Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принципы и законы диалектики




Раскрытие философского содержания понятия
"момент" позволяет овладеть весьма эффективным инстру-
ментом логического анализа. Как всеобщие моменты по-
знания категории оказываются "текучими", исторически
взаимоопределяемыми формами мышления. На необходи-
мость мыслить гибкими понятиями ориентируют принци-
пы диалектики. Принципы - ее основополагающие идеи,
придающие философскому знанию системность и целост-
ность. В познавательных и практических действиях прин-
ципы выполняют нормативную функцию.

Издавна в истории философии под принципами
понималось нечто первичное, не нуждающееся в доказа-
тельстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как
основополагающее суждение о бытии. В качестве принци-
пов объяснения мира как единого Космоса у древних мыс-
лителей выступали идеи о стихиях, первоначалах природы
(вода, воздух, огонь, атом и др.). Идеалисты навязывали
принципы природе, выводя их из мышления, а не из
внешнего мира. Таков гегелевский принцип разумности
действительности. Между тем, как и любые явления соз-
нания, принципы вторичны. Они - продукт философ-
ского познания действительности. В отличие от понятий
диалектики (категорий) ее принципы суть наиболее об-
щие идеи. Идея - это особая форма мысли. В ней не
только в концентрированном виде выражено мировоз-
зренческое знание, но и дается нормативная ориентация
познавательной и практической деятельности человека.
Среди основных идей материалистической диалектики
особо выделяются принципы всеобщей взаимосвязи явле-
ний и принцип развития.

Между предметами объективной реальности сущест-
вуют сложные и многообразные отношения. Они включают
в себя как относительную обособленность (различие),
так и единство (связь) вещей. Связанные между собой
объекты испытывают взаимное влияние изменений,
происходящих в каждом из них. Такое отношение су-
ществует, например, между геометрическими величи-


нами - площадью и радиусом. Здесь связь выражается в
виде постоянной и непрерывной их взаимозависимости
и обусловленности. Иного характера связи дискретного
действия.

Как особый тип связей действие состоит в переносе
вещества, энергии и информации от одного объекта к
другому. Так взаимодействуют ядерные частицы, элек-
тромагнитные и гравитационные силы, информационные
процессы в ЭВМ, обмен веществ в живых организмах,
социальные взаимодействия людей в обществе.

Связи и взаимодействия объектов многообразны:
существенные и несущественные, прямые и обратные,
генетические, пространственные и временные, функцио-
нальные, необходимые и случайные, непосредственные и
опосредованные, общие и единичные и т.д. К числу наи-
более важных связей принадлежат отношения, обозначае-
мые категорией закон. Закон Ома (в физике), закон по-
стоянства состава (в химии), закон Менделя (в биологии),
законы устойчивости и фильтрации (в технике), закон
стоимости (в экономике) - что общего между ними? То,
что они выражают - каждый в своей сфере действия, - осо-
бого рода объективные отношения явлений. Категорией
"закон" фиксируется более или менее жесткая упорядочен-
ность связи природных или социальных объектов. Закон -
это объективное, необходимое и существенное отношение,
имеющее устойчивый и повторяющийся характер.
Как об-
щее отношение для всей совокупности явлений конкрет-
ной сферы бытия, закон не терпит исключений. При од-
них и тех же условиях действие закона непременно и од-
нозначно. Именно данные особенности объективных за-
конов природы и общества позволяют человеку созна-
тельно использовать их в своей практической деятельно-
сти.

В зависимости от пространства действия различают-
ся законы специфические (функционирующие в ка-
кой-либо конкретной сфере бытия), общие (присущие в
целом природе или обществу) и всеобщие, или законы
диалектики. Как элементы материалистической диалекти-
ки ее законы выражают универсальные существенные
связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде
суждений, законы диалектики являются отношением
единства противоположных категорий: сущности и явле-


ния, качества и количества, возможности и действитель-
ности, отдельного и общего и др.

Если всеобщие законы выполняют в философском
сознании функции объяснения и в известном смысле
прогноза, то предназначение концепции в диалектике -
обоснование ее главных идей. Концепция - это целостный
способ понимания действительности посредством объеди-
нения в логическую систему на основе какого-либо теоре-
тического принципа соответствующих категорий и зако-
нов. В философии, как и в любой теоретической системе
знания, возможны различные концепции (концепции ма-
терии, сознания, причинности, прогресса, деятельности,
истины и др.). Фундаментальными концепциями мате-
риалистической диалектики являются концепции детер-
минизма и развития.

Концепция детерминизма

Признание универсальной закономерной связи и
взаимодействия явлений материального и духовного мира
свойственно философским учениям, придерживающимся
позиции детерминизма. Сам детерминизм различными
мыслителями интерпретировался по-разному. Многие из
них (Демокрит, Б. Спиноза, П. Лаплас, П. Гольбах и др.),
верно устанавливая взаимоопределенность и связь явле-
ний, ограничивались лишь указанием одной непосредст-
венно действующей причины. Сама идея каузальности
(причинности) трактовалась чисто механистически. Иг-
норировались особенности биологической и социальной
причинности. Отрицалась объективная природа случайно-
сти. Статистические связи и вероятность исключались из
представлений о детерминизме.

Подобные метафизические воззрения в истории фи-
лософии сочетаются с телеологическими (телеология --
учение о цели) концепциями.

Приверженцы телеологии (Аристотель, Г. Лейбниц,
Ф. Шеллинг, Гегель, А. Шопенгауэр и др.) исходили из
идеалистической установки о наличии в природе внутрен-
них целей, выступающих в качестве "конечных причин" раз-
вития. Но приписывание целей природе неправомерно.
Способность к целеполаганию присуща лишь разумным


существам. Поэтому только человеческую деятельность уме-
стно объяснять посредством целевой детерминации.

В материалистической диалектике концепция де-
терминизма представлена учением о многообразных фор-
мах объективной взаимоопределенности явлений. Среди
них можно выделить такие виды связей, как детерми-
нацию каузальную (причинно-следственную зави-
симость), помологическую - (закономерная связь),
функциональную, кондициональную (воздействие
условиями), генетическую (детерминация порожде-
ния), системную (отношение организации) и др. В ис-
тории философского познания различные моменты уни-
версальной взаимообусловленности предметов и явлений
действительности "схватываются", как уже отмечалось, в
категориях. Ими выражаются и обозначенные ранее три
аспекта диалектики: структуры, процесса и развития. Ус-
воение категорий и законов, раскрывающих содержание
каждого из них, углубляет понимание диалектической
концепции детерминизма. В "гнездо" понятий, фикси-
рующих ее структурный аспект, входят прежде всего тра-
диционные для философии категории "единичное - общее",
"явление - сущность", "форма - содержание", "часть - це-
лое". Соотношением этих парных противоположностей ус-
танавливаются такие законы структурной детерминации,
как законы взаимоопределения единичного и общего,
проявления сущности, эмерджентности целого, домини-
рующей роли содержания. Диалектика же процесса во
многом воспроизводится в законах взаимодополнения
случайности и необходимости, взаимного генезиса воз-
можности и действительности и др. К числу главнейших
фрагментов в целостной концепции детерминизма при-
надлежит философское учение о причине и следствии.

Закон причинности

В трактовке проблемы причинности ряд философов
(Дж. Беркли, Д. Юм, Р. Авенариус) отрицали ее объек-
тивность. Так, Юм полагал, что существование причинно-
следственных связей недоказуемо. Для него причинность
суть не более как психологическая привычка соединять в
чувственных восприятиях регулярное появление и следо-
вание событий. В отличие от такого индетерминистского


взгляда механистическое истолкование причинности со-
стоит в безусловном признании ее объективности и одно-
значности. Классически была выражена подобная пози-
ция французским ученым П. Лапласом. Согласно ему
можно сколь угодно точно описать поведение материаль-
ного объекта в сколь угодно отдаленном будущем, если
известны его начальные условия и закон движения.

Между тем в реальности дело обстоит несравненно
сложнее, чем это представлялось концепцией лапласов-
ского детерминизма. Что же такое причинность! Это такое
воздействие одного объекта на другой, при котором изме-
нение первого объекта (причина) производит соответст-
вующее изменение другого объекта (следствие). Так,
прохождение тока в проводнике является причиной от-
клонения стрелки прибора. Воздушные потоки, созда-
ваемые крыльями самолета при его горизонтальном дви-
жении, обусловливают подъемную силу. Искажение про-
граммы внедрением "компьютерного вируса" существенно
нарушает функционирование ЭВМ.

От всех иных форм объективной детерминации явле-
ний причинность отличается такими особенностями, как
генетичность (причина порождает следствие), последова-
тельность во времени (причина предшествует следствию),
необходимость отношения причины и следствия (данная
причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же
следствие), асимметричность воздействия (в процессе при-
чинения происходит перенос вещества, энергии и инфор-
мации от причины к следствию), необратимость (причина
не может быть результатом своего же следствия), несводи-
мость следствия к причине (в следствии всегда есть нечто
такое, чего не было в причине).

Как и все философские категории, человеческое
понятие причины и следствия всегда несколько упрощает
объективную связь явлений природы, лишь приблизи-
тельно отражая ее, искусственно изолируя те или иные
стороны единого мирового процесса. В сложнейшей сети
разнообразных взаимоотношений явлений причинные
связи приобретают объективную многомерность. Характер
действия причины зависит от условий, которые опреде-
ляют изменение объекта как переход некоторого из его
возможных состояний в действительность. В ходе разви-
тия современной науки понимание причинности сущест-


венно углубляется представлениями об информационных,
энергетических, субъектно-объектных, системных, стати-
стических, обратных и других типов связей и взаимодей-
ствий. В структуре причинно-следственных отношений
выявились моменты неоднозначности и неопределенно-
сти. Синергетические явления диссипативности и неста-
бильности, вариативности, неопределенности изменений
в точках бифуркаций не позволяют со всей строгостью
фиксировать названные ранее отличительные признаки
причинной детерминации. Так, в сфере микрособытий
различные состояния квантовой системы включают в себя
неоднозначность ряда характеристик. Поэтому определение
будущих состояний системы также содержит неоднознач-
ность. В обществе тоже отсутствует жесткая однозначная
детерминация. Здесь причинно-следственные отношения
опосредуются потребностями, интересами, целями,
практическими действиями людей. Следствие само воз-
действует на породивший его фактор и становится при-
чиной новых изменений. Образуется целая причинно-
следственная цепь. Эти цепи могут пересекаться. Точки
пересечения порождают ("пусковая причина") новые
причинные зависимости. Тем самым причинность ока-
зывается не чистой необходимостью лапласовского де-
терминизма, а нелинейным процессом, диалектическим
соотношением необходимости и вероятности, случайно-
сти и закономерности. Таковы причины Чернобыльской
катастрофы, где в трагический "клубок" переплелись раз-
ного рода причинные цепи - физические, социальные,
личностные, психологические.

Идея причинности образует одно из определяю-
щих начал (принцип) материалистического понимания
и научного познания мира. Все в природе и обществе,
в бытии и сознании, в объективной реальности и субъ-
ективной человеческой деятельности включено в при-
чинно-следственную обусловленность.
В этом суть закона
причинности. Только опираясь на него, люди могут эф-
фективно действовать в сферах науки, производства, тех-
ники, в быту, во всех областях жизни общества. Кратким
анализом закона причинности мы завершим рассмотрение
материалистической диалектики в ее отмеченных ранее
аспектах структуры и процесса. Ими охватываются многие
существенные грани концепции детерминизма. Но только


в органическом соединении ее с научно-философским
понятием развития материалистическая диалектика при-
обретает характер целостной, открытой к содержательным
новациям теоретической системы.

Глава 7. ЯДРО ДИАЛЕКТИКИ

Концепция развития

Понимание действительности в развитии - важней-
ший аспект диалектического воззрения на мир. Диалектика
есть "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и
свободном от односторонности виде..." (25. Т.23. С.43-44).
Знание законов развития позволяет людям целенаправ-
ленно изменять мир в соответствии с объективными тен-
денциями и потребностями человеческой цивилизации.
Но прежде чем обратиться к раскрытию универсальных
законов развития, вдумаемся в эту основополагающую
идею диалектики.

Мысль о том, что окружающий человека мир, да и он
сам, претерпевают со временем не просто некоторые из-
менения, но находятся в развитии - величайшее фило-
софское открытие. Вместе с тем оно породило массу
сложных проблем. Что такое развитие? В каком направле-
нии оно происходит? Развивается ли мир в целом или же
оно свойственно только отдельным объектам? В чем ис-
точник развития? Существуют ли его всеобщие законы и
если да, то каковы они? Нет единодушия в ответах на по-
добные вопросы. Философы-метафизики, если они со-
глашались с идеей развития, трактуют его крайне одно-
сторонне, многие из них истолковывают развитие как
уменьшение и увеличение, как повторение того, что было,
отвергая возникновение принципиально нового. Другие
философы (А. Бергсон, С. Александер, К. Поппер) счита-
ли, что развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых
спонтанных скачков, прерывающих всякую связь со ста-
рым. Часто развитие воспринимается только как прогресс,
прямое восхождение от низшего к высшему. Для иных
мыслителей (поэт древности Гесиод, а в наши дни - теоре-
тик негативной диалектики Т. Адорно) развитие видится в


неуклонной деградации действительности, в регрессе от
высшего к низшему.

Возводя в ранг философской концепции развития
теоретическое воспроизведение какого-то одного момента
действительности (круговорота, повторения, скачка, про-
гресса, регресса и т.д.), метафизики тем более оказывают-
ся не в состоянии ответить на вопрос, в чем причина ка-
чественного обновления мира. Ими источник развития
переносится вовне: по отношению к миру вообще - это
Бог (или субъект, или безличный разум, воля и т.п.);
применительно же к отдельным объектам вопрос о при-
чине их развития либо игнорируется, либо решается ука-
занием лишь на внешние воздействия.

Следует заметить, что в современной философской
литературе в понимании категории развития выявились в
ряде аспектов существенно различные мнения: некоторые
авторы полагают, что идея вечного развития материи
(мира в целом) несостоятельна с философской точки зре-
ния и не подтверждается данными естествознания. С их
позиции атрибутом материи является движение, но не
развитие, поскольку идея бесконечно восходящего разви-
тия приводит к признанию начала мира и, в конечном
итоге, к креационизму (к принятию религиозного тезиса
о сотворении мира Богом из ничего). Утверждается также,
что развитие - черта конкретных систем, существующих в
определенных интервалах времени. Поскольку Вселенная,
мир вообще, не являются единой системой, то к ним не-
правомерно применять понятия развития и прогресса.

Но с приведенными суждениями трудно согласить-
ся. Во-первых, вовсе не обязательно понимать развитие
только как прогрессивное бесконечное восхождение. Во-
вторых, мир как закономерное движение материи пред-
ставляет собой единое связное целое, т.е. своего рода
суперсистему. В-третьих, неправомерно резко разграни-
чивать понятия "движение" и "развитие". Те, кто отказы-
вает развитию в атрибутивности, не может объяснить,
каким образом из "просто изменяющейся" материи воз-
никает материя развивающаяся. А ведь верно говорится,
что природа "доказала" свое развитие тем, что из нее
"вышло", как ее противоположность, общество. Видимо,
будет правильно разграничить понимание развития как
атрибутивного способа существования материи и приме-


нительно к конкретным системам. Современное естество-
знание (космология, астрономия, синергетика, физика,
биология и др.) подтверждает факт эволюции материаль-
ного мира, в ходе которой рождаются новые, до того не-
известные организационные формы существования мате-
рии. Природа как бы постепенно открывает все новые и
новые свои возможности - формы бытия, согласные с ее
законами. В этом видится известная направленность эво-
люции.

Согласно нынешним воззрениям, развитие Вселен-
ной с момента "большого взрыва", положившего начало
метагалактике, в которой мы живем, может быть пред-
ставлено следующим образом. Первичными по происхож-
дению являются физические структуры и формы движе-
ния: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы,
межзвездный газ, звездные образования. Их эволюция
приводит к появлению химических, а затем планетарных
структур. Здесь в дальнейшем могут возникнуть и разви-
ваться разнообразные формы жизни, а со временем и со-
циальные структуры. История человеческого общества
выявляет процессы развития уже во всей их сложности и
противоположности: в соотношении высшего и низшего,
простого и сложного; поступательности и необратимости
социальных изменений; прогресса и регресса; эволюции и
революции; инвариантности и нелинейности и др.

Изложенное ранее понимание движения как спосо-
ба существования материи теперь значительно обогащает-
ся категорией развития. Ею выражаются происходящие в
действительности изменения в их совокупной интеграции
и постепенно формирующейся направленности. Эта вос-
ходящая или нисходящая тенденция отчетливо обнаружи-
вается не сразу, а в достаточно крупных и целостных
процессах и в известный интервал времени.

Время - необходимое условие качественного изме-
нения любой материальной системы. Тем самым извест-
ная необратимость процессов оказывается признаком ее
развития. Таким образом, развитие как атрибутивное
свойство материи - суть бесконечный процесс ее законо-
мерного самообновления и самоорганизации, порождение
качественно новых форм своего бытия и движения. При-
менительно же к конкретным объектам - развитие есть
поступательный процесс системно накапливающихся за


сравнительно длинный промежуток времени направлен-
ных и необратимых их изменений. В различных областях
действительности свои критерии развития. Так, для объек-
тов неорганической природы достаточным критерием вос-
ходящей линии эволюции можно считать степень самоор-
ганизации и усложнения структуры системы (например,
молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным).
Переход от одних основных уровней системной организа-
ции объектов к другим означает расширение спектра воз-
можностей взаимодействия, изменения этих систем. Для
живых организмов критериями развития выступают сте-
пень адаптации их к условиям существования, степень
эволюционной пластичности организма; увеличение ав-
тономизации или относительной независимости от среды
и т.п. Объективным критерием развития общества являет-
ся возвышение свободы и сущностных сил человека, из-
менение уровня и характера производительных сил, про-
изводительности труда.

Дальнейшее раскрытие содержания диалектической
концепции развития требует рассмотрения его универ-
сальных законов. Аспект развития наиболее существен в
материалистической диалектике. Поэтому всеобщие зако-
ны развития обычно называют основными (главными)
законами диалектики, а среди них определяющее значе-
ние имеет закон единства и борьбы противоположностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 427 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2296 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.