Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование унитарного суверенного 3 страница





ми или военными средствами преодолевать их сепаратистские ус­тремления и способностью аморфного еще центрального аппарата осуществлять руководство местными властями, связи с которыми были затруднены из-за несовершенства аппарата, огромных тер­риторий, примитивности коммуникаций.

После ослепления Василия II власть реально осуществлялась от его имени, по-видимому, введенными боярами. Полной ясности относительно их статуса, однако, нет. В. И. Сергеевич полагал, что это придворный титул, присвоенный официально.29 В. О. Клю­чевский писал о должностях, связанных с управлением отдельны­ми ведомствами дворцовой администрации.30 По предположению

A. А. Зимина, введенным боярам было «доверено исполнение ка­
кой-либо должности (например, наместника, судьи и др.)».31

B. Б. Кобрин отверг эти гипотезы и выдвинул свою, согласно ко­
торой «боярин введенный... не должность и тем более не звание,
а скорее определение функций, исполняемых служилым челове­
ком»,32 являвшимся при этом кормленщиком, причем боярский
чин «для них не обязателен — они бояре во время судебного раз­
бора данного дела», т. е. своего рода приказчики князя по судеб­
ным делам.33 Так или иначе они получали из рук великого князя
те или иные властные полномочия и не имели иных прерогатив.
В число введенных бояр при Василии II входили, за малым иск­
лючением, представители старомосковских родов, не имевших
прочных удельных традиций.34

Ведя свое происхождение из древности,35 боярин позднее стал высшим чином. Нередко в исторической литературе под совокуп­ностью введенных бояр подразумевают уже сложившийся инсти­тут власти — Думу. Однако впервые в источниках этот термин за­фиксирован в 1517 г.36 Кроме того, нет свидетельств деятельности введенных бояр в качестве коллективного органа власти или сове­та при великом князе, так что отсутствуют основания для его кон­струирования. Отсутствуют сведения и о втором по значению дум­ском чине — окольничих.

Введенные бояре составляли верхушку Государева двора. Это была своеобразная военно-административная социальная корпо­рация, вышедшая из дружины и состоявшая из князей, находив-

29 Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1890. Т. 1. С. 360—
369.

30 Ключевский В. О. Терминология русской истории // Ключевский В. О. Со­
чинения в девяти томах. М., 1989. Т. 6. С. 152—153.

31 Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй по­
ловине XV—первой трети XVI в. М., 1988. С. 308.

32 Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России. С. 168.

33 Там же. С. 170.

34 Зимин А. А. 1) Витязь на распустье. С. 166; 2) Формирование боярской
аристократии в России... С. 28.

35 О боярах Древней Руси и княжеских советах см.: Пашуто В. Т. Черты
политического строя Древней Руси // Новосельцев А. П. и др. Древнерусское го­
сударство и его международное значение. М., 1965. С. 14—20; Горский А. А. Древ­
нерусская дружина. М., 1989. С. 41—48, 61—64.

36 Памятники дипломатических сношений Московского государства с Немец­
ким орденом в Пруссии // Сб. РИО. СПб., 1887. Т. 53. С. 40.


шихся на московской службе с XIV в.; бояр, связанных с Москвой давними узами, и детей боярских, представлявших собой боковую ветвь тех же боярских родов; местных землевладельцев, хорошо зарекомендовавших себя на службе (ратной и административной); перебежчиков из других княжений или выходцев из-за рубежа, а также — позднее — выходцев из других социальных слоев, по­лучавших за службу великому князю поместья и вотчины. Таким образом, Государев двор представлял собой более или менее орга­низационно оформленную социальную элиту феодализировав-шейся части социума, чье место в значительной степени опре­делялось не величиной земельной собственности, а близостью к великому князю, позицией в его борьбе за единовластие и едино­державие, заслугами в этой борьбе. Напротив, имущественное по­ложение членов Государева двора во многом зависело от их места внутри его иерархии.37 Следует при этом подчеркнуть, что Госу­дарев двор не был органом власти, а являлся социальным инсти­тутом, на который опиралась великокняжеская власть и из состава которого производила назначения на ответственные посты — в вой­ско и в административный аппарат.

Государев двор с середины 40-х годов XV в. начинает посте­пенно подвергаться трансформации, что может быть поставлено в связь с усложнением управленческих функций. В частности, он оказался разделенным на Дворец — административно-хозяй­ственный орган, призванный обеспечивать разнообразные потреб­ности самого князя, и собственно Государев двор (или Двор) — военно-административную корпорацию, основу войска Москов­ского великого княжества.

Поскольку при Василии II не произошло еще размежевания между княжескими домениальными (дворцовыми) и «черными» (государственными) землями, они пока управлялись из центра дворцовым ведомством, во главе которого, возможно, уже стояли дворецкие, назначаемые из представителей старомосковского бо­ярства и обеспечиваемые посредством предоставления кормлений с определенных территорий — путей (отсюда «путные бояре»). Вместе с тем в составе дворцовой администрации большую роль играли великокняжеские холопы, получившие административный опыт в великокняжеских собственных вотчинах в качестве тиунов и привлекавшиеся для выполнения общегосударственных функ­ций. В частности, они назначались казначеями и даже дьяками. Таким образом, методы управления государством были еще пат­риархальными и отчасти восходили к методам управления вотчи­ной.

Местное управление при Василии II в большей степени, чем Центральное, оказалось приспособляемым к тем изменениям, ко­торые произошли в период его великого княжения.

Воссоздание в модернизированной форме союза князей во главе с московским великим князем привело к перестройке удельной си-

37 Об эволюции Государева двора в XII—XIV вв. см.: Назаров В. Д. «Двор» и *дворяне» по данным новгородского и северо-восточного летописания (XII— XIV вв.) // Восточная Европа в древности и средневековье: Сб. статей. М., 1978.


стемы. Взамен родовых уделов («гнезда» Ивана Калиты) создают­ся уделы, как правило, на семейной основе, принадлежавшие де­тям Василия II. Ббльшая же часть Московского княжества, непо­средственно подчиненная великому князю, получает новое терри­ториально-административное деление.38 Вместо ликвидированных уделов или новоприсоединенных земель постепенно в результате объединения волостей образуются уезды, власть в которых воз­главляли назначенные великим князем наместники и волостели, функционировавшие на основе кормлений. Это означает, что они и их аппарат обеспечивались «кормами» как натуральными, так и денежными. Само собой разумеется, что на «корм» шла лишь та часть взимаемых с населения пошлин и повинностей, которая не предназначалась центральным властям. Уставные грамоты, на­правляемые в города, должны были определять права и привиле­гии кормленщиков, однако от XV в. дошла лишь одна наместничья уставная грамота (Белозерская, 1488 г.).3? Власть кормленщиков осуществлялась автономно из-за отдаленности Москвы и отсут­ствия сложившегося центрального административного аппарата.

Сроки занятия должностей кормленщиков ничем не регламен­тировались, а всецело зависели от пожалования великого князя. Наместниками обычно назначались представители нетитулован­ных фамилий и княжата — с постепенным (к концу XV—началу XVI в.) потеснением вторыми первых. Более 70 % наместников являлись членами Государева двора. В числе волостелей преобла­дали представители нетитулованных родов, дети боярские, не за­нимавшие сколько-нибудь значительного места при великокняже­ском дворе.40

Наместники и волостели имели в общем одинаковые функции в хозяйственно-административной (контроль за соблюдением меж, разъездом земель, заключением земельных сделок; сбор торговых пошлин; надзор за торговлей; охрана порядка; участие в оформлении сделок, связанных с холопством и т. д.) и судебной сферах (гражданское и уголовное судопроизводство), взимая по­шлины, часть которых являлась важным, если не основным, ис­точником их доходов. Вместе с тем в военно-политической и дип­ломатической сферах между наместниками и волостелями об­наруживается большое различие. Наместники участвовали в строительстве новых городов и горЬдских укреплений, организа­ции сторожевой службы, руководили местными гарнизонами и ополчением, участвовали в боях, контролировали передвижение зарубежных дипломатических миссий, вели по поручению цент­ральной власти дипломатические переговоры и даже возглавляли посольства. Волостели же не участвовали в военно-дипломатиче­ской деятельности.41 Следовательно, служебный статус волостелей

38 См.: Зимин А. А. Витязь на распутье. С. 163—170.

39 Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца
XIV—начала XVI в. М., 1964. Т. 3. № 22. С. 38—41.

40 Пашкова Т И. Местное управление Русского государства первой половины
XVI в.: (Наместники и волостели): Дис.... канд. ист. наук. СПб., 1992. С. 7—8.

41 Там же. С 9—13.


уступал статусу наместников, которые обладали более широким кругом полномочий.

"Административная система, основанная на кормлениях (будь то наместники и волостели или путные бояре) за счет подведомствен­ного населения, фактически представляла собой разновидность, по терминологии Н. П. Павлова-Сильванского, временных частных хозяйств,42 или, говоря другими словами, временных феодальных владений в архаической форме, восходящей к дани. Часть приба­вочного продукта отчуждалась, таким образом, у черносошного на­селения, которым главным образом управляли наместники и воло­стели не на основе эксплуатации собственности, а путем присвое­ния доли налогов. Именно властью, а не земельной собственностью определялся материальный и социальный статус кормленщика.

За счет «корма» содержались не только наместники, волостели и путные бояре, но и их холопы, как обслуживавшие своего гос­подина, так и составлявшие его административный аппарат.43 Кормленщики именно при их помощи осуществляли свои много­численные и разнообразные функции. Это были прежде всего во­енные слуги, сопровождавшие господ в походах, а также рядовые дворовые холопы. Обычно военные холопы становились тиунами кормленщика, а вокруг них группировались остальные холопы, которые выполняли роль доводчиков, праветчиков, пошлинных людей и т. п. Суд и расправа творились, таким образом, не только непосредственно кормленщиками при участии тиуна, но и самими тиунами с помощью праветчиков и доводчиков. Эти особенности функционирования местного управления усиливали возможность произвола, заложенного в самой системе кормления. Недаром в на­местничьи уставные грамоты включался запрет доводчикам и пра-ветчикам при объездах ночевать там, где они обедали, а обедать там, где ночевали. Можно согласиться с А. И. Яковлевым, который, ха­рактеризуя кормленную систему, указывал на то, что в ее основе «был не общественно-правовой интерес, а домашний, частный интерес на­живы кормленщика, осуществлявшего право на пропитание при по­мощи лихой шайки органически к нему приросших холопов».44

С другой стороны, эта архаическая и примитивная система местного управления, выросшая из полюдья, обеспечивала в той или иной степени и поступление в центр налогов, и вершение суда, и поддержание общего порядка, особенно необходимого в пе­риод военных действий, и возможность ведения внешней и внут­ренней торговли, и, частично, дипломатическую службу, и, на­конец, жалованье представителям военно-служилых слоев, привле­ченным к административной службе. Кроме того, такая система управления черносошными землями, населенными свободными от

42 Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в Древней Руси // Павлов-Сильван-
ский И. П.
Феодализм в России. М., 1988. С. 143.

43 Подробно о налоговой эксплуатации см.: Ильюшечкин В П Политические
структуры древности и средневековья: Сравнительно-исторический аспект // Си­
стема государственного феодализма в России. М., 1933. С 21—22.

44 Яковлев А. И. Холопство и холопы в Московском государстве XVII в. М.;
■"., 1943. Т. 1.С. 40. А. И. Яковлев нарисовал яркую картину наместничьего уп­
равления и роли в нем холопства (Там же. С. 37—43).


частновладельческой зависимости крестьянами, которые были объединены в общины, втягивала их в сферу феодального вла­ствования.45

Нерасчлененность административных и судебных функций центральных и местных властей, а также гражданского и уголовно­го судопроизводства характерна для средневекового правосозна­ния, равно как и неравенство перед законом, т. е. существование права-привилегии. Такой привилегией феодалов была их подсуд­ность непосредственно князю либо его представителю, а не местной администрации. Средневековой была и система доказательств в хо­де судебного разбирательства: кроме рассмотрения предъявляемых документов, подлинность которых требовалось подтвердить свиде­телями, применялись судебные поединки, ордалии, пытки.

Черносошные земли, количественно преобладавшие пока над сеньориальными, составляли материальную базу могущества госу­дарственной власти, во-первых, получавшей с них основные нало­ги, во-вторых, имевшей возможность производить их раздачу в вот­чины, а позднее в поместья, которые тем самым становились источ­ником пополнения великокняжеского войска, наконец, в-третьих, содержавшей на основе кормлений административный аппарат.

Низшим звеном местного управления в черносошных и двор­цовых землях на уровне сельского мира, общины-волости было крестьянское самоуправление, сохранявшее автономию в вопросах внутренней жизни общины. Власть в ней осуществлялась выбор­ными старостами, сотскими и пятидесятскими, которые ведали раскладкой и сбором податей, вершили мирской (низший) суд, участвовали в суде княжеских кормленщиков, наблюдали за по­рядком, выполняя полицейские функции, охраняли целостность волостных территорий. Эти публично-правовые функции, которы­ми традиционно обладала община, стали предпосылкой для ее пре­вращения великокняжеской властью, не имевшей еще многочис­ленного административного аппарата, в его низший элемент. Та­ким образом, община сращивалась с местной государственной властью в лице наместников и волостелей, заняв по отношению к ним подчиненное положение.46

На время великого княжения Василия II приходятся два собы­тия, оказавших существенное и долговременное влияние на фор­мирование русской государственности, в частности на осознание ее характера, объема прав и полномочий великокняжеской власти, на определение места русского государства в системе межгосудар­ственных отношений.

45 Данилова Л. В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994. С. 195.

46 Подробно о роли общины в XV в. в местном управлении см.: Павлов-Силь-
ванский Н. П.
1) Феодализм в Древней Руси. С. 54—57; 2) Феодализм в удельной
Руси в XV в.? // Феодализм в России. М., 1988; Данилова Л. В. Сельская община
в средневековой Руси. С. 228—239.


Во-первых, поставлением Ионы, епископа Рязанского, в Москве на митрополию и согласием на это Василия II в декабре 1448 г. было положено начало процессу утверждения автокефалии русской пра­вославной церкви без благословения константинопольской патри­архии, необходимого по церковным канонам. Правда, полномочия Ионы не признавались в Новгороде и Твери, да и внутри Москов­ской земли он не пользовался общим признанием. Более того, он в подтверждение своих прав совершенно неосновательно пытался ссылаться якобы на повеление византийского императора и кон­стантинопольского патриарха.47 Последнее обстоятельство свиде­тельствует о том, что их авторитет на Руси был еще велик.

Во-вторых, падение Константинополя и окончательное завоева­ние Византии в 1453 г. османами означало конец православной ойкумены, возглавляемой византийским императором и констан­тинопольским патриархом, в состав которой, по византийским представлениям, входила и Русская земля в силу ее принадлежно­сти к православному миру. С этого момента Московское великое княжество осталось единственным крупным политическим образо­ванием прежде огромного православного мира со светской властью, окончательно эмансипировавшейся от главы лежащей в развали­нах Восточной Римской империи, и церковной (а следовательно, и духовной) властью — от константинопольского патриарха,48 хотя еще не было принято решение о полной независимости.

Значение падения Византийской империи определялось для Русской земли не только тем, что происходила эта эмансипация, но и тем, что русская государственность начинает осознаваться теперь в совершенно новых понятиях, а власть великого кня­зя — как самодостаточная, получившая легитимную преемст­венность и божественный источник. Свидетельства этому нахо­дим в материалах церковного собора 1455 г., в которых великий князь Василий Васильевич квалифицируется как «великий госу­дарь земский».49 В послании 1458/59 г. митрополита Ионы ли­товским епископам Василий II назван не только христолюбивым «государем», великим князем, но и православным великого го­сударства господином.50 Представление о Василии II как «госу­даре» всей Русской земли было закреплено надписями на моне­тах типа «осподарь всея Руси», «осподарь всея земли Русские».51

Связанное первоначально с властью над зависимыми людьми (в том числе над холопами) значение термина «осподарь», «госпо­дарь», «государь» применительно к великому князю указывало «на неограниченность власти главы политического образования по отно­шению к его подданным», выражавшейся в том, что ему «принадлежа-

47 Лурье Я. С. 1) Как установилась автокефалия русской церкви в XV в.? //
ВИД. Л., 1991. Вып. 23; 2) Две истории Руси XV в. С. 100—108.

48 Подробно см.: Алексеев Ю. Г. Россия и Византия: конец ойкумены // Вест­
ник Санкт-Петербургского ун-та. История, языкознание, литературоведение. 1994.
'-ер- 2. Вып. 1 (№ 2). С. 12—25.

49 РИБ. СПб., 1880. Т. 6. Ч. 1. № 74.
ъо Там же. № 81.

1 Орешников А. Русские монеты до 1547 г. М., 1896. С. 96—119.


ло право судебной власти в качестве высшей судебной инстанции, права распоряжения войсками государства, наконец его финансами».52

13 декабря 1459 г. члены освященного собора русской митро­полии писали: «...снидохомся в церковь сборную Пречистыя вла­дычица нашея Богородица, еже есть на Москве... к своему госпо­дину великому князю Василию Васильевичу всея Русские земли самодръжца и ко своему отцу Ионе, митрополиту всея Руси». Цер­ковные иерархи в связи с повторным рукоположением в сан епи­скопов митрополитом Ионою дали клятву верности ему и его пре­емникам и «по повелению господина нашего великого князя Ва­силия Васильевича, русского самодръжца в той зборной церкви святые Богородици на Москве на той великий престол у гроба свя-таго Петра митрополита».53

Ю. Г. Алексеев, проанализировав эти материалы, справедливо заключил: «Церковь восточных русских земель, входивших в по­литическую систему великого княжества Московского, фактиче­ски конституировалась как отдельная самостоятельная церковная организация с каноническим центром в Успенском соборе Москвы, с митрополитом Московским в качестве церковного и с великим князем — самодержцем Русской земли в качестве светского гла­вы».54

Если к этому добавить, что в формулярном изводе послания митрополита Ионы в Псков о «земских делах» и церковных «раз­ногласиях» предположительно 1456—1457 гг. Псков фигурирует как «отчина» «великого государя царя русьскаго», а право на от­чину опирается на преемственность власти над «державой» Васи­лия Васильевича «по изначальству прежних великих господарей, великих князей русских, а его праотец»,55 то становится ясно, что впервые было сформулировано обоснование права на всеобъемлю­щую власть московских «господарей» — преемственность, якобы уходящую корнями в глубокую древность.56

Показательно, что именно церковь начинает внедрять пред­ставление о великом князе Московском не только как о самодер­жце и государе, но и о русском царе и тем самым проявлять тен­денцию, сводящуюся к замещению византийского самодержца (автократора) русским.57 Слабость и неустойчивость положения константинопольского патриарха после 1453 г. вынуждали рус­скую церковь искать себе покровителя в лице великого князя, ко­торый тем самым неизбежно возвысился над ней, как это было и

52 Хорошкевич А Л Из истории великокняжеской титулатуры в конце XIV—
конце XV в (на примере Московского княжества и Русского государства) // Рус­
ское централизованное государство образование и эволюция XV—XVIII вв Чте
ния, посвященные памяти акад Л В Черепнина М, 1980 С 28—29

53 Русский феодальный архив XIV—первой трети XVI в (далее РФА) М,
1986 Ч 1 № 14, РИБ СПб, 1880 Т 6 Ч 1 № 83

54 Алексеев Ю Г Россия и Византия С 20, см также комментарий
А И Плигузова и Г В Семенченко к этой грамоте РФА 1988 Ч 4 С 917,920

55 рфд ч 1 № 43, РИБ Т 6 Ч 1 № 90

56 См Алексеев Ю Г Россия и Византия С 21

57 См Сокольский В Участие русского духовенства и монашества в развитии
единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и первой
половине XVI в Киев, 1902 С 68


в Византии, где император покровительствовал церкви и призна­вался «святым царем» в силу миропомазания и поставления на престол.58 Само собой разумеется, эта титулатура на Руси не мог­ла еше претендовать на официально признанную, потому что «ца­рями» для русских княжеств являлись только ордынские ханы. Она пока предназначалась только, так сказать, для внутреннего употребления и не приобрела еще устойчивости И все же в землю было брошено семя, ростки скоро (при великом князе Иване III) явно проросли и дали плоды в середине XVI в., когда Иван IV официально принял царский титул. Вместе с тем было положено начало идеологической поддержке превращения великокняжеской власти в «самодержавство», процессу слияния русской церкви с го­сударством при все возрастающем ему подчинении и претензиям России на роль единственного православного царства — оплота подлинного христианства во вселенском масштабе.

 

Внедряемое представление о власти Василия II как о «самодер-жавстве» вполне соответствовало и получившей именно во время его великого княжения практике расправы с политическими про­тивниками посредством массовых казней, весьма редких при

прежних правлениях


58 См Алексеев Ю Г Россия и Византия С 13

59 Зимин А А Витязь на распутье С 210

Sk.ll U\

S «» ' \.


>, 1 \ >

Л I

* > n r

U -


Глава 2

ФОРМИРОВАНИЕ УНИТАРНОГО СУВЕРЕННОГО

ГОСУДАРСТВА

Ликвидация Иваном III Новгородской республики.Свержение ор­дынского ига и ускорение объединительного процесса. «Государь всея Руси».Геополитические приоритеты русского великого князя."Вывод» из Новгорода бояр и купцов и начало создания поместного войска.Организация власти при Иване III и его внутренняя по­литикаИдея политического суверенитета Русского государства и великого князя.Факторы интеграционных процессов.

Старший сын Василия II Иван III стал великим князем Мос­ковским после смерти отца в 1462 г. и правил до 1505 г. Завеща­ние фактически утверждало всевластие Ивана III: он получил 16 городов, а все его братья — 12. Кроме того, новые уделы по тер­риториальной структуре отличались от прежних: они создавались не в результате прямого наследования удельных земель, а в каче­стве владений великого князя. Владельцами уделов становились члены его семьи. Тем самым определялась бблыпая степень зави­симости новых удельных князей от великого, чем прежде.1

Все это позволило Ивану III после вступления на великокня­жеский престол начать еще более динамичную политику, чем это было при его отце. Ее ближайшая стратегическая цель заключа­лась в окончательной ликвидации ордынского ига. Но этот курс входил в противоречие с расчлененностью даже на такие уделы, которые принадлежали его ближайшим родичам, с существовани­ем формально независимых княжеств, двух великих княжеств (Рязанского и Тверского) и двух республик (Новгорода и Пскова). Поэтому Иван III, едва вступив на великокняжеский престол, на­чал борьбу за ликвидацию их самостоятельности и подчинение Москве.

В 1463—1468 гг. утратило независимость Ярославское княже­ство, в 1474 г. у князей Ростовского княжества были выкуплены их княжеские права. В 70-е годы Иван III продолжил начатое его отцом наступление на независимый Великий Новгород. В 1471 г. он двинул свое огромное войско, включавшее татарский отряд, на Новгород, нарушив тем самым Яжелбицкий мир, и одержал побе­ду у р. Шелонь, после чего, войдя в город, жестоко расправился с его жителями. Существует устойчивая историографическая тради­ция, основанная на интерпретации великокняжеского летописа­ния, согласно которой причиной похода была пролитовская пози­ция новгородских властей и «латинство» новгородской церкви. Однако Я. С. Лурье, подвергший критическому анализу летопис-


1 Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991 -С. 187.

 

I


ные известия, пришел к выводу об источниковедческой несостоя­тельности этой концепции и показал, что никакого сговора и за­ключенного соглашения между Литвой и Новгородом не было, как не было и связей с униатскими церковными иерархами.2

Согласно докончанию между московским великим князем и Новгородом (так называемому Коростенскому договору), Новго­род лишался Вологды и брал обязательство «не отдатися» «за ко­роля и за великого князя литовского», не призывать оттуда князей и «нигде не ставить» владык, «опроче московского митрополита». Вместе с тем договор отличался крайней противоречивостью, по­скольку в нем сочеталось признание суверенитета Новгорода с принадлежностью к Московскому великому княжеству: «...ваша (московских князей. —Авт.) вотчина, мужи вольные».3

Эта противоречивость правового положения Новгорода стала предпосылкой новой войны.4 По существу данная коллизия и не могла быть преодолена иначе, как полным подчинением Новгоро­да великокняжеской власти, взявшей курс на его окончательную инкорпорацию в состав Московского великого княжества. Так на­зываемый поход миром 1475—1476 гг. с большой ратью и арестом ряда новгородских бояр не привел к этому. Оставалась война, по­водом (а не причиной) которой стала известная история о велико­княжеском титуле: сообщение новгородских послов в Москве о да­ровании Ивану III новгородцами титула «государь» (вместо обыч­ного до того «господин»); дезавуирование их деятельности в Москве новгородским вечем; поход на Новгород «войною» снова при участии татарского войска; капитуляция новгородцев; согла­сие их на уничтожение веча и посадничества, поста тысяцкого, отправка в Москву вечевого колокола, «поимание» и ссылка бояр.5 Новгородская республика, таким образом, прекратила свое госу­дарственное существование в 1478—1479 гг. С присоединением огромной территории Новгородской земли территория Москов­ского великого княжества удвоилась. В его состав вошли коми,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2407 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.