Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соотношение предметных областей социологии, социальной (культурной) антропологии, этнографии и этнологии




 

Уже несколько десятилетий споры о предметной области социальной антропологии, её соотношении с такими науками как этнография (этнология), культурная антропология, социология. Социальная антропология ещё непризнана в России как самостоятельная наука. В соответствии с традицией отечественно этнографии (этнологии) социальная антропология считается наукой, предметная область которой совпадает в целом с одним из аспектов предметной области этнографии, но в ряде случаев близка к социологии, непрерывно расширяющей сферу своих исследований, что приводит к опасности стирания грани между ними.

В современной мировой науке не существует единого мнения об объекте и предмете антропологии, т.к. нет согласия вы едином названии этой науки. Этому способствует довольно жёсткая междисциплинарная ориентация антропологии, а сведения, которые антропология заимствует у других учёных, представляющих другие научные дисциплины, является причиной того, что её собственная область представляется раздробленной, разные учёные растаскивают её в разных направлениях. Два важнейших подразделения – культурная и социальная антропология стали исходными для именования антропологической науки в разных странах. США – культурная антропология. Великобритания – социальная антропология. В целом расхождения между американской культурной антропологией и британской социальной антропологией не имеют абсолютного характера, они по традиции делают акцент на разных областях исследований: на культурных моделях и на социальной структуре. Основа их единения в том, что они в равной степени стремятся к познанию человека, изменений, происходящих с ним в пространстве и времени, открытию тех его черт, которые присущи всем человеческим существам как биологическому виду. Культурная антропология нацелена на познание человека в том смысле, что признание эмпирического многообразия культурных форм позволяет отвечать на один из важнейших вопросов – какие человеческие возможности были реализованы в соответствующей культуре и почему, а какие возможности в определённой социокультурной, экологической среде оказались попросту невостребованными. Объект и предмет социальной антропологии сравним, скорее, с объектом и предметной областью социологии. На ранних этапах развития социальной антропологии в качестве объекта её исследования выделялось первобытное «примитивное» общество, а предметная область охватывала его социальную организацию, социальные отношения, межгрупповые взаимодействия, проблемы социализации и т. д. В теоретическом отношении наиболее важным условием возникновения социальной антропологии как самостоятельной науки было осознание того факта, что все аспекты социальной жизни – экономический, политический, юридический, эстетический, религиозный – образуют значимый комплекс и что невозможно какой-нибудь один из этих аспектов без рассмотрения его в совокупности с другими. Социальная структура, конкретные формы социальной организации при таком подходе являются стержнем, важнейшей силой, стимулирующей межпоколенную трансляцию культуры, сохранения и развития её как некой взаимосвязанной целостности.

Сегодня объектом исследования социальной антропологии является современное общество, которое может быть представлено как исторически сложно структурированное, с разветвленной системой социальных связей, с подвижными и взаимно пронимаемыми культурными системами. В этих условиях ценности, нормы, социальные установления, которые выступали важнейшими для сохранения культурной формы, объединяли людей в определённые группы, сегодня приобретают ситуативный характер. Предметная область социальной антропологии характеризуется изучением социальных групп, социальных отношений, институтов, различных субкультур, молодёжных объединений, религиозных отношений (сект), корпоративных культур и т. д. Следуя уже устоявшейся социологического изучения города (во французской социальной науке – этнология города) антропология обращается также к исследованию специфики городских форм поселения структур и механизмов взаимодействия между собою различных социальных групп, изучению криминальных образований и т. д. Но в этом случае антропология обнаруживает серьёзные совпадения с предметной областью социологии, что трудно усмотреть какие-то существенные различия между этими науками. В теоретической сфере важнейшая задача соц. Антропологии сводилась к формулированию и обоснованию утверждений об условиях существования социальных систем и регулярностях, присущим социальным изменениям, что также усиливало сходство между социологией м антропологией и позволяло говорить о принадлежности последней к социологической науке.

Это говорит о тесном взаимодействии социологии и социальной антропологии с явной тенденцией инкорпорации последней в структуру социологического знания и позволяет говорить о возможностях антропологии в постановке и решении проблем, касающихся как общества в целом, так и собственно проблем человечества, и вероятно, даёт возможность согласиться с мением Фишера о том, что антропология частично считается в позитивистских социальных науках, а частично в герменевтических или интерпретативных гуманитарных науках.

 

55. Социализация: понятие, виды, агенты. (Кирилл)

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 815 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.