Возникновение государства как общественного института имело огромное значение для дальнейшего экономического развития того или иного социума. Роль государства в общественном хозяйстве во многом определяет его эффективность.
Колыбелью человеческой цивилизации стал Древний Восток. Там примерно в середине IV тыс. до н.э. возникли первые государственные образования – сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китае. Раннему переходу к оседлому земледелию в этих странах благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных речных долин. В местах обитания земледельческих общин возникли первые населенные пункты – деревни и села. Наряду с сельским хозяйством там развивались ремесла и торговля.
Некоторые населенные пункты, находящиеся в благоприятных для торговли местах (устья и слияния больших рек, морские заливы и т.д.), стали быстро расти и превратились в города. Центрами городов были храмы, вокруг которых располагались ремесленники и торговцы.
Власть в городах находилась в руках общинной верхушки, на основе которой возникала государственная иерархия. Некоторые города стали не только экономическими, но и политическими центрами – превратились в города-государства (полисы).
История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Египте и Китае позволяет изучить один из важных этапов в развитии хозяйства - распад родового строя, возникновение классов, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадалась. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникло первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.
Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права.
Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Территория, на которой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Северной и Восточной Африки. Нил обеспечил существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного периода.
Древние города-государства, возникшие на базе родовой общины, сохранили и основную функциюобщины – ведение общего хозяйства, превратив её в государственную трудовую повинность. Труд рабов в этом периоде играл лишь второстепенную роль. Рабовладение распространилось на большинство видов хозяйства – в Древней Греции и Древнем Риме.
Второстепенными являлись и меновые, товарно-денежные отношения. Общественное хозяйство в основном управлялось посредством вертикальных, централизованно-распределительных связей. Соответственно, управленческая иерархия разрасталась до значительных размеров. Такую хозяйственную систему К.Маркс определил как " азиатский способ производства " (АСП).
Многочисленные мелкие производители эксплуатировались государством через налоги и трудовые повинности. В связи с этим в Древнем Египте регулярно проводились переписи населения, так как государственные повинности распространялись на все население. Сохранились записи об организации людей в "пятерки" и "десятки" во главе с руководителем работ. Управление крупномасштабными "общественными работами" (строительство каналов, пирамид, храмов) требовало мощного бюрократического аппарата.
Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов - подъемных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью которых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня. Государственные чиновники были ответственны за развитие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъемом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ. Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать большой Фаюмский оазис, где был построен город Кахун.
В условиях господства государственной формысобственности, рядовой гражданин, формально считавшийся "со-собственником", совладельцем, как отмечал К. Маркс, " на деле лишен собственности …" а "действительным собственником и действительной предпосылкой общей собственности является "единое начало", реализованное в деспоте" [173, с. 463]. Таким образом, собственность и власть в крупных иерархически организованных хозяйственных системах сливается воедино.
Основой эффективности данной системы была простая кооперация, применяемая в широких масштабах, т.е. положительный эффект масштаба. При строительстве гигантских сооружений применялся почти исключительно человеческий труд. Это были вовсе не рабы, а рядовые граждане, привлекаемые на основе всеобщей трудовой повинности. Управление огромными массами рабочей силы нуждалось в сложной, многоступенчатой иерархической организации. В качестве таковой изначально выступала община, а в дальнейшем – государство.
Древнейшее население Египта жило общинами во главе со старейшинами. Необходимость ведения орошаемого земледелия заставляла общины объединяться для создания ирригационных сетей. Из родовой знати выделялись местные властители, возникали города-государства, которые в дальнейшем объединились в единое государство. Вся земля принадлежала фараону, который жаловал "наделы" чиновникам, военачальникам, жрецам, номархам (наместникам фараона, возглавлявшим административный аппарат, суд и войско нома, ведавшим ирригацией, сбором налогов) и т.д. С тех пор строительством каналов и водохранилищ занималось государство; кроме них строились судоходные каналы, дороги, храмы, дворцы, пирамиды.
Первые пирамиды стали строить еще в XXVII в. до н. э. О знании в те времена астрономии и геометрии свидетельствует тот факт, что все пирамиды имеют одинаковое направление осей, а стороны пирамид сориентированы по странгм света, при этом отклонения от севера не превышают десятой доли градуса. Ежегодно строительные работы выполняли примерно сто тысяч человек, сменяемые через каждые три месяца. Например, пирамида Хеопса сооружалась 20 лет. Длина основания пирамиды 232,4 м, высота 146,7 м. Гробница сложена примерно из 2500 каменных плит, весом каждая 2,5 т. По расчетам Геродота, строительство этой пирамиды обошлось в 1600 талантов серебра (от 40300 до 60100 кг). Во времена Геродота за талант серебра можно было купить 3000 свиней.
Объективной причиной возникновения крупномасштабной централизованно-распределительной системы был засушливый климат. По этой же причине строились гигантские ирригационные сооружения. В условиях применения самой примитивной техники это стало возможным благодаря кооперация труда в крупных масштабах.
В ремесле в течение долгого времени в качестве орудий и предметов труда применялся камень и глина. Бронза в основном использовалась для производства оружия и украшений, а не для изготовления орудий труда. Лишь в самом конце истории Древнего Египта там появилось железо как редкий импортный материал. Таким образом, медленное распространение технических и технологических достижений при высоком уровне науки и культуры – характерная черта крупномасштабного иерархически организованного хозяйства (мегаиерархии) – проявилась еще в экономике Древнего Египта. В частности, там уже знали паровую турбину, но она применялась очень ограниченно – для открывания тяжелых дверей гигантских храмов.
Таким образом, основной причиной возникновения азиатского способа производства в виде мегаиерархии в Древнем Египте было его географическое положение, а не развитие производительных сил. Данное обстоятельство не согласовывается с формационным подходом, поэтому, в историографии советского периода АСП не включался в официально признанные схемы развития общественно-экономических формаций, и, во-вторых, игнорировалась изоморфность производственных отношений данного типа, имевших место в разных странах и в разное время. С точки зрения системного подхода, возникновение АСП (как и общины) в Древнем Египте было обусловлено необходимостью решения общих крупномасштабных задач, что при данных обстоятельствах возможно только посредством образования мегаиерархии.