Хозяйственная организация возникла как способ коллективного удовлетворения потребностей в условиях враждебной окружающей среды. Как среди многих живых существ, так и среди первобытных людей, кроме конкурентного отбора, возникла кооперация – объединение усилий для решения сложных задач. Например, выгнать саблезубого тигра из его пещеры и обзавестись «квартирой», устроить охоту над крупным животным и т.п.
Первобытно-общинный способ производства в основном совпадает с каменным веком. В нем можно выделить три периода: 1) древний каменный век - палеолит - 1 млн. - 12 тысяч лет назад; 2) средний каменный век – мезолит – XI – VIII тысячелетие до н.э.; 3) новый каменный век – неолит – VII – III тыс. до н.э.
С каменным веком совпадал этап присваивающего хозяйства, но в неолите совершился переход к производящему хозяйству. Это было в основном земледелие и скотоводство, зачатки ремесла.
Палеолит продолжался около 1 млн. лет. Главное достижение этого периода – первобытные люди научились использовать огонь для хозяйственных нужд. Для жилья в основном использовались пещеры. Лишь к концу палеолита произошел переход от первобытного стада к матриархальной родовой общине. Мужчины стали заниматься охотой, а женщины – собирательством. Пожилые люди изготовляли орудия, обрабатывали шкуры. Возникло первое – половозрастное – разделение труда. Родство тогда прослеживалось по материнской линии.
В палеолите преобладала коллективная семья (промискуитет), обитые камнем деревянные и костяные орудия, коллективная, загонная охота и собирательство.
В мезолите появились лук и стрелы, была приручена собака. Росло значение индивидуальной охоты на мелких животных. Сформировалась моногамная патриархальная семья. Наряду с охотой и собирательством возникли признаки производящего хозяйства – огородничество, животноводство, ремесло. Люди научились шлифовать и сверлить камень, в обиходе появились каменные топоры, ступки, терки. Новыми материалами для обработки стали глина и дерево, из которых изготовляли посуду, строили жилища.
Пещерный период уходил в прошлое, возникали поселения родовых общин – деревни и села. Матриархальный род сменился патриархальным, возникали племена, объединяющие группу общин.
Община прошла три стадии развития:
- родовая, или кровнородственная, основанная на совместном владении имуществом и совместном пользовании землей кровными родственниками;
- земледельческая, в которой собственность на территорию сочеталась с разделом пахотных участков большими семьями;
- соседская, в которой преобладала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на других угодьях (леса, луга, водоемы).
Особо важную роль в развитии общинного хозяйства сыграла «неолитическая революция» - возникновение земледелия и скотоводства. Главными «добытчиками» в роде стали мужчины. Революция заключалась в том, что люди перешли от добывающего к производящему хозяйству. Это стало решающей предпосылкой возникновения цивилизации. Люди все меньше времени тратили на поиски пищи и могли заняться нематериальными видами деятельности: медициной, образованием, художественными промыслами. Возникли первые философско-религиозные воззрения, объясняющие окружающий мир.
Появился целый ряд новых орудий труда (лыжи, сани, посуда, гончарный круг, серпы, мотыги, ловушки капканы, горизонтальные ткацкие станки), которые значительно повысили производительность труда.
Рост производительности непосредственно связан с углублением разделения и специализации труда. Освоение узкоспециализированных видов труда позволяло не только накапливать опыт и навыки, но и механизировать этот труд. Разделение труда приводило к имущественному обособлению хозяйств и возникновению частной собственности на средства производства. Из общины выделялись кузнецы, плотники, сапожники, брадобреи, лекари, торговцы и другие.
Началась имущественная и классовая дифференциация. Развитие частной собственности значительно ускорило становление горизонтальных хозяйственных связей, которые в экономике определяются как товарно-денежные (рыночные).
Рыночная экономика концентрировалась в городах, которые быстро росли по мере развития торговли. Натуральное хозяйство постепенно вытеснялось товарно-денежными отношениями, одновременно с общинными связями – обычаями, основанными на древних традициях. Однако, это не значит, что натуральное хозяйство и общинные отношения исчезали раз и навсегда.
Часто утверждается, что родовая община, как первая форма и первая стадия развития человеческого общества характеризуется коллективизмом в производстве и социальным равенством членов общества. Коллективизм и равенство обусловливались низким уровнем развития производительных сил и многочисленными опасностями и трудностями добычи основных средств существования. Соответственно, объективной необходимостью было существование коллективной собственности на средства производства и предметы потребления.
Однако, следует заметить, что уравнительное распределение средств существования и половозрастное разделение труда, осуществляемые "единым началом" (главой общины) некорректно отождествлять с социальным равенством. Именно в общине возникла патронажная (патримониальная) система распределения. Распределение осуществлялось согласно традициям и обычаям, которые учитывали положение "реципиента" в иерархии, половозрастные различия, вклад при достижении общих целей и другие особенности.
В условиях патронажного распределения глава общины гарантирует каждому её члену минимум средств существования в соответствии с их положением согласно субординации. Главная функция патронажной системы заключается в обеспечении целостности основных условий производства, хозяйственных единиц и общины в целом. Отсюда главенство "общего, коллективного" над "индивидуальным, обособленным". Производственная ячейка в системе разделения труда обычно не совпадает с родовой группой (семьей), поэтому функция присвоения этих ячеек выделяется в сферу организационно-управленческих задач. Патронажная система становится предпосылкой особого положения патриархально-общинной верхушки так же, как в крупных иерархически организованных системах – государственной бюрократии.
Коллективизм в производстве не сопровождался социальным равенством уже в первобытной родовой общине, хотя здесь противоречивость интересов и контрасты в степени концентрации власти различных ступеней иерархии ещё не столь очевидны, чем в более поздних крупномасштабных иерархически организованных хозяйственных системах (азиатский способ производства, автаркии).
Тем не менее, общинное хозяйство имеет ряд специфических преимуществ. Там, где экономисты и социологи видят запутанную картину хозяйственных, имущественных, родственных, территориальных и прочих отношений в виде так называемого "традиционного" хозяйства, сами общинники усматривают естественную и единую систему обеспечения существования членов общины: материальную, семейную, и, наконец, политическую. Для члена общины экономическое могущество и богатство общины – это прежде всего широта и прочность социальных связей, чувство коллективизма и простора общей земли, как объективного условия его воспроизводства.
Равенство, коллективизм, сотрудничество и другие подобные качества первобытной родовой общины теоретиками левого направления ещё в начале XIX в. были взяты за основу различных социалистических концепций. Предпринимались и практические попытки восстановить общину в "первозданном" виде в качестве хозяйственной организации социалистического типа. Наиболее известными в этом роде были эксперименты Р. Оуэна и Ш. Фурье.
А. Герцен "ячейку социализма" также видел в сельскохозяйственной общине. Он полагал, что достаточно освободить общину от гнета помещиков и чиновников, и её порядки, поддерживаемые подавляющим большинством населения, восторжествуют по всей стране. Ещё накануне крестьянской реформы 1861 г., М.В. Буташевич-Петрашевский создал в своем имении фаланстеру по примеру Ш. Фурье. Он также организовал теоретические диспуты, в которых участвовали представители элиты российского общества того времени: М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский и др.