Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие движения. Единство материи и движения




Одним из достижений более чем 2500-летнего раз-
вития философии является положение о неразрывной
связи материи и движения. Представление об изменчиво-
сти бытия сформировалось еще в глубокой древности.
Аристотель считал, что "незнание движения необходимо
влечет за собой незнание природы". Идея вечного абсо-
лютного движения как неотъемлемого свойства материи,
как ее способа существования высказывалась философами
XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).

В то же время в большинстве материалистических
учений материя рассматривалась как пассивная, лишен-
ная внутренней активности субстанция, а движение - как
нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прила-
гающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, при-
знавалось только механическое движение. Даже закон
инерции толковался как закон, отрицающий активность
материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. раз-


 

вивалась другая концепция, сводящая материю к движе-
нию. Она нашла свое выражение в таком течении, как
энергетизм, который игнорировал атомно-молекулярное
учение при анализе физико-химических явлений. Объяс-
нять электричество атомами, - то же самое, что объяснять
движение паровоза тем, что внутри его запрятана лошадь.
Энергетический способ рассмотрения, который является
необходимым компонентом естественнонаучного иссле-
дования, энергетизм возвел в философский принцип,
согласно которому все явления материи и сознания под-
водятся под понятие энергии, а сама энергия лишается
материального носителя.

Диалектический материализм (в противоположность
механицизму и энергетизму) рассматривает движение в
его бесконечном качественном многообразии как атрибут
материи, ее необходимый внутренний способ существова-
ния.

Слово "движение" знакомо каждому человеку. Ча-
ще всего в повседневном общении под ним понимают
перемещение одних тел относительно других. Такое из-
менение положения тел в физике называют механиче-
ским движением.
Но в мире существует множество дру-
гих изменений. Они могут быть внутренними и внеш-
ними, структурными и функциональными, существен-
ными и несущественными, качественными или количе-
ственными, относиться к телам различных уровней и т.д.
Движение проявляется в процессе взаимодействия раз-
личных материальных образований. Перемещение тел,
их охлаждение и нагревание, электромагнитное излуче-
ние, обмен веществ в организме и между организмом и
средой, различные социальные процессы - все это дви-
жение.

Бытие без движения так же бессмысленно, как и
бытие без материи. Все формы бытия представляют собой
конкретные формы движущейся материи. Движение в
применении к материи - это изменение вообще.

Представление о движении как способе существо-
вания материи наглядно раскрывается при рассмотре-
нии материальных объектов как систем. Именно благо-
даря тому, что между элементами системы существует
определенный тип взаимодействия, вещь или процесс
существуют как таковые. Чем, скажем, отличаются аг-
50


регатные состояния кристаллического вещества? Они
отличаются характером движения молекул. В твердых те-
лах молекулы совершают колебательные движения в уз-
лах кристаллической решетки. Если сообщенная телу
тепловая энергия приводит молекулы во вращательное
движение, твердое тело превращается в жидкость. Га-
зообразное состояние обусловливается хаотическим
движением молекул, а особенности биосистем в первом
приближении - тем или иным типом обмена веществ.
Социальные системы определяются функциональными
связями между субъектами общественной жизни. Ха-
рактерным для любой материальной системы является
сохранение специфического типа внутреннего обмена
движущейся материей, благодаря которому объект
именно такой, какой он есть: атом, молекула, макроте-
ло, организм, биосфера, человек, общество.

Мало сказать, что материя и движение связаны, -
движение неотделимо от материи. Ни материя без дви-
жения, ни движение без материи не существуют. Если
бы мы попытались представить какой бы то ни было
предмет без движения и взаимодействия, то должны
были бы признать, что он никак и ни в чем не обнару-
живал бы свое существование, не имел бы структуры,
свойств, он просто не мог бы существовать реально. Ма-
терия - это не косный метафизический остаток, скры-
тый за движением. Она вся в движении. Глубокая внут-
ренняя способность к изменениям таится в ней самой.
Движение не просто присутствует в материи, оно внут-
ренне присуще ей.

Движение как способ существования материи про-
тиворечиво. Оно - единство изменения, превращения и
сохранения. Фундаментальный закон природы - закон
сохранения и превращения энергии - объединяет и вы-
ражает обе стороны. Единство устойчивости и изменчи-
вости прежде всего можно рассмотреть на примере от-
ношения "движение-покой". Казалось бы, о чем здесь
рассуждать? Покой противостоит движению. Однако
стороны этого отношения не равноправны. Движение
носит абсолютный характер; как способ существования
материи имеет место всегда и везде. А покой? Может
быть, его вообще нет? Между тем отрицается не покой
вообще, а фиксируется лишь его временный относи-


тельный характер. Материальные объекты, изменяясь в
одних отношениях, как правило, остаются неизменными
в других отношениях. При перемещении тела в про-
странстве структура его не изменяется, но вместе с тем в
нем совершаются внутренние движения (молекулярные,
атомные, ядерные; элементарных частиц). Относитель-
ный покой - это момент движения, необходимое усло-
вие дифференциации материи. Конечно, все предметы
в мире, независимо от их природы, преходящи. Вечна
только сама материя, но любая вещь или процесс в то
или иное время сохраняют присущие им внутренние
движения, которые определяют их качественные осо-
бенности.

Сохранение так же внутренне противоречиво, как
и изменение. Его нельзя свести к простому покою. Со-
хранение - непрерывное превращение в рамках одного
общего состояния. Не будь этого непрерывного пре-
вращения, сохранение было бы невозможно. Тело, ко-
торое не обладало бы внутренней, относительно ус-
тойчивой совокупностью превращений, не могло бы
существовать ни одного мгновения. Только такое пре-
вращение обеспечивает его относительное постоянст-
во и сохранение. В свою очередь, превращение тоже
не сплошной поток. Оно включает в себя противопо-
ложность - относительное постоянство, сохранение,
равновесие. Без постоянства и сохранения невозможно
никакое новое состояние, значит, невозможно никакое
превращение. В противном случае оно было бы сотворе-
нием из ничего.

Существует ряд форм устойчивости и изменчивости.
Например, сохранение самого состояния движения, со-
хранение самого процесса движения (сохранение процес-
са излучения света, процесса жизни, процесса производ-
ства) и изменчивость как содержание данного процесса
движения (содержанием процесса излучения света высту-
пает изменение энергетических уровней электронов в из-
лучающих атомах и испускание ими соответственно фо-
тонов).

Движение как изменение вообще следует отличать
от понятия "развитие", о чем далее будет говориться осо-
бо. Здесь же отметим лишь, что посредством категории
развития выявляются более глубинные черты движения


как способа существования материи. Применительно к
материи вообще развитие должно пониматься как ее са-
мообновление и самоорганизация, порождение качест-
венно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии
развития фиксируется необратимость изменений от низ-
шего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему
(регресс), то категорией движения выражается направле-
ние изменений и необратимость их только от прошлого к
настоящему, от настоящего к будущему.

Необратимость всякого изменения можно видеть
на любом примере. Так, пара "электрон-позитрон" мо-
жет быть превращена в гамма-фотоны, а затем опять в
"исходные" частицы. Если же принять, что полученные
вновь частицы по своим свойствам совершенно тожде-
ственны с исходными (на самом деле это невозможно),
то все же первые были начальными, а вторые - конеч-
ными, т.е. уже другими. Маятник до и после колеба-
ния - разные маятники. Различие нелегко уловить, но
оно есть. При колебании маятник нагревается, дефор-
мируется и т.д. Вообще никакой круговорот в природе
в строгом смысле не является полным, абсолютным
кругом, это скорее спираль, в котором ни одна точка не
совпадает с другой. Необратимость изменения отчетливо
выражается в технике: прямо - в физическом и косвен-
но - в моральном износе технических средств. Физиче-
ский износ заставляет искать более стойкие материалы
и наиболее благоприятные режимы эксплуатации. Мо-
ральный износ толкает инженерную мысль на поиски
более удобных, более производительных и более эконо-
мичных орудий производства, новых технологических
решений. И тот и другой способствуют техническому
прогрессу, хотя и требуют дополнительных усилий че-
ловека. Итак, как всеобщий атрибут и способ сущест-
вования материи движение характеризуется чертами
объективности, абсолютности, противоречивости, необ-
ратимости.

Формы движения материи

Абсолютная природа движения находит свое выра-
жение в конкретных его видах и формах. Существующе-
му в материальном мире бесконечному дискретному ря-


ду материальных систем соответствует и бесконечный
ряд форм движения материи. Они могут быть простыми
и сложными, разделяться на типы, виды, подвиды и т.д.
В истории философии известны попытки классифици-
ровать многообразие форм движения. Так, Аристотель
выделял шесть их видов (возникновение, уничтожение,
антипатия и др.). Ф. Бекон называл уже 19 (колебание,
инерция, антипатия и др.). Целостную классификацию
форм движения материи впервые осуществил Ф. Эн-
гельс. Опираясь на достигнутый уровень научного зна-
ния, он выделил пять взаимосвязанных по восходящей
линии форм движения материи: механическую, физиче-
скую, химическую, биологическую и социальную. Каждая
из них характеризуется своим особым носителем движе-
ния, типом взаимодействия объектов, специфическими
законами.

Если мы зададимся вопросом, в чем отличие бо-
лее высокой формы движения материи от низшей, то
ответ следует искать прежде всего в обнаружении осо-
бого типа взаимодействия, которого не было, когда ма-
териальные носители более низких форм движения вы-
ступали обособленно. Молекула, например, является
более сложным структурным образованием, чем атом.
Но в молекулах нет ничего нового в вещественном от-
ношении, кроме специфическим образом взаимодейст-
вующих носителей (атомов). Движение атомов вызывает
изменение химизма вещества, который выражается в
изменении строения самих молекул, их качества. Когда
же мы рассматриваем движение молекул как целостных
образований, то мы имеем дело с физической формой
движения материи. Биологическая форма движения
материи реализуется через обмен веществ в процессах
самообновления, саморегуляции, самовоспроизведения
на основе противоречивого единства устойчивости и
изменчивости. Взаимодействие между первичными ма-
териальными носителями биологической формы движе-
ния материи, каковыми являются белковые молекулы и
молекулы ДНК и РНК, определяет как специфику раз-
личных уровней организации жизни, так и сущность
всей биосферы как целостной системы. Что касается
социальной формы движения, то она представляет со-
бой процесс и вместе с тем результат взаимодействия лю-
54


дей в формах сознательно целеполагающей деятельности.
Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосо-
вершенствование человека как носителя социальной фор-
мы движения происходят только благодаря разуму.

Используя структурно-генетический принцип для
выделения форм движения материи в качестве основных,
сегодня можно говорить о таких формах движения, как
взаимодействие элементарных частиц и полей, ядерные
превращения, внутриатомные процессы, химические
процессы, молекулярные взаимодействия, геологическая,
термодинамическая, кибернетическая формы движения,
органическая жизнь, общественная жизнь, космические
процессы и др.

Наряду с формами движения материи имеет смысл
выделять и три важных типа движения: физический, био-
тический и социальный - соответственно общепринятому
делению всех явлений на три сферы (неживую, живую и
социально организованную). При таком рассмотрении все
формы движения материи, связанные с взаимодействием
уровней и систем неорганического мира, такие как меха-
ническая, ядерная, электромагнитная, химическая и дру-
гие, включаются в физический тип движения материи, на
базе которого развивается техника.

В зависимости от того, какие формы движения до-
минируют в работе той или другой технической системы,
всю технику можно разделить на соответствующие виды.
Таких видов может быть столько же, сколько форм и видов
физического движения, а также их комбинаций, доступных
человеку. Так, на базе гравитации развивается гравитаци-
онная техника. Электромагнитные формы движения обес-
печивают электрическую, радиоэлектронную, оптическую
системы. На основе ядерных процессов возникла ядерная
техника. Использование атомных процессов породило хи-
мическую технику. Движение молекул дало гидротехнику,
теплотехнику. Макромеханика твердых тел используется в
работе разнообразных механизмов и механических систем.
Орудия производства имеют столь же социальное происхо-
ждение, сколь и естественное. В них сливаются воедино
физическая, биотическая и общественная природа, причем
последняя оказывается ведущей. Техника создается и при-
водится в движение человеческим трудом.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1070 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2387 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.