только они появлялись на свет, то он бы хотел окружать себя младшими детьми, чтобы быть с ними ближе».5 Это подтверждает некоторые соображения современников о том, что Павел I хотел пе­редать престол не чуждому ему Александру, а воспитанному по его системе Николаю, что явно противоречило бы норнам закона 1797 г. События 1825 г., приведшие к мятежу на Сенатской площа­ди, в немалой степени произошли из-за возникшей в декабре про­блемы престолонаследия. Они тоже свидетельствуют, что исход­ным моментом династического кризиса, породившего политиче­ский кризис, стала передача престола Александром не по букве закона 1797 г., а по воле царствующего монарха, тайно назначив­шего наследником Николая, а не следующего за императором по династическому «счету» Константина. Могла обостриться династи­ческая ситуация и позже — при Александре II, любившем своих де­тей от морганатической супруги княгини Юрьевской и готовившем им более завидный удел.

Философия шласти цесаревича Павла Петровича была противо­речива. Он пытался сочетать самодержавие и человеческие свобо­ды, «власть закона», исходя из представлений о традициях, идеалов и даже географического фактора. В записке 1783 г. он так выражает эту обсужденную с Паниным мысль: «Поверено было о неудобствах и злоупотреблениях нынешняго рода администрации нашей, про­ходя разныя части и сравнивая.с таковою в других землях и опять с обстоятельствами нашей, нашли за лутчее согласовать необходимо

3 Шумигорский Е. С. Император Павел I. С. 58—59; ПС31. Т. 24. № 17910.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1607 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.