. Первоначально фокус внимания социальной антропологии был направлен на изучение традиционных и периферийных по отношению к Западу цивилизаций (преимущественно колоний). Предметом науки было изучение примитивных обществ с социальной точки зрения. В связи с этим, социальная антропология определялась как социология традиционного общества, изучающая этнические особенности социальных структур. Традиционность отождествлялась с первичными этническими группами, устойчивой связью с территорией, традиционными системами жизнеобеспечения и традиционными социальными структурами.
2. В связи с процессами глобализации, миграции, отсутствием социальных изолятов, постепенно стали исчезать те аспекты жизни, которые рассматривались социальными антропологами, исследовательский интерес был переориентирован с традиционных обществ на современные и на те проблемы, которые сопоставимы с проблемами традиционного общества: периферия современного общества, другие культуры в своем обществе, открытие культурного другого как инструмента познания своего. Выдвинут постулат о возможности существования в современном обществе параллельных социальных структур, если сегменты воспроизводят традиционный образ жизни или представляют себя таковыми. Появились понятия: инкапсулированные общества (термин предложен Робертом Пейном) – социальные структуры, которые могут быть определены в рамках современных обществ как традиционные (например, они сами себя считают таковыми); индигенные народы – народы, сохраняющие некоторые сегменты традиционного образа жизни.
В данный период социальная антропология определялась как наука, изучающая социальные процессы в сравнительном методе. Главный принцип – принцип релятивизма, который подразумевает многообразие культурных альтернатив. Западный образ жизни рассматривается как один из многих возможных, вследствие этого развитие толерантности и понимания других культур и обществ.
3. В настоящий период социальная антропология главным образом ориентирована на изучение локальных групп или малых сообществ. Данные, полученные в ходе проведения исследований, как правило, распространяются на все общество. Движение от микро к макро теории – это проблема допущения – однородность тех материалов, которые мы исследуем.
Традиционное общество - доиндустриальные общественные уклады аграрного типа (Древний мир, Средние Века, Раннее Новое Время), характеризующиеся:
o преобладанием натурального хозяйства;
o сословной иерархией;
o стабильностью структуры;
o способом социокультурной регуляции всей жизни, основанном на традиции.
Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно.
В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI—XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.
Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.