Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава I. [Что] способность грешить не относится к свободе выбора




Ученик. Поскольку кажется, что свободный выбор находится
в противоречии с благодатью, а также предопределением Божиим
и предвидением, я хочу знать, что есть сама свобода выбора и все-
гда ли мы ее имеем. Ведь если, как говорят, свобода выбора заклю-
чается в способности грешить или не грешить, которой мы всегда
обладаем2, как возможно то, что иной раз мы [все же] нуждаемся
в благодати? Если же мы не всегда обладаем ею, почему грех вме-
няется нам в вину, раз мы грешим не по свободному выбору?

Учитель. Я не считаю, что свобода выбора — это способность
грешить и не грешить. Ведь если бы таково было ее определение,
то выходило бы, что ни Бог, ни ангелы, которые не могут грешить,
не имеют свободы выбора: грех молвить.

Ученик. Что, если сказать, что свобода выбора, присущая Богу
и добрым ангелам, — это одно, а наша — другое?

Учитель. Свобода выбора у людей и впрямь отличается от сво-
боды выбора у Бога и добрых ангелов, однако определение этой
свободы для тех и других должно быть одним согласно самому
имени: ведь хотя одно животное отличается от другого или по
субстанции, или по акциденциям, определение согласно самому
имени животного для всех животных одно и то же;!. Поэтому нуж-


© И. Купреева, перевод, примечания, 1995

' Печатается по изданию: Ансельм. Сочинения. С. 198-220. Перевод цитат
в примечаниях И. В. Купреевой.

- Так формулирует проблему Августин (О свободе воли. Кн. I, гл. XVI,
35): «Но спрашиваю, должен ли был быть дан нам Богом, нас сотворившим,
этот свободный выбор, благодаря которому, как известно, мы обладаем спо-
собностью грешить (peccandi facultatem). Ибо кажется, что если бы мы были
его лишены, нам не предстояло бы согрешить» (PL. T. 32. Col. 1240).

:| Ср. это объяснение единства свободы с доказательствами единства исти-
ны во всех вещах в диалоге «Об истине» (гл. XIII): «Что едина истина во всех


 

 

 


 


но дать такое определение свободы выбора, в котором содержа-
лось бы ни больше, ни меньше, чем в ней самой. Следовательно,
поскольку свободная воля Бога и добрых ангелов не может гре-
шить, способность грешить не принадлежит к определению сво-
боды выбора. Иначе говоря, ни свобода, ни часть свободы не есть
способность греха. Чтобы понять это лучше, слушай, что я буду
говорить.

Ученик. Для этого я здесь.

Учитель. Какая воля кажется тебе более свободной: та, которая
столь сильно хочет и может не грешить, что нисколько не в силах
отклониться от прямой стези несогрешения, или та, которую как-
нибудь да можно склонить ко греху?

Ученик. Я не вижу (так просто), почему не свободнее та, кото-
рая предрасположена и к тому, и к другому.

Учитель. Разве тебе не кажется, что человек, который в такой
степени владеет приличным и подобающим, что не может его ут-
ратить, свободнее владеющего этим же так, что может потерять
и может быть приведен к тому, что неприлично и не подобает?
Ученик. Я думаю, что это, без всякого сомнения, так.
Учитель. Также и то скажешь не менее несомненно, что гре-
шить всегда есть неподобающее и вред?

Ученик. Никто в здравом уме не рассудит по-другому.
Учитель. Значит, та воля свободнее, которая не может укло-
ниться от прямизны несогрешения, чем та, что может ее поки-
нуть1.

Ученик. По-моему, ничего нельзя утверждать более основа-
тельно.

Учитель. Не думаешь ли ты, что то, что, будучи прибавлено,
уменьшает свободу, а будучи отделено, увеличивает, -- это свобо-
да или часть свободы?

Ученик. Не могу так думать.

Учитель. Тогда способность (potestas) грешить, которая, буду-
чи прибавлена к воле, уменьшает ее свободу, а если отнимается —
увеличивает, не есть ни свобода, ни часть свободы.

Ученик. Не может быть ничего более последовательного.

истинных [вещах]». Два последних доказательства опираются на «теории»
высшего и в высшей степени истинного. В данном случае исходным пунктом
для требования единства «феномена» свободы является общий принцип
«корнесловия». Это потому так, что «свобода» еще представляет собой про-
блему для определения.

1 Ср.: Августин. Энхнридиои. Гл. CV: «В действительности гораздо сво-
боднее будет тот выбор (multo liberius erit arbitrium), который вообще не бу-
дет способен служить греху» (PL. T. 40. Col. 281).






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 362 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.