Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование унитарного суверенного 5 страница




37 Зимин А. А. Источники по истории местничества в XV—первой трети
XVI в. // АЕ за 1968 г. М., 1970.

38 Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России... С. 281.

39 Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. С. 241.


фическая система федерации, при которой великое княжество считалось коллективной собственностью всего рода, а уделы нахо­дились лишь во владении у отдельных членов рода, прекратила свое существование, а власть великого князя формально ни с кем не делилась.

На практике, однако, Иван III еще вынужден был ее делить с им же назначенными соправителями — сначала с Дмитрием (вну­ком, сыном старшего сына от первого брака), затем с Василием (сыном от второй его супруги Софьи, племянницы последнего ви­зантийского императора). Неудачно закончилась и попытка Ива­на Ш провести секуляризацию монастырского и церковного зем­левладения и превратить церковных иерархов в государевых слуг, встретившая, хотя и был недавний прецедент — конфискация церковных земель в Новгороде, — яростное сопротивления церк­ви.

Впрочем, распоряжение высшими церковными должностями оставалось в руках великого князя, как и верховное право собст­венности на имущество, переданное церкви. Под контролем госу­дарства находились и управление приходским духовенством, и от­ношения между различными слоями духовенства.40 Несмотря на это последнее обстоятельство, православная церковь, владея ог­ромным имуществом, защищенным иммунитетными привилегия­ми, сохраняла значительные элементы самостоятельности в отно­шениях со светской властью. Кроме того, идеологи сильной цер­ковной власти пытались обосновать первенствующее положение в государстве духовных иерархов и подчиненное — монарха. Все это свидетельствует о том, что власть великого князя еще не была аб­солютной. Однако претензии на такой ее характер проявлялись в полной мере, и тенденция эволюции монархии в данном направ­лении стала доминирующей. В этой связи возникла необходимость утвердить идею политического суверенитета Русского государства — как внутри страны, так и во внешнеполитической практике.

Основная внутриполитическая задача — закрепление достиг­нутого единодержавия — первоначально идеологически мотивиро­валась исконностью политической власти великого князя, ее преем­ственностью, опирающейся на наследственные права, восходящие к киевскому периоду и переходящие через Владимирско-Суздаль-скую Русь к Москве, с безраздельной полнотой этой власти и ее внешнеполитической функцией (оборона от врага)/1 Эта док­трина возникла в процессе борьбы Ивана III за присоединение Новгорода и приписывается ему, заявившему, согласно летопис­ному своду 1472 г., послам, направляемым в Новгород зимой

40 См.: Флоря Б. Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных
славян: (Эпоха средневековья). М., 1992. С. 118—126

41 Алексеев Ю. Г. Историческая концепция Русской земли и политическая
концепция централизованного государства // Генезис и развитие феодализма в
России: Проблемы идеологии и культуры. Л., 1987. С. 141 — 143.


1470/71 г.: «Отчина есте моя, людие Новгородстии, изначала от дед и прадед наших, от великого князя Володимира, крестившаго землю Русскую, от правнука Рюрикова, перваго великого князя в земле вашей. И от того Рюрика даже и до сего уже знали есте один раз тех великих князей, преже киевских, до великого князя Дмит-реа Юрьевича Всеволода Володимерьского. А от того великого кня­зя даже и до мене род их. Мы владеем вами, и жалуем вас и бо­роним отовселе. А и казнити волны же есмы, коли на нас не по старине смотрети начнете».42

Обращает на себя внимание персонифицированный характер изложения истории государственной власти. Тем самым она при­обретает патримониальную форму, характерную для средневеко­вого сознания, и свидетельствует об интерпретации Иваном III единодержавия не иначе, как в форме единовластия.

Следующим этапом выработки концепции суверенных прав Ивана III как главы унитарного суверенного государства стала концепция митрополита Зосимы, провозглашенная им в преди­словии к «Изложению пасхалии» 1492 г. Согласно ей, история русской государственности становится частью истории всего пра­вославного мира. Первый православный царь Константин сотво­рил «Новый Рим» — «град Констянтина», «еже есть Царьград». Святой Владимир, крестивший Русь, назван «вторым Констян-тином», хотя подлинным Константином в настоящем является «сродник» Владимира Иван III, которого Зосима славит как «благовернаго, христолюбивого великого князя..., государя и са­модержца всея Руси, нового царя Констянтина новому граду Констянтину — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя».43 Эти два уподобления — Ивана III византий­скому императору Константину и Москвы Константинополю — носит характер противопоставления и вытеснения «новым гра­дом», т. е. новым центром православия, «старого», византийско­го, с опорой на евангельское предсказание: «...и будут перви по­следний и последний перви». Таким образом, Москва была про­возглашена единственным духовным центром православного мира.44 Идея государственности приобретает характер патримо­ниально-теократической.

Вскоре, однако, внешнеполитические амбиции Ивана III, стре­мившегося приобрести международный авторитет и включиться в систему международных отношений, подтолкнули его к углубле­нию и видоизменению концепции происхождения великокняже­ской власти. Русскому дипломату, греку Юрию Траханиоту, вед­шему переговоры со Священной Римской империей немецкой на­ции, было поручено заявить в 1489 г. о том, что род русских князей уходит в глубокую древность, когда и установились их «приятельство и любовь» с теми римскими императорами («царя­ми»), «которые Рим отдали папе, а сами царствовали в Визан-

42 ПСРЛ. М., 1949. Т. 25. С. 285.

43 РИБ. Т. 6. Стб. 797—799.

44 Исследование сочинения Зосимы см.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в
русской публицистике конца XV—начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 375—391.


тии».45 Эта концепция отчасти заменила патримониально-теокра­тическую теорию и положила начало выстраиванию генеалогии русского государя, предки которого обладали властью еще при ве­ликом Константине и находились «в любви» с ним, что обеспечи­вало великому князю, по мысли его окружения, неоспоримую ле­гитимность внутри страны и достойное его положению место среди европейских государей.

Следующий шаг на этом пути зафиксирован в первоначальном тексте «Сказания о князьях Владимирских» — так называемой «Чудовской повести», возникшей, по предположению Л. В. Череп-нина, подкрепленному убедительной аргументацией А. А. Зими-■ на, в 90-е годы XV в.46 В ней обосновывается преемственность вла­сти русских государей от римских и византийских императоров в рассказе о венчании князя Владимира Всеволодовича царским венцом византийского императора Константина Мономаха, кото­рый якобы подарил его Владимиру Мономаху. Правда, вероятно, текст «Чудовской повести» сложился в связи с венчанием на пре­стол Дмитрия-внука в 1498 г. и тем самым в данном конкретном случае не обосновывал власть самого Ивана III, но после опалы первого легенда довольно быстро приобрела обобщенный смысл. Значение легенды о ритуале венчания Владимира Мономаха праг­матически определялось тем, что при короновании Дмитрия-вну­ка на него возложили те же регалии, обозначенные как «бармы Мономаховы и шапка», что и на Владимира Мономаха. «Чудов-ская повесть» развивала теорию Зосимы и явилась вместе с по­следней зародышем идеи переноса империи, имевшей широкое распространение в средневековой Европе.47

«Чудовская повесть» удревняет связь Руси и с Римской импе­рией, указывая на то, что Рюрик, предок Владимира Мономаха, был прусским князем, генеалогически восходившим к самому Ав­густу (преемнику Юлия Цезаря), создателю Римской империи и правителю, при котором была основана христианская церковь.48 Новая генеалогия великокняжеского рода, знаменовавшая отказ от варяжских корней, которые провозглашались еще в «Повести временных лет», и замену их германскими, связана с упадком мо­гущества скандинавских завоевателей и осознанием ведущего по­ложения в Европе Империи.

Таким образом, генеалогическая связь великокняжеского рода с Империей призвана была уравнять его с родом императорского

45 Памятники дипломатических сношений древней России с державами ино­
странными (далее: ПДС). Т. 1: Памятники дипломатических сношений с Импе-
риею Римскою. СПб., 1851. Стб. 17—18.

46 Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в
XIV—XV вв. С. 16; Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. С. 148—
159. Р. П. Дмитриева полагает, что «Сказание о князьях Владимирских» было пер­
вичным по отношению к Чудовской повести и датирует их вторым и третьим де­
сятилетиями XVI в. (Дмитриева Р. П. О текстологической зависимости между
разными видами рассказа о потомках Августа и дарах Мономаха // ТОДРЛ. Л.,
1976. Т. 30).

47 Хорошкевич А. Л. История государственности в публицистике времен цен­
трализации // Общество и государство феодальной России. М., 1975. С. 116—117.

48 Там же. С. 119—120.


дома. Она, по-видимому, имела и другие, внешнеполитические, аспекты. В частности, «Чудовская повесть» противостояла претен­зиям литовских великих князей доказать римское происхождение литовцев, и особенно теориям Яна Длугоша, согласно которым русские князья еще в начальной истории Киевской Руси были под­данными поляков, а все русские — и юго-западных, и северо-вос­точных, и северо-западных земель — подданными поляков и ли­товцев.49 Более того, в ранних русских генеалогиях литовских князей, существовавших вместе с «Чудовской повестью», их пре­док Гедимин лишен знатного происхождения, а сами они связы­ваются с русскими великими князьями.50 «Чудовская повесть» фактически обосновывала также претензии русского великого князя на Балтику, поскольку, согласно ей, именно в Пруссии на­чал княжить великий князь, прежде чем прибыл на Русь.51 Нако­нец, отказ от варяжских корней великокняжеской династии в «Чудовской повести» также имел внешнеполитическую направ­ленность. Русско-шведская война, начавшаяся в 1496 г. из-за Вы­борга, и вообще борьба между Россией и Швецией за карельские земли, возможно, предопределила отчасти генеалогическую пере­ориентацию.52

Претензии Ивана III на генеалогию, восходящую к римским цезарям, а следовательно, на свое равенство с императором Свя­щенной Римской империи немецкой нации были им подкреплены учреждением не позднее 1497 г. печати с двуглавым орлом, сим­волом власти, верховенства, принятым за полстолетия до этого (в 1442 г.) в качестве государственного герба императором Фридри­хом III,53 заимствованием некоторых элементов имперского дип­ломатического протокола.

Однако первая попытка реально встать вровень с европейскими монархами не увенчалась для Ивана III полным успехом. Об этом свидетельствует, в частности, его отказ от коронования в качестве царя. Принятие этого титула (=императору) означало бы реализа­цию имперских амбиций — не только сосредоточение всей власти в руках его носителя внутри страны (с усиливающимися внешне­политическими территориальными притязаниями), но и получе­ние исключительного права представлять ее в международных от­ношениях,54 признание престижа государства и его права на су­веренитет.

49 Там же. С. 122.

50 Бычкова М. Е. Отдельные моменты истории Литвы в интерпретации рус­
ских генеалогических источников XVI в. // Польша и Русь: Сб. статей. М., 1974.

51 Хорошкевич А. Л. История государственности в публицистике времен цен­
трализации. С. 122.

52 Там же. С. 123.

53 Хорошкевич. А. Л. Символы русской государственности. [М.], 1993. С. 21—28.

54 Хорошкевич А. Л. Царский титул Ивана IV и боярский «мятеж» 1553 г. //
Отечественная история. 1994. № 3. С. 25.

55 См.: Лакиер А. История титула государей России//ЖМНП. 1847. Ок­
тябрь—ноябрь; Бантыш-Каменский Н. Н. Обзор внешних сношений России (по
1800-й год). М., 1894. Ч. 1. С. 1.


Правда, в сношениях с Ливонией Иван III и его наследник иногда назывались «царями»,56 этот титул признавали за Ива­ном III (так же, как за его преемником — Василием III) ганзей­ские города и ливонской магистр,57 а любекский городской совет в 1489 г. титуловал его даже «императором всея Руси». Но импе­ратор Империи называл Ивана III только «государем всея Руси», «государем русским». И все же этот титул в отличие от титула «великого князя», первого среди равных, «господина» в ряду дру­гих «господ», означал, что его носитель — единственный, возвы­шающийся надо всеми неполноправными подданными-министери-алами, тем более что с 1500 г. Иван III добился его признания да­же литовским князем.58

Эта так называемая субъективная часть титулатуры, состоя­щая из наименования носителя титула, сочеталась со второй, объ­ективной (территориальной) частью, содержавшей перечисление подвластных ему земель.59 Эта часть титула к концу великого княжения Ивана III определялась следующим образом: «Влади­мирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тфер-ской, и Югорский, и Вятцкий, и Пермский, и Болгарский и иных».60 Титул «Болгарский», имевший в виду Казанское ханство, и титул «Псковский» были титулами притязаний и отражали вас­сальное подчинение великому князю, а не прямое вхождение в состав Русского государства.61 Появление на первом месте титула «Владимирский» вместо прежнего (с 1449 г.) «Московский и Вла­димирский» связывается с легендарной генеалогией именно вла­димирских великих князей, восходящей якобы к роду Августа-ке-саря.6Я

Параллельно с борьбой за расширение территории государства и международный престиж его главы Иван III вел активную внеш­нюю политику, направленную на установление экономических от­ношений на Юге, Западе и Северо-Западе и вообще международ­ных связей (инструментом которых, в частности, были династи­ческие браки Ивана III с Софьей Палеолог и его сына Ивана Ивановича Молодого с Еленой Волошанкой). В 1485—1494 гг. бы­ли заключены союзы с Молдавией, Венгрией, Империей, Данией, которые имели антиягеллонскую и антиганзейскую направлен-

56 Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца
XIV—начала XVI в. М., 1958. Т. 2. С. 521.

57 Хорошкевик А. Л. Русское государство в системе международных отноше­
ний конца XV—начала XVI в. М., 1980. С. 87, 116—117.

58 Памятники дипломатических сношений Московского государства с Поль­
ско-Литовским государством. Т. 1: 1487//Сб. РИО. СПб., 1882. Т. 35. № 64.
С. 296—297.

59 Хорошкевич А. Л. Из истории великокняжеской титулатуры в конце XIV—
конце XV в. (на примере Московского княжества и Русского государства) // Рус­
ское централизованное государство: образование и эволюция. XV—XVIII вв.: Чте­
ния, посвященные памяти акад. Л. В. Черепнина. М., 1980 С. 27.

60 ПДС. Т. 1. Стб. 37, 38.

61 Каштанов С. М. О титуле Московских государей XV—XVII вв. // Россия
в X—XVIII вв.: Проблемы истории и источниковедения. Тез. докладов и сообще­
ний Вторых чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. М., 1995. Ч. 1. С. 230.

62 Там же. С. 230—231.


ность, связанную с постоянным антагонизмом России и Великого княжества Литовского, заключившего союз с ганзейскими города­ми. Попытки Ивана III заключить союзы с итальянскими города­ми не увенчались успехом, но длительные дипломатические кон­такты с ними приводили к притоку в Москву итальянских ма­стеров-ремесленников, литейщиков, архитекторов, денежников, ювелиров. Подобные же контакты устанавливались с Венгрией, Империей, Данией, Шотландией, Пруссией. Особенно впечатля­ющим было строительство итальянскими архитекторами соборов Московского Кремля, Грановитой палаты и других зданий, пере­стройка стен и башен Кремля. Таким образом, Россия вышла из состояния культурной и политической изоляции. Но церковь, сто­явшая на позициях богоизбранности православной религии и на­родов, ее исповедующих, осознавая свою мессианскую роль, пре­пятствовала инославным культурным контактам и влияниям, вела постоянную борьбу с проникновением (часто мнимым) «латин­ства» в Россию.

Оценивая итоги великого княжения Ивана III в сфере государ­ственного строительства, следует иметь в виду, что единство ему подвластных территорий скреплялось слабым и архаически орга­низованным аппаратом, не имевшим возможности управлять стра­ной централизованно. Впрочем, средневековые государства по своей природе и структуре и не могли быть централизованными. Поэтому получившая широкое распространение концепция, со­гласно которой к концу XV в. относится образование Русского централизованного государства,63 встретила решительные возра­жения.64 А. А. Зимин противопоставил ей другую концепцию и показал, что объединение земель под великокняжеской властью само по себе еще не означало создания централизованного госу­дарства, а всего лишь единого государства и что следует избавить­ся от переоценки степени централизации государственного аппа­рата в России.65 Она в большей степени соответствует реальному положению страны, но не учитывает наличия огромного массива земель, населенных русскими людьми, исповедовавшими право­славие и входящими в состав Великого княжества Литовского.

Можно констатировать, что поставленная Иваном III задача достичь единовластия и единодержавия была им решена, хотя и не в полном объеме. Государство, суверенным главой которого

63 Ее обоснованию посвящена фундаментальная монография Л. В. Черепнина
«Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв.» (М., 1960).

64 В частности, А. Л. Хорошкевич выступила против самого понятия «центра­
лизованное государство», считая его необоснованным теоретически, не наполнен­
ным конкретным содержанием, не внесшим ясности в историографию и не способ­
ствовавшим глубокому пониманию развития русской государственности {Хорошке­
вич А. Л.
Опричнина и характер Русского государства в советской историографии
20-х—середины 50-х годов // История СССР. 1991 № 6.

65 См.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической
истории России первой трети XVI в.). М., 1972.


стал Иван III, все в большей степени приобретало черты унитар­ного.

На протяжении всего XVI в. и даже отчасти XVII в. унитарные черты государственного устройства России получали дальнейшее развитие. И вообще по направлениям и методам реализации вся внутренняя и внешняя политика русских государей XVI—XVII вв. была развитием, разумеется, с рядом модификаций, тех основ, ко­торые закладывались Иваном III. Российская империя строилась именно на том фундаменте, существенная часть которого была со­оружена уже в конце XV—начале XVI в.

Процесс объединения русских земель при Иване III происхо­дил не на основе экономической консолидации, не в результате социальных и политических компромиссов, а путем насильствен­ного присоединения их к Московскому княжеству с опорой на во­енную мощь. Попытка включения в состав России территорий, на­ходящихся в составе Великого княжества Литовского и населен­ных русскими, также была связана с войнами. Наметились направления экспансии на северо-запад (к Балтийскому морю) и на Восток — в Поволжье, Заволжье и далее на Урал и в Зауралье. Она была связана, в частности, с невыгодным геополитическим положением России — открытостью границ, оторванностью от мо­рей, затруднявшей внешнеполитические и торговые контакты, ко­ротким летом и громадными неосвоенными территориями, обус­ловливающими экстенсивность сельскохозяйственного производ­ства, что в свою очередь постоянно требовало приращения земель.

Встав на путь насильственного объединения земель, населен­ных русскими, и завоевания других территорий, великие князья, а затем и цари провоцировали тем самым перманентную ситуацию действительной внешней угрозы, стимулирующую в свою очередь, с одной стороны, укрепление и увеличение в формирующемся го­сударстве правящей элиты и войска вообще, обеспечивая их един­ственно возможным тогда способом — наделением все новыми и новыми поместьями, — ас другой, продолжение завоевательных войн с целью получения для этого необходимого земельного фонда и удержания в составе Руси ранее завоеванных территорий. В силу сказанного выдвинутая П. Н. Милюковым концепция складыва­ния русской государственности под влиянием исключительно внешних потребностей самозащиты и самосохранения,66 развитая и ставшая в советской историографии под влиянием высказываний И. В. Сталина67 господствующей, представляется не соответству­ющей действительному положению.

Безусловно, все средневековые государства в любой момент могли стать и становились объектом внешней экспансии. Не иск­лючением была и Русь. В частности, Великое княжество Литов­ское придерживалось позиции, согласно которой все русские земли являются составной его частью. Но ведь, по официальной концеп­ции Москвы, и Литва входила в состав России. Что касается ор-

66 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1898. Ч. 1.

67 См.: Сталин И. В. Соч. М., 1947. Т. 5. С. 34.


дынцев, то после так называемого «стояния на Угре», распада Зо­лотой Орды и гибели в 1502 г. Большой Орды они уже не могли осуществлять территориальные захваты. Правда, Русь периодиче­ски становилась объектом набегов крымцев, но их цель не своди­лась к каким-либо территориальным аннексиям, да и оборони­тельные рубежи по Оке, а впоследствии строительство засечных черт в значительной степени предотвращали вторжения,68 хотя полностью исключить их не могли. Наконец, Ливония также в это время не угрожала захватом русских земель. Напротив, она не один раз становилась объектом вторжения со стороны Руси с целью аннексирования ряда территорий.

Так что, по нашему мнению, нет оснований для поисков ка­кой-либо единственной причины интеграционных процессов, при­ведших к образованию унитарного государства и связанной с ними завоевательной политики русских великих князей и царей. Госу­дарственные внешнеполитические и внутриполитические интере­сы, однако, в той форме, в которой они проявлялись, опережали экономические возможности страны, а следовательно, их подры­вали. Вследствие этого критерии экономической эффективности в общегосударственном масштабе оказывались принесенными в жертву политическим целям и срокам их достижения. Источника­ми преодоления подобных противоречий между политической целесообразностью и хозяйственными возможностями с неизбеж­ностью становились, кроме природных ресурсов (в частности, вы­вода из сельскохозяйственного производства вследствие истоще­ния почв огромных площадей, преимущественной продажи за гра­ницу сырья при ввозе готовой продукции), усиление налогового пресса, принудительный труд и все новые территориальные при­обретения. Но все эти внеэкономические и даже отчасти экономи­ческие факторы, казалось бы, призванные компенсировать скла­дывавшийся дисбаланс, на самом деле'консервировали хозяйст­венную жизнь страны на низком уровне, усиливая ее отсталость по сравнению с западными соседями.

68 См.: Загоровский В. П. Белгородская черта. Воронеж, 1969.


Глава 3. „,

if РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ XVI в. И ИХ СУДЬБА;

Процесс формирования самодержавной власти при Василии III.Политический кризис в период боярского правления 3040-х годов.

Венчание на царство Ивана IV.Реформы 50-х годов. <

> '".! йк.! < I *

Gt;. ' • h 1

Вступившему на великокняжеский престол в 1505 г. Васи­лию III удалось углубить процесс консолидации уже вошедших в состав образующегося унитарного государства земель. Его собст­венные приобретения при этом были сравнительно невелики. В итоге трех смоленских войн с Великим княжеством Литовским был заключен в 1528 г. мир, закрепивший за Москвой всю Смолен­скую землю. Из Смоленска в результате были выселены местные бояре и купцы, а освободившиеся земли раздавались на поместном праве.1 В 1510 г. состоялось присоединение Пскова, а в 1521 г. — Рязани, которые давно уже пребывали в сфере влияния москов­ского великого князя. Кроме того, Ливонский орден признал права России на Дерпт (Юрьев, Тарту) и выплачивал дань за владение им. Таким образом, если Иван III, став великим князем в 1462 г., унаследовал территорию, вряд ли превышавшую 430 тыс. кв. км, то к концу великого княжения Василия III (1533 г.) государствен­ная территория России достигала 2800 тыс. кв. км, т. е. возросла более чем в шесть раз. Плотность населения, однако, была неве­лика. Его численность, правда, не поддается точному подсчету и, по разным оценкам, колеблется от 2 до 15 млн. человек.2 По по­следним оценкам, на начало XVI в. численность населения колеб­лется от 4,5 (С. М. Каштанов) до 9—10 млн. человек (А. И. Ко-панев).3 Сохранялось старое самоназвание страны — Русь. Вместе с тем получило распространение и новое — Русия. Стержнем по­литической истории Руси в первой трети XVI в. стало укрепление власти великого князя, все в большей степени приобретавшей са­модержавный характер, и создание зачатков централизованного государственного аппарата.4 Этому, в частности, способствовал

1 Кром М. М. Меж Русью и Литвой: Западнорусские земли в системе русско-
литовских отношений конца XV—первой трети XVI в. М., 1995 С. 220—228.

2 См.: Горская Н. А. Историческая демография России эпохи феодализма:
(Итоги и проблемы изучения) М., 1994. С. 91—93.

3 Копанев А И Население Русского государства в XVI в. // ИЗ. 1959. Т 64;
Водарский Я Е. К вопросу о численности населения России в XVI в // История
географических знаний и историческая география. Этнография М, 1970 Вып 4
С. 17; Каштанов С. М. К вопросу о численности русского войска и народонаселе­
ния в XVI в. // Реализм исторического мышления: Проблемы отечественной исто­
рии периода феодализма. Чтения, посвященные памяти А. Л Станиславского. Тез
докладов и сообщений. М., 1991. С. 115.

4 Исследование этой политики см: Зимин А. А. Россия на пороге нового вре­
мени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в). М., 1972.


Иван III, распределивший в завещании уделы младших своих сы­новей Юрия, Дмитрия, Семена и Андрея так, что ни один из них не получил сколько-нибудь крупной компактной территории в од­ном месте, да и в уделы было роздано меньшее число уездов, чем прежде. Львиную долю владений отца получил сам Василий III, причем в их состав входили столицы недавно присоединенных крупных политических единиц — Новгород, Тверь, Ярославль, Белоозеро. Согласно завещанию, при отсутствии мужского потом­ства уделы младших братьев Василия III после их смерти перехо­дили к великому князю.5 Сам Василий III фактически запретил братьям жениться, так как опасался, из-за отсутствия у него в пер­вом браке детей, за судьбу престола после его смерти. Следствием этого запрета и могла стать ликвидация уделов Юрия, Семена, Дмитрия Ивановичей и двоюродного брата Василия III Федора Бо­рисовича как выморочных. И действительно, в 1513 г. прекрати­лось существование Волоцкого княжества, в 1518 г. — Калужско­го удела, в 1521 г. — Углицкого удела. Лишь Андрею Старицкому было разрешено жениться в 1533 г. только потому, что к этому времени у Василия III было уже два сына от второго брака — с Еленой Глинской.

Несмотря на сохранение ряда суверенных прав удельных князей на подвластных им землях, их участие в общегосударственных де­лах было ограничено чисто формальной процедурой «совета» вели­кого князя с ними. Василий III осознавал опасность сепаратистских акций своих удельных братьев (мятежей, бегства в Литву) и в слу­чае какой-либо опасности, исходящей извне (например, вражеских набегов), а также военных походов или поездок по монастырям стремился держать их при себе. Удельные князья обязаны были в той или иной форме (сами или посредством посылки своих воевод) участвовать в крупных общерусских военных походах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2180 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.017 с.