Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Книга вторая Глава I. Что такое знак и сколь он разнообразен 7 страница




Но так как человек не может так же, как пал без помощи [свы-
ше], так и своими силами [без помощи] подняться, то будет по-
мнить с твердой верой о простертой над нами свыше деснице Бо-
га, то есть о Господе нашем Иисусе Христе, и будет ожидать его
с уверенной надеждой и желать с пылкой любовью.

Если ты думаешь, что все еще нужно более тщательно рассмо-
треть происхождение греха (я же считаю что уже совсем не нуж-
но), если же ты, однако, думаешь об этом — следует отложить до
другого обсуждения.

Эводий. Я, конечно, повинуюсь твоему желанию, чтобы мы от-
ложили на другое время, то, что здесь так волновало. Но в том я
бы не уступил тебе, что ты считаешь, что мы уже достаточно это
рассмотрели.


О христианском учении1

КНИГА ВТОРАЯ Глава I. Что такое знак и сколь он разнообразен

1. Когда я писал о вещах2, то предварительно заметил, чтобы
в них обращали внимание только на то, чту они суть, а не на то, мо-
гут ли они означать что-либо иное, помимо себя. Приступая теперь
к исследованию о знаках, я говорю наоборот: пусть никто в них не
обращает внимание на то, что [вещи] есть, а только на то, что они
суть знаки, т. е. что они означают. Ибо знак есть вещь, которая воз-
действует на чувства, помимо вида (species), заставляя приходить
на ум нечто иное3. Так, например, по следу мы представляем, что
животное, коему принадлежит след, прошло [здесь], а по дыму уз-

© С. Неретина, перевод, примечания, 2001

1 Перевод выполнен по изданию: S. Aurelii Augustini Hipponensis episcopi
De doctrina Christiana libri quattuor // PL. T. 34. Col. 35-81. Большую помощь
в публикуемом переводе оказал старый перевод, осуществленный в XIX в.:
Блаженный Августин, епископ Иппонийский. Христианская наука, или Осно-
вания св. герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835. Предисловие
переводчика свидетельствует о том, что «словесная связь мыслей кое-где
опущена, а кое-где увеличена без нарушения, впрочем,., духа и смысла под-
линника». Соглашаясь с последним, в новом переводе мы, все же, попытались
восстановить опушенное.

'' Слово res Августин употребляет как в значении «вещь», «дело», так и в
значении «суть дела», «истина».

3 Ср. с определением знака у Аристотеля (поскольку далее обнаружатся
реминисценции именно на трактаты Аристотеля): «Знак означает доказыва-
ющую посылку — необходимую или правдоподобную, ибо то, при наличии
чего вещь существует или при появлении чего она раньше или позже появля-
ется, и есть знак появления или существования» (Аристотель. Первая анали-
тика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1978. С. 252; далее: Аристо-
тель.
Сочинения). См. также диалоги Августина «О количестве души» и «Об
учителе» (Блаженный Августин. Творения: Т. 1. СПб.; Киев, 1998; далее: Ав-
густин.
Творения), где идее знака, его отличию и связи с именем и вещью, им
выражаемой, уделяется важное место.


наем, что поблизости огонь; услышав голос живого существа, мы
узнаем о расположении его духа; при звуке трубы воины либо идут
вперед, либо возвращаются назад, и если что-либо иное позовет их
в бой, то они поймут, как поступить.

2. Итак, одни знаки — естественные, другие — [условно] дан-
ные (data). Естественные — это те, которые без намерения и како-
го-либо желания [что-либо] означать позволяют узнать помимо се-
бя и нечто иное, например, есть дым, который означает и огонь.
Ведь он нехотя производит обозначение, но благодаря постиже-
нию и наблюдению за опытно проверяемыми вещами узнают, что
огонь рядом, даже если виден только дым. Но и след проходящего
животного относится к тому же роду, и черты лица означают состо-
яние духа — гневного или печального, который гневается или пе-
чалуется без всякого на то желания; и если кто-то способен пере-
дать выражением лица волнение души, то [происходит это] и с на-
ми, не задумывающимися, как это происходит. Но сейчас обо всем
этом роде [знаков] рассуждать нет нужды. Поскольку, однако, он
попадает в наше деление, его нельзя было вовсе оставить без вни-
мания, и этого довольно для ознакомления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 345 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.