Традиционные культурные концепции рассматривают мужское и женское как категории не только противоположные, но и полностью взаимоисключающие [Moore]. В данной ситуации возникает четкая граница между мужским и женским. В основе традиционной этнической однородной культуры, насколько они были описаны антропологами-полевиками, в основе всей социальной иерархии лежит табу на одинаковость мужчины и женщины. Родственное окружение по материнской или отцовской линии является носителями гендерных установок, которые передают младшему поколению. Что определяет поведение индивида. Гендерные стереотипы и паттерны отражают в известном смысле "стратегию" системы пол – гендер в ситуации, когда за всеми человеческими существами закреплено строго определенное место, когда привычные с самого детства представления о маскулинности и фемининности воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.
Гендерная идентичность складываются в процессе социального взаимодействия. Для эффективной коммуникации в мире повседневности необходимо базовое доверие к тому, с кем происходит взаимодействие. Коммуникативное доверие основывается на возможности идентификации, основанной на опыте агентов взаимодействия. Итак, для воспроизводства мужественности и женственности необходимо проявлять это в гендерном дисплее, т. е. вызывать доверие и вписываться в социальные практики приемлемые в данной культуре, закрепленные в символических системах [Гофман ]. Условие доверия – постоянство, преемственность в действиях индивида, демонстрация определенной гендерной идентичности. Гендерная идентичность, в свою очередь, базируется на многообразии поведенческих стратегий, демонстрирующих женственность и мужественность, создает возможность для категоризации.
Индивид демонстрирует разные действия в зависимости от культурного и социального контекста ситуации, «прощупывая» ее, подчеркивая свою включенность или «иность».Подчеркну, что гендер пронизывает все ролевые спецификации. Он обуславливает контекст, который приобретают конкретные роли для индивида или группы.
Фуко описывает существование доминантного и маргинальногых дикурсов и практик, которые формируют характер взаимосвязей между элементами социального мира. В рамках дискурса изучаются социальные практики: их реализация, интенсивность, распределения власти – как социально установленные способы познания другого.
Дискурс устанавливает «режим истины», определяет, какие идеи могут быть выражены, а какие – табуированы.
Он связывает производство дискурса с проблемой власти.
Фуко говорит о «мужском перекосе»: господстве и признании мужской модели описания мира в западной культуре. Позднейшие разработки идей Фуко резюмируют, что боязнь равенства (со стороны властных институтов) определяет социокультурную трансформацию биологического пола, превращая его в гендер.
В связи с этим можно упомянуть изучение маргинального дискурса гомосексуализма: индивид реализующий подобные Гендерные стратегии пересекает границу, разделяющие Гендерные идентичности и общности, тела и дискурсы, поэтому вытесняются из социальной общности.
3.
Для социолога при исследовании гендерных отношений инструментальны, конечно методы качественные и количественные методы социологии. Потом уже, если это оправдывает цель исследования мы можем вспомнить. Что Гендерные исследования междисциплинарны и использовать на определенных этапах исследования методы психологи, например.
Гендерная антропология использует свой собственный антропологический метод (о котором мы все можем рассказать). Его использование можно аргументировать тем, что повседневный уровень изучения, определенная степень включенности помогает лучше описать те же «молчащие группы, например, если антропологу удается включиться в их среду.
Отчетливо выступающая в изучениях родства гендерная проблематика заставляет обратить внимание на метод биографического интервью.
Метод контент-анализа собранных документов, наратива и т.п.
Современная гендерная антропология широко использует методы визуальной антропологии по сбору и анализу видео материала.