Предметное значение и грамматическая независимость подлежащего выражаются одной лексической единицей, одной словоформой. Идеальными возможностями выражения грамматического значения подлежащего обладает существительное в именительном падеже. Синтаксическая функция номинатива определяется морфологическим и свойствами словоформы, которые не подвергаются в предложении никаким функциональным изменениям. Независимая позиция подлежащего имеет морфологический показатель; например: Хлопья снега лежали на кустах, как мохнатые цветы (Пауст.); Тепло и свет распространяются вокруг (Сол.) <…>.
Аналогичным образом предметное значение подлежащего и его независимое положение выражаются с помощью местоимений-существительных; например: Я землю эту люблю (М.); Кто, волны, вас остановил?.. (П.). Однако предметное значение подлежащего предстает здесь, благодаря грамматическим свойствам местоимений, как предметно-указательное.
Слова других частей речи выступают в роли номинативного подлежащего только как субстантивированные, т. е. выражающие несвойственное им предметное значение, причем функционально преобразуются и их морфологические свойства.
<…>
Субстантивация указанных категорий слов коренным образом меняет их грамматические свойства: значение качества, свойства преобразуется в предметное значение; из определяющих по своей сути слова «превращаются» в определяемые; именительный падеж из средства согласования, грамматического подчинения существительному становится показателем грамматической независимости слова в предложении; например: Домашние Настю к себе не требовали (Лес); Перед восходом солнца к бригадной Ш будке подъехал верховой (Ш.); Многое изменилось в хуторе (Ш.).
Предметное значение субстантивированных слов проявляется более отчетливо и подчеркивается при наличии согласованного определения; например: Всё написанное казалось беспомощным (Пауст.); Всё пережитое с Лушкой теперь казалось Давыдову прекрасным, но невозвратным и далёким прошлым (Ш.).
Субстантивированные местоимения-прилагательные в роли подлежащего имеют отвлеченное предметно-указательное значение; например: За два часа всё было улажено и в сельхозтехникуме (Ш.); — Видал орлов? — Половцев тихо засмеялся. — Эти не подведут. Эти за мной пойдут в огонь и в воду (Ш.). Крайне общее предметно-| указательное значение имеет местоимение это в роли формального подлежащего [— Кто не пьёт и не курит, тот мне всегда внушает подозрение. Это — или скряга, или | игрок, или развратник (Купр.)].
В позиции подлежащего субстантивируются и неизменяемые, несклоняемые слова. Показателем грамматической независимости таких слов является, естественно, не падежная форма, а их неизменяемость (благодаря которой отсутствует указание на возможное зависимое положение, ср. субстантивированные прилагательные); например: Неслось со всех сторон ау!; Спасибо дороже платы и т. п. При этом в слове происходит заметный семантический сдвиг. Так, ау здесь имеет значение «возглас», «зов» (ср.: Надоели мне ваши «ахи», «охи» — «восторги», «жалобы», «стоны»), спасибо — «благодарность», «доброе слово». Резко изменяются и грамматические свойства неизменяемых слов: в позиции подлежащего они получают возможность сочетаться с согласованным определением. Определение, поставленное в форме именительного падежа (среднего рода), подчеркивает как предметное значение подлежащего, так и его грамматическую независимость [ Настало и роковое «послезавтра» (М.-С.)].
Таким образом, субстантивированные изменяемые и неизменяемые слова в функции подлежащего равняются на морфологический образец — номинатив. Все разновидности подлежащего-слова совмещают в одной словоформе предметное значение и показатель грамматической независимости.