Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феноменологическая социология (Щюц, Гарфинкель, П. Бергер и Т. Лукман)




 

Стр. 107-111

 

Одним из главных подходом в субъективистском взгляде а социальную структуру является феноменология. Это течение появилось в 60-нач 70-хх годов XX века.

Основателем феноменологии был Эдмунд Гуссерль(1859-1938). Одной из шлавных черт ф. подхода в философии было введение понятия «феноменологической редукции», смысл которого заключается в имплицитном предположении о том, что мир вокруг нас есть творение нашего сознания. Мир, который мы воспринимаем, становится миром внутри нас.

Альфред Щюц(1899-1959) один из учеников Гуссерля попытался соединить в своем подходе симлолический интеракционизм и феноменологию в главной своей работе «Феноменология социального мира». А.Щюц считал. Что используя метод ф. редукции, мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена»- объекта нашего осознания- через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта может сказать только о том.что есть. «Обозначивая» объект, именую его, придавая ему значение, мы входим с ним в контакт. Этот переход от чувственного опыта к логическому упорядочению и определению(значимым объектам), который сначала производится в сознании отдельного индивида, а затем- во взаимодействии между индивидами, и является стержнем ф. социологии.Согласно Щюцу, способ которым мы создаем значения вне «основного потока» чувственного опыта, состоит в процессе типологизации- создания однородных классов опыта. Способом типологизации мы создаем то, что Щюц называл «значимым контекстом», - совокупность критериев, посредством которых мы организуем чувственный опыт. Используя эти критерии, я «перерабатываю» воспринимаемые объекты. «Значимый контекст» - снова организуется через процесс типологизации в «запас знаний»- это не знания о мире, а новый мир созданный в моем сознании. Переход от личности к обществу у Щюца происходит следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный «запас знаний» должен быть «разделен» с другими людьми. Совмещение различных миров осуществляется на основе «само собой разумеющихся понятий», создавая «Живой мир».

Попытка построения феноменологической теории общества представлена в работе Питера Бергера и Томаса Лукмена «Социальное конструирование реальности». «Само собой разумеющиеся» значения продолжают рассматриваться как основа социальной организации, но авторы обращают внимание на значения, вырабатываемые совместно и стоящие как бы «над индивидом». Общество. Таким образом, оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные ценности и значения, которых впоследствии и придерживается.

Феноменология породила этнометодологию, для которой значения- ценности, нормы, верования и т.д.- не являются неизменными элементами, «атомами» ситуационного окружения действующего лица. Они также изменяются, устанавливаются, умирают, имеют внутреннюю структуру. Первой важной идеей становится поэтому утверждение об «имманентности индекстности значения», проявляющегося в зависимости от контекста. Таким образом, невозможно рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся». Следующая значительная идея касается отношения речи к действию и ситуации- «рефлективности». Рефлексивность означает совокупность усилий, употребляемых нами для корректировки «индексности» и установления социальной стабильности. Гарольд Гарфинкель в своих «Исследованиях по этнометодологии» совмещая понятия рефлексивности и индексности сделал вывод о том, что поддержание впечатления социального порядка есть никогда не прекращающаяся деятельность, т.к это происходит автоматически.

Предметом этнометодологии явл. Организация организация практической повседневной деятельности в современных развитых обществах. Попытка понять «нормальность» в повседневности.(анализ повседневного разговора Гарфинкеля).

.

 

70. Формирование новой экономической культуры общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1455 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2531 - | 2190 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.