Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепции аккультурации в социальной антропологии




 

В современных условиях глобализации общественной жизни происходит рост межкультурных контактов, увеличивается взаимозависимость и взаимовлияние различных культур, появляются новые субъекты транснациональных связей (персонал международных корпораций, международные правительственные и неправительственные организации, международные туристы, студенты, дипломаты, мигранты и диаспоры и т.д.), происходит расширение (релятивизация) идентичности участников культурных обменов.

В социальной антропологии понятие аккультурации «охватывает собою те явления, которые возникают в результате вхождения групп индивидов, обладающих разными культурами, в непрерывный непосредственный контакт, вызывающий последующие изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих» (Билз). Традиция, заложенная Р. Линтоном, Р. Редфилдом и М. Херсковицем, в дальнейшем прочно сохраняется в социальной и культурной антропологии, а также усваивается социологами, этнографами, социальными психологами, культурологами. Независимо от того, понимается ли аккультурация как процесс или же как состояние, как одностороннее влияние или же как двухсторонний процесс, как процесс вхождения в «иное» социокультурное пространство, переживаемый на индивидуальном или групповом уровне, во всех случаях признаются и акцентируются культурные различия между взаимодействующими группами как обособленными сущностями. Исследовательский фокус при этом неизменно направлен на выявление результатов культурного контакта, т.е. глубинных трансформаций в исходных культурных паттернах, в том числе синкретизацию (механическое соединение или смешение), заимствование как отдельных культурных форм, так и целых культурных комплексов, либо «поглощение» одной культуры другой (т.е. абсорбция или ассимиляция).

Первоначально релевантность термина аккультурация ограничивается ситуациями контакта европейских и неевропейских культур, которые понимаются как одностороннее «воздействие европейской культуры на туземные». В дальнейшем концепции аккультурации становятся востребованными в качестве инструмента анализа межгрупповых (межкультурных) отношений в границах одной - неевропейской культуры (Билз 1997: 350-354). Так, например, Г. Бейтсон предложил рассматривать в контексте аккультурации разнообразные «случаи контакта внутри одного сообщества» - между старыми и молодыми, мужчинами и женщинами, плебсом и аристократией (Бейтсон 2000: 160). Во многом благодаря исследованиям проблем межкультурного взаимодействия в сложных полиэтничных обществах, проведенным Р. Парком, аналитические модели, публичные политики, нормативные ожидания и неформальные практики, имеющие отношение к интеграции групп иммигрантов в европейское и американское общество, ассоциируемые с метафорой «плавильного котла», концептуализируются в контексте аккультурации и ассимиляции (Парк 2002: 415-421). И, наконец, релевантность концепта аккультурации не ограничивается только процессом вхождения иммигрантов в иное социокультурное пространство, но и охватывает максимально широкий спектр межкультурных взаимодействий и разнообразных процессов в границах своего – современного западного общества. Р. Билз, например, рассмотрел через призму аккультурации процесс урбанизации (Билз 1997: 353).

Уязвимость в аналитическом плане классических концепций аккультурации, с присущими им органическим пониманием общества, репрезентацией культурных изменений как однолинейных и однонаправленных, фокусом на конечном состоянии, привела к дискредитации аккультурации как концепции, чреватой упрощением и опасным фрагментированием социокультурной реальности (Билз 1997: 351; Brubaker 2001: 534, 539). В этой связи в последней четверти ХХ в. парадигма аккультурации (также как и ассимиляции) была вытеснена на периферию научного поиска и замещена концепциями интеграции, этничности и мультикультурализма.

В своем современном значении аккультурация предполагает потенциальную способность культур к трансформации и интегрированию инноваций в сложившуюся систему ценностей, которые сопряжены с реинтерпретацией социокультурных феноменов и практик, непрерывным переопределением смыслов и смешением контекстов. Тем самым создаются условия для постоянной переориентации в изменяющемся мире.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 807 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2320 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.