Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические формы диалектики




Если в природе и в обществе все в конечном счете со-
вершается диалектически, то это не может не выражаться в
человеческом сознании. Оно само - способ существования
диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера - мир
чувств, переживаний; знания, мысли, ценностей, духовных
установок и ориентации; морали, науки, философии. Это
мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения
и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно
как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих
сторонах воспроизводится стихийно в обыденном челове-
ческом мышлении. Так, народным сознанием фиксируется
наблюдающееся единство противоположностей в поговор-
ках типа "нет худа без добра", "воля заведет в неволю",
"счастье с несчастьем двор обо двор живут" и др. Для фило-
софии свойственно стремление теоретически выразить
сущность диалектических процессов, происходящих в сфе-
рах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалек-
тика выступает в виде той или иной мировоззренческой
теории. Среди них принято выделять три исторические
формы диалектики: диалектику древних философов, идеали-
стическую диалектику и материалистическую диалектику.

В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит,
Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о
текучести всего сущего, его противоречивости, соотноше-
ния единого и многого, случайного и необходимого, бытия
и небытия. Если обращение древних философов к подоб-
ным идеям имело в общем характер ценных, стихийных
диалектических догадок, то немецкие философы XVIII-
XIX вв. свои размышления о развитии приводили в соз-
нательно построенную логическую систему. Наиболее
стройной теорией идеалистической диалектики стало уче-
ние Гегеля. Он признает ведущим ее началом принцип


противоречия, стремится найти и указать проходящую
через все сферы действительности нить восходящего раз-
вития, формулируя главные его законы. Но как объектив-
ный идеалист Гегель видит основу диалектики исключи-
тельно в противоречиях углубляющегося в самопознание
абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диа-
лектика свое предназначение сводила в конечном счете
только к рациональной интерпретации "разумной" дейст-
вительности для примирения с нею. И все-таки в эво-
люции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское
учение - ступень преходящая. Новое качество теория диа-
лектики приобретает в философии марксизма. Маркс и
Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазви-
тия гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно,
выработали материалистическое понимание диалектики.
Она отныне предстает как "наука о всеобщей связи",
"наука о всеобщих законах движения и развития природы,
человеческого общества и мышления" (29. Т.20. С. 145).

Вместе с тем в философии наших дней воспроизво-
дятся и различные модификации иного понимания диа-
лектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует
какое-то реальное качество бытия и сознания человека в
его проекции на всю окружающую действительность. Та-
кова, например, экзистенциалистическая версия диалек-
тики. Ее приверженцы (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.)
исходят в интерпретации диалектики из субъективности
человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут
только человеческого бытия, трактуемого к тому же пре-
имущественно в духе погружения одинокого индивида в
коллизии личного сознания. Мир смысложизненных пере-
живаний субъекта, особенности его духовного состояния и
противоречий существования в пограничных ситуациях
(страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.)
характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств,
мыслей и действий людей. Их диалектику нужно безус-
ловно знать. Вместе с тем ограничивать ее компетенцию,
что свойственно теоретикам экзистенциализма, только
личностным существованием или узко интерпретируемой
человеческой практикой - при отрицании универсальной
объективной диалектики бытия - крайне уязвимо и фило-
софски несостоятельно.


Одним из вариантов идеалистического понимания
диалектики является ее истолкование неотомистами, со-
временными последователями учения религиозного фи-
лософа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритен,
Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществова-
нии Бога и природы с момента акта творения мира.

В отличие от сугубо религиозной версии диалектики
с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми проти-
воречиями, определяемого высшими силами человече-
ского бытия, приверженцы так называемой "негативной
диалектики" сосредоточивают внимание на критике суще-
ствующей действительности. Группа философов Франк-
фуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе)
возводят в ранг главного мировоззренческого принципа
идею универсального отрицания. Они определяют диалек-
тику как "последовательное осознание неидентичности",
как безоговорочное "анти", "контра", "нет" всему позитив-
ному. Отрицание - на самом деле один из важнейших
элементов диалектики - превращается ими в абсолют, в
акт всеобщего отречения.

В каждом конкретном случае подобные теоретиче-
ские доктрины нуждаются в специальном анализе. В них
могут содержаться ценные размышления над реальными
проблемами диалектики бытия и познания, хотя в общем
такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

В отличие от них материалистическая диалектика
представляет собой философское понимание мира в его
целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диа-
лектики как теоретической системы составляют ее эле-
менты: категории, законы, принципы и концепции.

Что такое категории?

Категории - своего рода несущие конструкции фи-
лософского знания. Посредством их раскрываются прин-
ципы и законы диалектики. Что такое категории? Это
особый класс понятий. Существуют понятия обыденной
речи (дом, хлеб, нож, брат и т.п.). В любой науке есть
свои понятия: в физике - масса, заряд, электрон, спин и
др.; в радиотехнике - модуль, интегральная схема, рези-
стор, конденсатор и т.д.; в биологии - ген, вид, популя-
ция и др. Изучить какую-либо науку - значит овладеть ее


основными понятиями. Кроме специализированных на-
учных понятий, применяются так называемые интегра-
тивные понятия (алгоритм, знак, симметрия, информация
и др.). От всех такого рода понятий категории отличаются
тем, что в них выражается миросозерцание людей. Катего-
рии - суть формы философского сознания, способ его су-
ществования, логические структуры человеческого мышле-
ния. В категориях абстрагирование, свойственное любому
понятию, достигает наивысшей степени. Они отражают
предельно общие связи и свойства явлений действитель-
ности. Категориями фиксируется воспроизведенная в по-
знавательном процессе и общественно-исторической
практике объективная диалектика. В них находят выра-
жение созданные человечеством формы рационального,
теоретического освоения мира. Как способы мировоз-
зренческой ориентации категории выступают логическим
инструментом действий людей в быту, в сферах науки и
культуры, экономики и политики, техники и искусства.

В структуре философского знания понятия разно-
родны: многие из них касаются лишь отдельных его под-
систем - аксиологии (ценность, добро, зло, свобода, красо-
та, вера, культура и др.), гносеологии (истина, практика,
знание, заблуждение и т.п.), праксеологии (социальное
действие, общество, личность, цивилизация, формация и
т.д.). Те же философские понятия, которые помогают ос-
мыслить мир в его целостности и совокупности отноше-
ний людей к действительности, образуют в собственном
смысле слова систему категорий материалистической диа-
лектики (материя, сознание, качество, необходимость,
противоречие, человек и др.).

Проблема категорий в истории философии возникла
давно; отношение к ним у различных мыслителей неоди-
наковое. Впервые ввел в философское сознание термин
"категория" (по-гречески - высказывание) Аристотель. Но
четкой позиции в вопросе о категориях у него не было. С
одной стороны, он трактовал их как структуры мышле-
ния, с другой - как формы самого бытия. Вместе с тем не-
сомненной заслугой античного мыслителя было выделение
таких категорий, как сущность, количество, качество, от-
ношение, место, время, положение, обладание, действие,
претерпевание (изменение).


Спустя многие столетия новую попытку классифи-
кации философских понятий предпринял И. Кант. Он
полагал, что категории суть чистые мыслительные формы,
которые рассудок содержит в себе априори, (то есть свой-
ственные сознанию и безотносительно к какому-либо
опыту). Кант составляет таблицу категорий, состоящую из
двенадцати понятий, объединенных в четыре группы:
1) количество (единство, множественность, целокуп-
ность); 2) качество (реальность, отрицание, ограниче-
ние); 3) отношения (присущность и самостоятельное су-
ществование, причинность и зависимость, общение);
4) модальность (возможность - невозможность, существо-
вание - несуществование, необходимость и случайность).
Кант подметил очень важное отличие категорий: каждая
третья из них возникает всегда соединением второй и
первой категории того же класса.

Принцип синтеза противоположных понятий в новой
категории последовательно проводит в своей философии
Гегель. У него насчитывается в движении логической идеи
свыше ста категорий. Все они субординированы, представ-
лены во взаимосвязи и переходах друг в друга. Никогда
еще ранее в философских учениях категории не выступа-
ли столь изменчивыми. В диалектике понятий в целом
ряде случаев Гегелем угадывалась диалектика бытия, диа-
лектика вещей. Но он был объективным идеалистом. По-
нятия, по Гегелю, обладают самодвижением в поступатель-
ном возвышении мирового разума к абсолютной истине.
Диалектика развития в целом принимала крайне мисти-
фицированный вид.

Вовсе не случайно поэтому некоторые мыслители
занимают весьма скептическую позицию в вопросе о ка-
тегориях. Так, известный английский философ и матема-
тик Б. Рассел писал: "Я лично не верю, что термин
"категория" может в какой-либо мере быть полезным в
философии как представляющий ясную идею" (44. С.220).
Рассел придерживался позитивистских воззрений. Для
него вообще мало значат философские абстракции. Пози-
тивисты мыслят как субъективные идеалисты. Для них
критерий подлинной научности - чувственно данные фак-
ты. А так как категории фиксируют общее в явлениях, не
поддающиеся непосредственно верификации, чувствен-


ной проверке, то становится вполне объяснимым пренеб-
режительное отношение Рассела к проблеме категорий.

Между тем позиция позитивизма в этом вопросе
ошибочна. Как предельно абстрактные и общие понятия
категории выполняют существенные логико-организующую
и интегрирующую функции в научном познании. В фило-
софских категориях синтезируются результаты познава-
тельной деятельности людей, опыт их трудовой и соци-
альной практики. Выражаясь словами В.И. Ленина,
"моменты познания ("идеи") человеком природы - вот что
такое категории логики" (25. Т.29. С. 180).

6.5. Философское содержание понятия
"момент"

Термин "момент" широко используется в естествен-
ных науках и в технике: момент инерции, момент силы,
момент количества движения, момент статический и др.
Общепризнан временной аспект проблемы момента. В ис-
тории философии еще от Платона идет традиция проти-
вопоставлять момент времени вечности "вневременного"
бытия. Даже у диалектика Гегеля саморазвивающаяся
объективная идея предстает как такое вечное вневремен-
ное бытие. Момент же, напротив, интерпретировался как
нечто мимолетное, как постоянно воспроизводящаяся
дискретность времени, относительность его, как нечто
преходящее и постоянно исчезающее. Если для объектив-
ных идеалистов время - признак вторичности, несовер-
шенства и тленности существования (в отличие от истин-
ного вневременного бытия понятий идеи, Разума, Бога),
то в философии диалектического материализма время
рассматривается как одна из коренных форм бытия само-
развивающейся материи. Здесь вечность связывается в
первую очередь с абсолютностью движения. Момент же
выступает как преходящий элемент временной структуры
бытия материи. Тем самым момент времени можно ис-
толковать как предельно возможное содержание акта из-
менения.

Вычлененность момента из единой цепи движения
времени относительна. Моменты единого процесса как
бы "переливаются" постоянно друг в друга, поскольку в
вечном самодвижении материи настоящее беспрерывно


становится прошлым, а то, что было в потенции, превра-
щается в настоящее. Вследствие транзитивности времени
жесткой границы между "данным" и "следующим" момен-
тами не существует. Время противоречиво: оно течет
(непрерывно) и длится (прерывно в силу конечности ка-
ждого акта изменения).

Здесь оказывается возможным соединить чисто вре-
менной аспект "момента" с его более глубоким философ-
ским содержанием. Момент предстает не просто как объ-
ективный временной интервал некоторого изменения, но
как движение, воспроизводимое в мышлении познающего
субъекта. В бесконечном процессе саморазвития материи
моменты объективно непрерывно сменяют друг друга.
Для человека же момент как бы противостоит движению.
Он стремится "схватить" в мышлении этот постоянно ис-
чезающий момент, "остановить мгновение", зафиксиро-
вать в моменте движение. Тут момент выступает уже не
просто как мельчайшая единица времени, или элемент
временной структуры бытия, а как некоторая грань или
сторона целостного процесса. В познавательных действи-
ях на основе общественно-исторической практики проис-
ходит "распредмечивание" объектов реальности. Иными
словами, их свойства, отношения, структура и т.д. вос-
производятся в мышлении в соответствующих понятиях.
Каждое из них по отношению к отражаемой объективной
реальности суть некий момент, в котором "уловлена" ка-
кая-то частичка универсальной взаимосвязи и "светится"
целое.

В конкретном акте познания выделение некоторого
момента исследуемого объекта (процесса) означает раскры-
тие' какой-то его стороны, подход, приближение к объяс-
нению его природы. В полной мере сказанное применимо
и к категориям диалектики. Каждая из них предстает как
своего рода момент (ступень, сторона, шаг) философского
осмысления действительности. В моменте "схватывается"
развивающееся целое лишь в одном из его бесконечных
"оттенков". Поэтому момент, взятый сам по себе, в отвле-
ченности от других, есть нечто абстрактное, неистинное.
Момент, как считал Гегель, есть "момент связи", "момент в
сцеплении". Научное воспроизведение объективной диа-
лектики требует "сцепления" философских понятий,


"перелива" категорий друг в друга, их разносторонней сис-
темной взаимосвязи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.