Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Повествовательный характер научного описания




Акцент на субъективных переживаниях ученого и его респондента

Присутствие в тексте личного опыта ученого

Исследование основано на методах включенного наблюдения, то есть на тех методах, которые применяются ученым не как наблюдателем, а как лицом, включенным в сообщество.

В процессе этого наблюдения исследователь может по-разному определять свою исследовательскую позицию, в зависимости от целей и задач исследования, насколько полно он включен в группу, или, наоборот насколько он сохраняет дистанцию. 4 роли:

1.полного участника. Исследователь должен исключить возможность его идентификации как ученого.

Участник как наблюдатель

Наблюдатель как участник

Полный наблюдатель

(как правило, выбирают 2 и 3 вариант)

Ситуации вхождения в поле:

1.полевые импровизации («слоняется поблизости», выпить чаю, предложить сигарету, антрополог часто берет мешок подарков)

2.использование уже существующих социальных связей (родственных, профессиональных). Использование собственной идентичности исследователя для проведения работ в тех местах, где вырос исследователь (в этом случае его позицию характеризует двойственность).

В середине 20 века антропологи столкнулись с проблемой кризиса репрезентации - оказалось, что данные, собранные разными исследователями по одной и той же программе, были противоположными.

Одним из важнейших принципов работы антрополога в поле и интерпретации материалов является принцип контекстуализации, то есть изучение и учитывание всех аспектов, ситуаций, в которых было осуществлено наблюдение, проведено интервью. С этим принципом связаны основные особенности качественной методологии, такие как: погружение в мир иной культуры и стремление описать на первом этапе, а на втором интерпретировать социокультурные нормы с точки зрения категорий, присущих изучаемой группе. Этот принцип предполагает отказ от своей культурной идентичности, попытку осмысления изучаемой реальности, некоторый переход исследователя на позицию интервьюера – принцип понимания, стремление понять другую культуру. Этот подход сформулировал Гирц (описывать культуру через те категории, которые выявляются в поле).

Ричард Ли (американский антрополог) разграничил: 1. уровень этнографического описания; 2. Уровень описания структурных связей – изучение конкретных социальных отношений в определенном контексте – уровень этный, предполагающий классификацию, типологию, выявление существующих связей; 3. уровень – эмный, предполагающий понимание, интерпретацию, контекстуализацию.

Общие методы сбора первичной информации (помимо наблюдения)

1.Опросные методы – количественный метод. В анкете представлены вопросы, содержание которых отражает изучаемую проблему. Важна последовательность вопросов в анкете, надо учитывать специфику, уровень культуры, практический опыт опрашиваемых. Завершается паспортичкой (возраст, пол, профессия, образование и т.п.) 2.Интервью.

 

23. Основные механизмы изменений в культуре: ин­новация, диффузия, заимствование.

 

 

Эволюционизм – первый первая концепция в соц антроп. Датируется второй половиной 19 века. Здесь рассматривается такая область антропологии – доистория(геология, археология). Сочеталась этнография и археология. В каменном веке было выделено 2 стадии: неолит и палеолит. В работе Рудольфа Вирхова, «человек в истории: психическое единство человека».

 

Так же это связано с развитием сравнительного права, развивается антропология права, система родства. Баховин, Макленман, Эндогамия и экзогамия. Так же появляются работы по изучению тотемизма: «О почитанни животных и растений». Мэн «Антропология права». Льюис Генри Морган приминяет метод сравнения «Лига ирокезов», «Древнее общество». Он рассматривает родовую организацию, которая подтверждает идею первобытного коммунизма. Так же здесь устанавливаются стадии развития семьи: 1- смешенные отношения, 2- кровнородственная семься(запрет на инцест), 3- пулунеальная семья(группа братьев женится на группе сестёр), парная семья (обмен партнёрами), патриархальная и могорамная.

 

Эдворд Тайлор. «Антропология», «Первобытная культура». Он рассматривает всемирную историю как сложный процесс от простого к сложному. Культура – это историческое сходство на основе идей психического единства человечества. Изучаются следы прошлого в культуре, в частности теория анимизма в религии, ТАйлор утверждал, что у первобытных не было религии, но были верования. Сон, болезнь – имели анимистические объяснения. Тайлор усматривает эволюцию в развитии общества(религия): стадия верования, идея души, полетеизм, монотеизм. Они положили начало антрополгии религии.

 

Есть идея, что дикарь – это первобытный философ,

 

Теория Мейка: рассматривал верования примитивных народов, и теория прамонотеизм.

 

Ленг. Фигура творца мира – бога. До богов существовала безличная сила- манна,

 

Преанимистический подход:1 рационалистический (интеллектуальный прогресс человека.Дж. Фрезер «Золотая ветвь», он строил схему так: первая стадия развития мира: магия, религия, наука. Сделал шаг в сторону социологического объяснения тотемизма. Тотемизм – форма контроля над животными и растениями первобытного человека. Есть работа «тотемизм и экзогамия». развития. 2. Психологический.здесь религия рассматривается как сфера аффективной деятельности. Маррот «преанимистическая религия». Религия выражается в культурных ретуалах, аффектах, танцах и мифах. Религия выплясывается, т.е через танцы можно понять сущность религии.

 

Вывод. В эволюционизме признают универсальные законы. Схема развития человечества: дикость-варворство-цивилизация. Процесс развития человечества познаётся сравнительно-историческим методом.

 

 

Диффузионизм. Начало 20го века. – это проникновение культурных элементов. Происходит в процесс еторговли, завоеваний, переселения народов, аккультурации и межкультурного взаимодействия. Существуют 2 школы диффузионизма: британская и германская.

 

Германская. Ратцель, Гребнер, Фробениус.

 

Британская: Уильям Риверс, У. Перри.

 

Диффузия – это основное содержание культурно-исторического процесса, пространственное перемещение культуры из определённых центров и её укоренение в определённом пространстве. В отличии от эволюционизма, диффузионизм принимает фактор пространства, а не времени. Это премещение культурных элементов в пространстве не подчиняется действию общих законов. Относится историческая школа.

 

Ратцель. Его концепция состоит в том, что он пыталя проследить развитие культуры. Его метод исследования – распределение исследования по разным странам. Теория культурных кругов, или ареалов. Т.е в каждой стране свой культурный круг с четкими границами. Распределение культуры он понимает как данность. Предметы материальной культуры лучше деффузионируются, чем духовность.

 

Лео Фробениус. «Морфология культуры», «происхождение африканских культур». Он автор таких теоретических разработок в культуре как- исследовал западно африканский культурный круг,который определял как элемент материальной культуры. Так же пытался выделять слои культуры, например, в африканской культуре выделял нигридский слой. В 20е годо 20 века Шпенглер ссылался на Фробениуса. На идею культуры, как живого существа. Из этих идей выросла морфология культуры. Также представлена органистическая теория, т.е она гласит о том, что культуры рождаются и умирают. Но когда культура умирает, её внутренние формы являются её душой.

 

Гребнер.использует метод этнологии. Т.е история культуры – это история культурных элементов, т.е. изобретения рождаются в определённое время и в определенной культуре.

 

Культурный круг – это ареал отдельного набора элементов. Он объяснял миграцией культуру элементов или идеографическим и историческим методами. Нга эту тему он прочёл доклад в 1924году. Использовал метод картографирования, с обозначением на карте культурных кругов.В австралии отмечал от 6 до 8 кругов. «Культура бумеранга» - когда одна культура проходит через другие народы, и потом возвращается.

 

Уильям Риверс соединяет этнологию с психологией. Рассматривает посредством каких континентов сформировалась Меланезия. Выдвинул теорию панегиптизма. «Происхождение цивилизаций», «дети солнца».

 

 

24. Основные подходы у изучению социальной коммуникации (информационный,

 

Стр206-209

 

17. Семиотический подход к коммуникациям: модель Ч. Пирса.

 

Семиотика - (от греческого знак, значение) наука, изучающая общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию.

 

Главная специфика подхода - изучение процесса понимания знаков и значений.

 

Происхождение знаков Пирс связывал с процессом воплощения божественной воли и божественного сознания в материальный мир.

 

Принцип прагматизма (по Пирсу) - “Мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение. Совокупность значений - это совокупность различных практических использований”. Пирс использует знак как треугольник.

 

 

Знак (смысл)

/ \

Сознание (субъект) -- Палка (объект)

 

Знак (по Пирсу) - функция некоего объекта, который является в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (субъекту). Знак называется иногда Пирсом “означающее”, а объект - “означаемое”.

Типология знаков Ч. Пирса, социальные функции знаков.

 

 

Пирс выделял 3 типа знаков (на основе разного соотношения между означающим и означаемым):

Иконические (от греческого изображение / эти знаки основаны на фактическом подобии между знаком и объектом)

Индексные (от латинского указатель / эти знаки основаны на реальной смежности означающего и означаемого / объект сигнализирует о себе миру посредствам знака-индекса) (чихание, насморк -> болезнь).

Символы (от греческого знак / основан на условной, установленной по соглашению, связи между означающим и означаемым)

 

Символам может стать и иконический и индексный знак, если они являются общезначимыми в определенном сообществе.

По мнению Пирса иконические знаки - самые простые, поскольку они принадлежат прошлому опыту.

Индексные знаки - более сложные, поскольку существуют в настоящем опыте и могут сигнализировать об объекте.

Символические знаки - наиболее сложные, поскольку они, благодаря своей конвенциональной природе, могут определять социальное поведение людей.

Не знание социально-обусловленных значений или ошибочная интерпретация символа ведет не только к затруднению в коммуникации, но и к коммуникативному конфликту.

 

Социальный знак (в социологии) - символ, который может быть представлен в предмете, в слове, в жесте, в действии или образе. Он сообщает информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к определенной группе, движению, организации.

 

 

18. Три уровня семиотического анализа коммуникаций.

Три уровня семиотического анализа коммуникации Морриса (отражают анализ систем знаков):

 

1) Семантика (изучает отношения между знаком и обозначаемыми объектами действительности)

 

2) Синтактика (от греческого построение, порядок / изучает соотношение знаков друг с другом внутри знаковой системы)

 

3) Прагматика (изучает оценки и мнения коммуникаторов, адекватность интерпретации знаков, условия их использования в типовой ситуации)

 

Прагматическая матрица - следует употреблять только те сочетания знаков, которые понятны и приняты в данной социальной группе.

20. Деннотация и коннотация.

 

Денотат переводит обозначение (то, что обозначается знаком и что имеет объективную основу).

 

Коннотация (“соозначение” / свойство, независимое от объекта, но зависимое от эмоциональной, личной или социальной оценки).

 

В языке коннотация создается посредствам использования: синонимов (дом – лачуга); прилагательных (светлая, душная); суффиксов и приставок.

 

Деннотация составляет общее языковое сознание социума, а коннотаты относятся к групповому сознанию и приводят к образованию социолектов (социолекты обладают либо собственным лексическим запасом, связанным с профессией или видом деятельности, либо строятся путем переосмысления общеязыковых понятий и выражений).

 

Наличие социолектов расслаивает национальные языки, отражая социальную неоднородность, что ведет к непониманию представителей различных групп, но развивает язык, внося в него новые значения.

 

5. Информационная модель коммуникации К.Шеннона и Г.Лассвелла. Линейная,
интеракционная и трансакционная модели коммуникации.

 

Коммуникация – процесс передачи информации.

 

Окружающая среда

(субъективные(физ и эмоц сост,опытожидание) и объективные(кол-во людей,освещение))

|

|

Коммуникатор-источник информация коммуникатор реципиент

(выбирает код и канал, (должен раскодировать сообщение)

Посылает сигнал)

код |

Канал |

| шум

<- Обратная связь <-|

 

 

1) код (код - правило сочетания знаков, выражающих содержание сообщения)

 

2) каналы:

· Презентационные (естественные) – голос, лицо, мимика.

· Репрезентационные (искусственные) – письмо, записка, фотография.

· Технические – телефон и т.д.

3) шум (внутренние или внешние помехи в коммуникации)

· Технический

· Семантические:

 

В окружающей среде

 

Физические повреждения(плохой слух)

 

Сигматические (непонятные слова, многозначность)

 

Синтаксические (неправильный порядок слов)

 

Организационные (перескакивание с темы на тему)

 

Социальные (несоответствие сообщения тем или иным социальным нормам)

 

4) обратная связь (реакция на сообщение, посылаемая назад источнику, свидетельствующая о понимании или непонимании, согласии или несогласии и может вызвать дополнительное сообщение)

 

вопросах:

Кто говорит?

Что cообщает?

Кому?

По какому каналу?

Что?

 

Достоинства информационной модели:

 

Отражает первичный акт коммуникации

Отражает аутентичность коммуникации (степень восприятия коммуникации)

1) Отражает процесс социального воздействия элиты

 

Недостаток модели:

 

Представляет манипулятивный характер коммуникации(Такой характер коммуникации имеет линейный характер)

 

В рамках информационной модели есть подмодели:

 

линейная (сообщение направлено в одну сторону без обратной связи с реципиентом, реакция существует, но она либо отсрочена, либо опосредована)

(реклама, ТВ передачи).

 

интеракционная (идет смена ролей / каждый и передает и принимает информацию, что позволяет корректировать сообщение).

 

трансакционная (смена ролей источника и реципиента является постоянной и многоразовой, что приводит к более эффективной коммуникации).

 

Системно-кибернетический подход к коммуникативным системам (классическая модель).

Норберд Винер - основоположник подхода.

 

Он вводит понятие кибернетики - науки об управление информационными процессами.

 

Кибернетика изучает информационно-коммуникативные системы и законы управления ими.

 

Информационно-куммуникативные системы - системы, регулирующие сообщения для достижения своих целей на основе применения принципы обратной связи.

 

2 типа обратной связи:

 

Отрицательная (исправляет отклонения и ошибки, поддерживая гомеостаз (поддержание того что есть) системы).

Положительная (усиливает прежнее состояние системы, делать его более интенсивным).

 

Главная цель классической кибернетики - добиться гомеостаза, устойчивости системы, сократить положительные связи и усилить отрицательные.

 

Система тем более эффективна, чем лучше она борется с нежелательными с точки зрения оператора или управленца внешними случайными воздействиями.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 888 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2155 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.