Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальный прогресс и концепции будущего человечества




Нынешний этап общественного развития, харак-
теризующийся стремительными темпами социального и
научно-технического прогресса, со всей остротой ста-
вит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Осо-
бая актуальность проблемы предвидения будущего про-
диктована сегодня той реальной опасностью, которая
сложилась на планете в результате нарастающего за-
грязнения окружающей среды, истощения природных
ресурсов, тех социальных противоречий, которые непо-
средственно угрожают существованию людей. Именно
поэтому концепции общественного прогресса, его кри-
териев и перспектив развития общества имеют не толь-
ко и не столько теоретический, но и жизненно практи-
ческий смысл.

На протяжении всей истории человечества лучшие
его представители так или иначе пытались обосновать
идеалы и принципы общественного прогресса. Одни из
них указывали на невозможность справедливого и ра-
зумного устройства жизни, другие, напротив, видели в
будущем царство свободы и справедливости.

Исторический пессимизм прослеживается в раз-
личных философских учениях древних, так или иначе
связанных с религиозным миропониманием о конце
мира (эсхатология). Жизнь человечества представлялась
здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до
страшного суда. В "Откровении св. Иоанна Богослова"
этот мотив выражен вполне отчетливо: "Ибо пришел
великий день гнева Его, и кто может устоять?".

Вера в исторический прогресс связана с эпохой
Возрождения, давшей образцы достижений науки, ис-
кусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящего
торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили
свои работы Дж. Пристли, М. Кондорсе, И.Г. Гердер и
другие мыслители, хотя особое место она заняла в


творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть за-
кономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи
уникальной, представляет собой необходимую ступень
в развитии человечества. Для Гегеля человеческая ис-
тория заключена в предшествующем состоянии созна-
ния, которое воплощается в материальном мире и даже
творит его по своему образу и подобию. Отсюда крите-
рием в развитии общества у него выступает прогресс в
сознании свободы. Однако сознание свободы - это
еще не сама свобода, и потому общественный про-
гресс, связанный только с сознанием свободы, не вы-
ражает реального прогресса. Другое дело, поскольку ',
человеку органически присуща целесообразная дея-
тельность, его сознание представляет результаты этой;
деятельности. }
В XX веке широкое распространение получили;
концепции цикличности человеческой истории, в кото-
рых всемирная история выступает лишь как совокупность >]
историй отдельных своеобразных и относительно замкну- j
тых цивилизаций, развитие которых проходит стадии воз- i
никновения, роста, надлома и разложения (А. Тойнби).;
Спасением от гибели цивилизации может послужить, со- 1
гласно А. Тойнби, духовное совершенствование человече-!
ства на пути создания единой синкретической религии '

будущего.

Многие современные философы просматривают i
перспективы будущего человечества сквозь призму 1
концепций информационного общества. В качестве
его характерных черт выделяют: возможность любого
субъекта получить на основе автоматизированного ί
доступа и современной технологии необходимую ин-
формацию; развитие инфраструктуры обеспечения,
информационными ресурсами социальных действий в
различных сферах общественной жизни; процессы ус-
коренной компьютеризации и электронизации общест-
ва, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей
производства и управления; радикальные преобразо-
вания не только в производстве и технологии, но и в
социокультурных структурах. Тот же Белл не без ос-
нований полагает, что в грядущем столетии решающее
значение для экономической и социальной жизни, для
культуры вообще, приобретет становление нового со-


циального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях.
Революция в организации и обработке информации и
знаний с помощью компьютерной техники разверты-
вается одновременно со становлением постиндустри-
ального общества. Три аспекта постиндустриального
общества особенно важны для понимания телекомму-
никационной революции: 1) переход от индустриаль-
ного к сервисному обществу; 2) решающее значение
кодифицированного теоретического знания для осуще-
ствления технологических инноваций; 3) превращение
новой "интеллектуальной технологии" в ключевой ин-
струмент системного анализа и теории принятия ре-
шений.

Вместе с тем переход к информационному обще-
ству связан с переосмыслением традиционного крите-
рия социального прогресса, соизмеряемого количест-
вом накопленных материальных благ, определяемых
ростом валового национального продукта. Данный чис-
то количественный показатель потребления природных
ресурсов до сих пор лежит в основе экономического
развития.

Такого рода идеологическая установка игнорирует
возможности биосферы, ее способность восстановления
нарушенных процессов. И пока валовой национальный
продукт будет считаться мерилом человеческого благо-
состояния, считает американский эколог Г. Дейли, препят-
ствия на пути к переменам останутся непреодолимыми,
ибо рыночная экономика признает только эффективность -
у нее нет органов чувств, способных распознать справед-
ливость или устойчивость.

Поэтому полагать критерием социального про-
гресса рост валового национального продукта, приво-
дящий к деградации биосферы, - достояние вчераш-
него дня. Социальный прогресс должен соизмеряться
не только уровнем потребления материальных благ,
но и сохранением пригодной для обитания окружаю-
щей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельст-
во положено в основу принципиально нового видения
перспектив человечества, определяемого индексом чело-
веческого развития.

Индекс развития человеческого потенциала включает
в себя следующие основные показатели:

14 Зак. 83 385


— количество здоровья, показателем которого слу-
жит степень долголетия, т.е. ожидаемая продолжительность

жизни;

— достигнутый уровень образования, измеряемый
как совокупный индекс грамотности взрослого населения,
включая количество лет обучения;

— уровень жизни, измеряемый на базе реального
внутреннего'валового продукта на душу населения.

Следовательно, и социальный прогресс, как необхо-
димое условие продолжения человеческой истории, пред-
полагает переориентацию с сугубо потребительского пути
развития на путь, определяемый мерой достаточного и
разумного удовлетворения потребностей с доминирующей
установкой на сохранение и поддержание пригодной для
обитания окружающей среды.

Осмыслению возможных путей развития человечества
особое внимание уделяется в связи с обострением экологи-
ческой ситуации. В последнее время появилось множество
футурологических концепций, в основе которых лежит глубо-
кий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизации. По-
казательна в этом плане классическая работа Дж. Форрестера
"Мировая динамика", в которой показано, что при сохране-
нии нынешних темпов развития общества примерно с сере-
дины следующего века начнется резкое увеличение смертно-
сти из-за недостатка продовольствия, истощения природных
ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.

В других докладах Римскому клубу (Г. Кана, Я. Тин-
бергена, M Гернье, В. Леонтьева, Э. Ласло, Б. Гаврилиши-
на, А. Печчеи и др.) также содержатся пессимистические
идеи о наступлении глобальной экологической катаст-
рофы.

Подобный вывод разделяют и другие авторы. По
свидетельству генерального директора программы ООН
по окружающей среде, разрушение окружающей среды
ныне достигло таких масштабов, что в конце века мы
столкнемся с экологической катастрофой, сравнимой по
своим последствиям с ядерной.

Сложность и острота современной экологической
ситуации не может не тревожить современное общест-
во. В качестве альтернативы сугубо потребительскому
вектору развития в 1987 году была разработана концеп-
ция устойчивого развития, в которой четко обозначены


основные цели и задачи ближайшего будущего чело-
вечества. Главная цель новой стратегии - обеспечить
выживание человечества путем преодоления внутри-
социальной напряженности и конфликтности и сба-
лансированного социоприродного взаимодействия.
Основной задачей устойчивого развития является дос-
тижение согласования социально-экономического раз-
вития и сохранения окружающей среды и природных
ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей
нынешнего и будущих поколений с учетом демографи-
ческого роста. Исходя из этого, устойчивое развитие
предполагает такую социально-экономическую модель
завершения XX века и вхождения в XXI век, которая
способна удовлетворить потребности ныне живущих
поколений и заложить благоприятные перспективы для
будущих поколений.

В принятом мировым сообществом документе "По-
вестка дня на XXI век" обозначена программа действий
для решения проблем устойчивого развития. Основные
установки новой стратегии сводятся к следующим поло-
жениям:

- в центре внимания экономической и социальной
политики должны находиться люди, чье право на здоро-
вую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет
приоритетное значение;

- задачи сохранения окружающей среды и экономи-
ческого развития должны решаться неразрывно;

- все народы имеют право на развитие при сохране-
нии качества окружающей среды как в настоящем, так и в
будущем;

- государства должны нести ответственность за свою
деятельность, наносящую ущерб окружающей среде дру-
гих стран;

- государства должны заменить модели производ-
ства и потребления, не способствующие устойчивому
развитию.

Сложившаяся экономическая ситуация на планете
требует переосмысления социально-экономического
развития в целом, что порождает необходимость введе-
ния ограничений на характер человеческой деятельно-
сти. Становится очевидным, что существуют пределы
эксплуатации природных экосистем, переход за которые


ведет к их разрушению и деградации. В соответствии с
этим формирование нового отношения к природе, ос-
нованного на сохранении характеристик биосферы, -
условие устойчивого человеческого развития. Эколо-
гический императив сегодня - сохранение основных
параметров окружающей среды, жизненно важных для
существования человека. Это требует переориентации
ценностных установок людей и развития самой науки,
осознания непреходящей ценности биосферы и со-
хранения любой формы жизни вообще как условия
поддержания биологического разнообразия. На смену
антропоцентризму приходит новая парадигма мышле-
ния - биоцентризм как важнейший элемент современ-
ной культуры и социального прогресса.

Острота современной экологической ситуации,
сложность и противоречивость явлений общественной
жизни, социальная напряженность, национальное про-
тивоборство и региональные конфликты и многое
другое свидетельствуют о том, что во всемирной исто-
рии происходят фундаментальные изменения, затраги-
вающие судьбы человеческой цивилизации. Как след-
ствие этого в последнее время появилось множество
концепций, предрекающих конец человеческой исто-
рии. Широкое распространение, в частности, получила
статья американского социолога Ф. Фукуямы "Конец
истории?", в которой автор, анализируя события, про-
изошедшие в мире за последние десятилетия, утвер-
ждает: "Конец истории печален. Борьба за признание,
готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной
Цели, идеологическая борьба, требующая отваги, вооб-
ражения и идеализма, - вместо всего этого - экономи-
ческий расчет, бесконечные технические проблемы,
забота об экологии и удовлетворении запросов потре-
бителя" (59. С. 148).

В этой связи вообще возникает вопрос о том, каки-
ми целями определяется современное общество в своих
ближних и дальних перспективах? Проблема социальных
целей особенно важна для суверенных государств, воз-
никших в условиях распада бывшего Советского Союза.
Если пренебречь нюансами, то в наши дни сложились
такие видения перспективных целей человеческих дей-
ствий.
388


Прежде всего обозначилось мнение, что у общества
нет и не может быть никаких целей, что у человечества
нет будущего. Подобные настроения пессимизма и ниги-
лизма весьма распространены. Они питаются ныне мно-
гими печальными реалиями - тень возможного ядерного
апокалипсиса, Чернобыль, обостряющиеся глобальные
проблемы, бездуховность, резкое падение жизненного
уровня и т.д. В такой ситуации социальные цели истолко-
вываются как миф, а у каждого человека признается толь-
ко своя узкая цель - выжить или по возможности жить в
свое удовольствие.

Крах тоталитарной системы в СССР и странах
Восточной Европы, очевидные достижения и преиму-
щества западной технологии, высокий уровень жизни в
условиях рыночной экономики - все это способствует в
последние годы утверждению в общественном созна-
нии ориентации на капитализм (постиндустриальное,
технотронное, информационное и т.п. общество на ос-
нове современной технологии и принципов частной
собственности) как единственно возможной социаль-
ной перспективы человечества. Вместе с тем при всех
несомненных достоинствах современной западной ци-
вилизации было бы опрометчиво ее слишком идеали-
зировать. Как отмечает немецкий политолог Ирвин
Фечер в книге "От государства благосостояния к ново-
му качеству жизни", при существующем общественном
строе и капиталистической ориентации промышлен-
ного производства невозможно удовлетворительно ре-
шить проблемы социальной справедливости, сохране-
ния природы, занятости, бедности, индивидуальной
свободы и гуманизма.

Естественно, что многие социальные философы не
считают нужным в характеристике будущего отказывать-
ся от термина "социализм". Известный западный футу-
ролог О. Флехтхейм настаивает на том, что будущее
человечества - это "глобальный социализм", "гуманный
социализм" и "экосоциализм". Цивилизованность, де-
мократия, культура - таковы наиболее характерные
особенности идеи социализма в ее современном виде-
нии.

В этой связи нужно коснуться ставшего чрезвы-
чайно популярным ныне вопроса о рыночной эконо-


мике. Изложим его трактовку словами Чарльза Хэнди,
известного английского профессора. Он в 1997 г. из-
дал книгу с характерным названием "Алчущий дух. За
гранью капитализма: поиск цели в современном ми-
ре." Ч.Хэнди пишет: "Я не отрицаю важной роли то-
варных отношений в любом развитом обществе. Воз-
ведение принципов городского рынка до уровня клю-
чевой экономической концепции - одно из самых
продуктивных достижений в истории цивилизации.
Однако мы не должны быть идолопоклонниками. У
рынка есть свои пределы, свои непредвиденные по-
следствия. Он представляет собой лишь механизм, а
не философию. Рыночные законы срабатывают не
везде. В частности, они не действуют там, где пред-
ложение ограничено или действует распределительная
система...

Трудность состоит в том, что необходимо опреде-
литься, где можно дать свободу действий рыночным
отношениям, а где они могут понести ущерб. Здесь тре-
буется трезвый анализ, а не слепое поклонение..." (35,
С. 170-171).

Таким образом, по признанию западного теоретика,
рынок - лишь "механизм", а не философия современного
мироустройства. Наше будущее, судьбы планеты зависят от
того, насколько мы поймем, что:

- насыщенность мира оружием ставит человечество
перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы
сотрудничеству нет;

- в современной войне не может быть победителей,
равно как и побежденных; идеи достижения военного
превосходства антицивилизационны\

- и космос физический, и космос культуры принад-
лежат всему человечеству;

- проблемы, разногласия и конфликты можно и
должно решать на пути диалога, обращения к извечным гу-
манистическим ценностям;

- различия в социальном строе, идеологии, культуре
не являются препятствием; различия могут быть источни-
ком взаимообогащения;

- во взаимосвязанном и взаимозависимом мире
безопасность должна быть всеобъемлющей, взаимной и не-
делимой;


- священной ценностью должна быть признана чело-
веческая жизнь.

Только его - человека - творческим гением обеспечи-
вается прогресс цивилизации в условиях мира, который
принадлежит поколениям нынешним и грядущим.

Что же касается ценностно-духовных ориентации
индивидуальных и массовых социальных действий, то, в
согласии с Кантом, ими могут быть лишь цели, достой-
ные человека в его самом высоком понимании как сво-
бодной творческой личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нынешнем социальном обновлении на рубеже
третьего тысячелетия все более осознается безусловная
значимость нравственного возвышения человека. Духов-
ность обретается лишь в творческих поисках и муках
"трепета мысли" (С. Кьеркегор). Цель философии видится
в стремлении к гармонии в человеческих действиях субъ-
ективного мира личности с миром внешнего объектив-
ного бытия.

В недавнем прошлом несколько односторонне вос-
принимался известный тезис К. Маркса: "Философы лишь
различным образом объясняли мир, но дело заключается
в том, чтобы изменить его". Этот афоризм часто тракто-
вался так, что достижение отмеченной цели философии
состоит только в преобразовании самого внешнего мира.
Установление же должной его гармонии с человеком по-
средством изменения внутреннего мира личности отвер-
галось как явно "ненаучное" и "идеалистическое". Между
тем в философии неправомерны какие-либо претензии на
единственно возможное обладание истиной. Мы постара-
лись сопоставить существующие подходы к осмыслению
фундаментальных проблем мировоззрения. По многим из
них выявились принципиально различные позиции.

И все-таки есть нечто, их объединяющее. Это ин-
тегрирующее начало - в духовной "сверхзадаче" филосо-
фии. Выразим ее словами великого русского мыслителя
В. Соловьева: "На вопрос: что делает философия? - мы
имеем право ответить: она делает человека вполне чело-
веком".


ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1.

2. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976 - 1983.

3. Бердяев H.A. Философия свободы. М., 1989.

4. Бердяев H.A. Человек и машина //Вопр. филос.
1989. №2.

5. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М.,
1963.

6. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1972. Т.2.

7. Введение в философию. М., 1989.

8. Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.

9. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

10. Гегель Г. Наука логики. М., 1971.

И. Гегель Г. Работы разных лет: В 2 т. М., 1971. Т.2.

12. Гегель Г. Соч.: В 12 т. М., 1959. Т. IV.

13. Гегель Г. Соч.: В 10 т. М., 1932. Т. X.

14. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

15. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.,
1974.

16. Герцен А.И. Избр. филос. Произведения. М., 1948.

17. Гольбах П. Избр. произведения: В 2 т. М., 1963.
Т.1.

18. Гуманизм и социальные действия людей. Минск,
1996.

19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

20. Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950.

21. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964 - 1966.

22. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., 1988.

23. Ланжевен П. Избр. произведения. М., 1949.

24. Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. М., 1982 - 1989.

25. Ленин В.И. Полное собр. соч.

26. Ломоносов М.В. Философские произведения. М.,
1950.

27. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

28. Лосский И.О. История русской философии. М.,
1991.

29. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

30. Материалисты древней Греции. М., 1955.

31. Мир философии: В 2 т. М., 1991.


32. Моисеев Н.И. Универсальный эволюционизм и
коэволюция //Природа. 1989. №4.

33. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех
ценностей. М., 1989.

34. Ницше Ф., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Су-
мерки богов. М., 1989.

35. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.,
1999.

36. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

37. Павлов И.П. Лекции по физиологии высшей нерв-
ной деятельности. М., 1952.

38. Падокшын С.А. Фшасофская думка эпох! Адрад-
жэння у Беларусь Мшск, 1990.

39. Платон. Диалоги. М., 1986.

40. Плеханов Г.В. Избр. филос. произведения: В 5 т.
М., 1956. Т.1.

41. Познавательные действия в современной науке.
Минск, 1987.

42. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

43. Пригожий И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М.,
1986.

44. Ракитов А.И. Философия компьютерной револю-
ции. М., 1991.

45. Рассел Б. История западной философии. М., 1958.

46. Самосознание европейской культуры XX века. М.,
1991.

47. Соловьев B.C. Исторические дела философии
//Вопр. филос. 1988. №2.

48. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.
М., 1992.

49. Социальная сила знания. Минск. 1991.

50. Социальное действие. Минск, 1980.

51. Спенсер Г. Основания социологии. С.-Пб., 1898.

52. Теории личности в западноевропейской и амери-
канской психологии. М., 1996.

53. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

54. Фейербах Л. Избр. филос. произведения. М., 1955.

55. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

56. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.,
1990.

57. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской

философии //Филос. науки. 1990. №6. С.84.
394


58. Франциск Скорина и его время: Энциклопедиче-
ский справочник. Минск, 1990.

59. Фрейд 3. "Я" и "Оно": Труды разных лет. Тбилиси.
1991.

60. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопр. филос. 1990.
№3.

61. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

62. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики
//Вопр. филос. 1989. №9. С. 116-119.

63. Чернышевский Н.В. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т.1.

64. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная филосо-
фия. М., 1992.

65. Штомпка Петр. Социология социальных измене-
ний. М., 1996.

66. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.

67. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1118 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.