Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материальное единство мира




Исторически проблема единства мира связыва-
лась с развитием философии и естественнонаучного
знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес,
например, видел его в воде как материальном первона-
чале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в
воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов.
Материалисты стремились единство мира найти в
чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеа-
листическое истолкование мира сводит проблему его
единства к признанию духовного первоначала (Бога,
абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого на-
личного бытия.

Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения
природы, отделения одних предметов от других, исследо-
вала отдельные стороны процессов и событий, то к сере-
дине XVIII в. накопилось достаточно данных для того,
чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеоб-
щей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в
XIX в., позволили сформулировать положение о матери-
альном единстве мира.

Признание однородности структуры приводило к
вещественно-субстратной модели, универсальность ко-
личественных законов - к функциональной. Но и та и
другая модель не могли быть удовлетворительными,
поскольку, в конечном счете, приводили к представле-
нию о "дурной" бесконечности. Ценным в развитии
всех предшествующих моделей мира было накопление
конкретных естественнонаучных представлений, демон-
стрирующих предметное существование этого единства.
С естественнонаучной точки зрения о материальном


единстве мира свидетельствуют установление одинаково-
сти физико-химического состава в строении тел, созда-
ние Коперником гелиоцентрической системы, открытие
закона сохранения и превращения энергии и др.

Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия
и закономерности только подводят к представлению о
материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В
лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в
тех или иных локальных областях мира. Эти проявления
единства мира исследуются естествознанием и другими
конкретными науками. Философские представления о
единстве мира должны фиксировать его общие непрехо-
дящие стороны. Тогда материальное единство мира мы
обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несо-
творимости и неуничтожимости, в единстве материи и
ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в
подчинении всех явлений и процессов универсальным
диалектическим закономерностям, во взаимной связи и
обусловленности всех структурных уровней и систем, в
многообразии взаимных превращений, в историческом
развитии материи, возникновении живой и социально
организованной ее форм на основании менее сложных
видов.

Идея материального единства мира является одним
из исходных принципов диалектико-материалистической
концепции бытия. Знание форм единства мира обеспечи-
вает переход познания от неизвестного к известному, по-
зволяет через свойства конечного постичь некоторые ас-
пекты бесконечного и абсолютного. И возникает вопрос:
как согласуется этот принцип с идеей множественности
миров или вселенных, отличных от той, в которой мы
живем? Выдвигаемые современной физикой и космологи-
ей гипотезы о множественности миров связаны с такой
интерпретацией квантовой механики, согласно которой в
результате любого квантового перехода, происходящего на
Земле, звездах, галактике, космическом пространстве, со-
вершается деление Вселенной на множество самостоя-
тельных миров.

В таком общем виде эта идея не является не-
ожиданной для философии. Так, еще Г. Лейбниц в
своей теологической теории мироздания сформулиро-
вал понятие "возможные миры". Он полагал, что из


всего многообразия возможных миров, которые суще-
ствуют в разуме Бога, выбор может сделать сам Бог,
основываясь на принципе максимального совершенства
и оптимальности, максимального богатства явлений,
допускаемых физическими законами. В XX в. понятие
возможных миров входит в теорию с именем немецко-
американского философа Р. Карнапа, понимавшего под
логически возможными мирами такие, которые можно
описать непротиворечиво. Это могут быть различные
необычные фантастические миры. Современная же космо-
логия объективирует идею множества миров, предполагая,
что наряду с нашим миром существует множество
других, отличных от него по своим физическим харак-
теристикам. Интересными в этом отношении являют-
ся представления (М.А. Марков, К.П. Станюкович) о
квазизамкнутых космологических объектов, так назы-
ваемых фридмонах или планконах. Исследователей на-
ряду с вопросом о наличии многих миров интересует
"механизм" их реализации, т.е. проблема выбора законов
природы (Дж. Уилер, У. Хокинг и др.). Что касается
адекватности различных теорий множественности миров
внешнему миру, то этот вопрос может быть решен толь-
ко в рамках конкретных физических теорий. Философ-
ский же подход к их рассмотрению позволяет утвер-
ждать, что концепция многообразия миров соответствует
идее неисчерпаемости материи и вполне согласуется с
принципом материального единства мира.

Среди множества форм проявления материального
единства мира наиболее существенно его субстанцио-
нальное единство. Действительно, все многообразие
свойств, вещей, отношений имеет общую основу - мате-
рию. Для более глубокого раскрытия сущности материаль-
ного единства мира, равно как и для осмысления проблемы
в целом, большое значение имеют идея единственности
фундаментальной структуры Вселенной и непосредствен-
но с ней связанный антропный принцип. В современной
космологии его расценивают как "скрытый принцип, орга-
низующий Вселенную определенным образом". Появление
во Вселенной человека и человеческого разума оказывают-
ся обеспеченными уже на уровне фундаментальных зако-
нов природы.


Согласно этому принципу, величины астрофизи-
ческих параметров (космологические начальные усло-
вия) расширяющейся Вселенной таковы, что на опреде-
ленных ступенях своего развития природа необходимо
порождает жизнь и человека. Даже незначительные из-
менения массы электрона, константы сильного взаимо-
действия или гравитационной постоянной привели бы
к невозможности возникновения жизни земного типа.
Мировоззренческое значение антропного принципа
заключается в том, что в нем отражается далеко ухо-
дящая корнями в прошлое всепроникающая идея
взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и мак-
рокосмоса, неразрывной связи Человека и Вселенной.
Идея материального единства мира находит все новые
и новые естественнонаучные подтверждения и философ-
ское обоснование.

Истинно революционное значение для понима-
ния единства мира имеют принципы синергетики как
теории самоорганизации. Под самоорганизацией по-
нимается процесс спонтанного и автономного струк-
турообразования в сильно неравновесных открытых
системах. До недавнего времени считалось, что само-
организация присуща лишь живой природе. Что же
касается явлений неживой природы, то классическая
физика предписывала им подчинение обратимым во
времени фундаментальным законам, согласно которым
практически невозможно различить состояние объекта в
настоящем, прошлом и будущем. "Фактор времени"
здесь просто элиминировался и об эволюции таких объ-
ектов не могло быть и речи. Это считалась само собой
разумеющимся и, казалось, не омрачало идею единства
мира. Синергетика же рассматривает необратимость
как фундаментальный принцип. Теперь обнаружено,
что неравновесные состояния несут в себе "стрелу
времени" и тем самым вносят порядок, порождая бо-
лее высокие уровни организации. Введение второго
начала термодинамики в качестве фундаментального
динамического принципа позволяет выявить в физи-
ческих процессах переход от "существующего к возни-
кающему" (И. Пригожий). Открывается также возмож-
ность описания новой целостной общенаучной картины
мира, эвристическую ценность которой трудно пере-


оценить. Синергетика выявляет общее как для явле-
ний разного масштаба (микромир и макромир), так и
для явлений разной природы (физических, химических,
биологических, социальных); позволяет связать в функ-
ционально-целостный процесс все три сферы - нежи-
вую, живую и социально-организованную.

Мир есть закономерное движение материи. Таков
общий вывод из изложенного в философском понима-
нии действительности. Установление единства в беско-
нечном многообразии бытия позволяет теперь перейти к
более конкретному рассмотрению закономерностей са-
моорганизации, самодвижения и развития. Совокупность
возникающих здесь проблем образует предмет теории
диалектики.


Раздел II





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1313 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.