Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Семиотика как инструментарий процесса познания. Методы семиотического анализа




 

 

СЕМИОТИКА, наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в.

Изучает общее строение и функционирование знаковых систем, хранящих и передающих информацию.

 

интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

В основе семиотики лежит понятие знака

понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки.

Область формирования знаков:

1) первичность

2) вторичность

3) третичность

знаки: - сами по себе (качества, единичные, законов и т.д.)

- по отношению к объектам

(иконические (связь с прошлым); индексы (причинно-следственная со значением; настоящее время); символы (знак – символ, если заранее есть договоренность о значении).

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

Система языка – знаковая система.

Знак представляет собой совокупность означающего (звуковая форма) и означаемого (то, что означается формой)

Моррис. Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Фрегги

 

Вещь

 

понятие слово

 

денотат – вещь

десигнат – понятие о вещи

 

Интерпретативная теория культуры.Клиффорд Гирц

Основные понятия:

Интерпретация нескольких порядков;

Плотное описание;

Культура.

 

Гирц говорил о символичности человеческого поведения: оно имеет смысл, что-то означает для тех, кто принимает в нем участие.

Человек – существо, живущее в паутине значений, которую он сам сплел. "Паутина значений" – системы смыслов, которые ориентируют людей по отношению друг к другу и окружающему миру. Эти системы смыслов – культура.

Задача антрополога состоит в том, чтобы понять смыслы культуральных актов и паттернов взаимодействий.

Для представителей культуры делание чего-либо эквивалентно говорению о чем-либо, а задача этнографа – понять, о чем они говорят. Культура – текст, который следует расшифровать.

Концепт " плотного описания " Гирц заимствует у Гилберта Райла.

Антрополог, оказываясь в чужой культуре, не понимает того, что делают люди, не столько из-за незнания того, как протекают у них познавательные процессы, сколько из-за недостаточного знакомства с образной вселенной, в которой их действия являются знаками. Культура – не то, к чему могут быть причинно привязаны социальные события, поведение, институты или процессы; - это контекст, внутри которого они могут быть поняты, т.е. плотно описаны. Наши формулировки символических систем других людей должны быть ориентированы с точки зрения этих действующих людей. При этом следует помнить, что само антропологическое исследование является частью той культуры, к которой принадлежит антрополог. Описания еврейской, французской культуры следует делать с точки зрения конструкций, которые, по нашему мнению, евреи или французы накладывают на свою жизнь; следует использовать формулы, которые они употребляют для того, чтобы определить, что с ними происходит.

 

Интерпретации.

Проблема интерпретации антропологом культуральных событий. Антропологические исследования выступают сами по себе как интерпретации второго и третьего порядков, т.е. рефлексии рефлексий. Только "туземцы" создают интерпретации первого порядка: это их культура. Антропологические работы, основанные на других антропологических работах (н-р, Леви-Стросс) могут быть четвертого порядка и выше, а информанты часто дают интерпретации второго порядка, так называемые "туземные модели". Проблема усложняется в письменных культурах, где "туземная" интерпретация может доходить до высоких уровней рефлексивной абстракции. Антропологические произведения являются, следовательно, фикциями (не в том смысле, что они ложны, а в том, что они представляют собой "нечто сделанное", "нечто созданное").

 

Этнографическое описание:

- Интерпретативно;

- интерпретируется поток социального дискурса;

- интерпретация состоит в попытке спасти "сказанное" этого дискурса и зафиксировать его в доступной для языкового обращения форме;

- микроскопично.

 

50. Семья как социальный институт.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2155 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2258 - | 1997 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.