Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава IX. [Что] всякое действие обозначает или истинное, или ложное




Учитель. Но вернемся к истине обозначения, с которой начал
я для того, чтобы привести тебя от более знакомого к менее зна-
комому. Ведь все говорят об истине обозначения, истину же, ко-
торая в сущности вещей (in rerum essentia), рассматривают не-
многие.

Ученик. На пользу было мне то, что ты в таком порядке вел меня.

Учитель. Посмотрим же, сколь широко простирается истина
обозначения. Ибо не только в том, что мы обычно называем зна-
ками, но и во всем остальном, что мы говорим, есть обозначение
истинное или ложное. Так как ведь не должно быть сделано кем-
нибудь, кроме того, что он должен сделать, то само его действие
есть [как бы] высказывающая речь и обозначение того, что он
должен это делать; и если впрямь должно делать то, что он дела-
ет, он [своим действием] говорит истину, если же не должно —
лжет.

Ученик. Хотя, мне кажется, я понимаю, однако, так как я до сих
пор не слышал [ничего подобного], покажи мне для ясности на
примере, о чем ты говоришь.

Учитель. Если бы ты был в месте, где знал бы, что есть целеб-
ные травы и смертоносные, но не умел бы их различить, и был бы
там некто, в чьем умении различать их ты бы не сомневался бы,
и он тебе на вопрос, какие целебны, а какие смертоносны [на сло-
вах] сказал бы, что целебные одни, а сам ел бы другие, то чему ты
больше поверил бы — слову или делу его?

Ученик. Не столько поверил бы слову, сколько делу.

Учитель. Значит, он больше сказал бы тебе о том, какие целеб-
ные, делом, чем словом?

Ученик. Да.

Учитель. Так, значит, если бы ты не знал, что не должно обма-
нывать, и тебя кто-то обманывал бы, даже если бы он сам тебе гово-
рил, что не должно обманывать, то больше он сказал бы тебе делом,
что должно обманывать, чем словом, что не должно. Подобным об-
разом, когда некто думает или хочет чего-нибудь, а ты не знаешь,
должно ли этого хотеть или об этом думать, пока видишь только
желание или мысль, то он самим делом обозначает, что этого
должно хотеть или об этом думать. И если это должно, он «говорит
истину», если же нет — «лжет». Также в существовании (existentia)
вещей есть подобным образом истинное или должное обозначение;
ибо и само то, что нечто существует, «говорит», что оно должно су-
ществовать'.


1 Перевод условный, вообще-то: «сила» и «бессилие» («мощь» и «не-
мощь»), но здесь желательно было сохранить связь и с нейтральной, теорети-
ческой «возможностью».


1 «Существовать» здесь также употребляется в широком значении —
«иметь место».


 

 

 


 


Ученик. Теперь вижу ясно то, чего раньше не замечал.
Учитель. Направимся же к тому, что осталось.
Ученик. Ты иди первым, а я буду следовать за тобой.

Глава X. О высшей истине

Учитель. Ты ведь не отрицаешь, что высшая истина есть пра-
вильность?

Ученик. Более того, ничем другим не могу ее признать.

Учитель. Заметь, что все правильности, о которых речь шла
раньше, суть правильности потому, что то, в чем они находятся (ilia
in quibus sunt), или есть [некое должное], или делает то же, что
[должное], или делает то, что должно; высшая же истина не потому
есть правильность, что она сама должна что-либо, — в действитель-
ности все в долгу перед ней (omnia illi debent), но сама она никому
ничего не должна, и она есть то, что она есть, не по какой другой
причине, кроме той, что она существует.

Ученик. Понятно.

Учитель. И то понимаешь, каким образом эта правильность яв-
ляется причиной всех других истин и правильностей, а ее причи-
ной ничто не является?

Ученик. Понимаю и то замечаю, что среди других некоторые
суть только действия (effecta), некоторые же — причины и дейст-
вия; так, истина, которая находится в существовании (existentia)
вещей, есть действие высшей истины и сама в свою очередь являет-
ся причиной истины представления (quae cogitationis est) и той, ко-
торая есть в предложении (propositione), а эти две истины не суть
причины никакой истины.

Учитель. Хорошо разбираешь: потому уже можешь понять, как
я доказал в моем «Монологионе», что высшая истина не имеет ни
начала, ни конца, на примере истины речи. Ведь когда я говорил:
«Когда не было истинно, что нечто было будущим», я не хотел ска-
зать, что сама эта речь, утверждающая нечто как будущее, не имеет
начала или что [утверждаемая ею] истина есть Бог, а то, что немыс-
лимо такое время, когда, если бы была такая речь, истина в ней от-
сутствовала бы. Так что поскольку немыслимо [время], когда эта
истина не могла бы существовать, если бы существовала речь, в ко-
торой она могла бы быть, то нужно понимать так, что не имела на-
чала та истина, которая является первой причиной данной истины.
Ведь истина высказывающей речи не могла бы существовать все-
гда, если бы не существовала всегда ее причина, — что нечто явля-
ется будущим, если только в самом деле (repisa) нечто не является
будущим; а ничто не является будущим, если оно не есть в высшей
истине. Это же следует понимать и о той речи, которая говорит, что
«нечто является прошедшим». Ведь если истина этой речи, когда


она была высказана (si facta fuerint), не может отсутствовать ни
в каком смысле, то необходимо, чтобы у той истины, которая есть
ее высшая причина, нельзя было помыслить никакого конца. По-
этому-то ведь поистине и называется нечто прошедшим, что это так
на самом деле; и является прошедшим нечто потому, что это так
в высшей истине. Поэтому если никогда не могло не быть истин-
ным то, что нечто будет, и никогда не сможет быть неистинным то,
что нечто было, — невозможно, чтобы было начало у высшей исти-
ны или что будет у нее конец.

Ученик. Не вижу ничего, что можно было бы возразить твоему
рассуждению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.