Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира




Вещи и процессы, свойства и отношения, природа и
человек, объективная и субъективная реальность... Что об-
щего между столь различными фрагментами мира? Прежде
всего то, что они существуют; условием их единства явля-
ется бытие. Именно поэтому, прежде чем определить свой-
ства и ценность вещей, их состояние - необходимо иметь
уверенность в их существовании. Факт бытия может быть
обоснованием взаимосвязанности и целостности мира,
единства материального и духовного. Уверенность в суще-
ствовании и единстве мира всегда служила основанием для
того или иного образа мира.

Сознание рисует ту или иную картину бытия, исхо-
дя прежде всего из основных мировоззренческих принци-
пов. Для обозначения глубинного единства всего сущест-
вующего в философии выработано понятие субстанции.
Субстанция - то, что лежит в основе всего существующего,
суть предельное основание всех вещей и процессов. Фило-
софские направления в самом общем плане и обознача-
ются по пониманию ими субстанциальности мира. Те
философские учения, которые объясняют мир из одной
субстанции, называют монистическими. Монизм - такое
видение мира, когда основой всего существующего при-
знается одно начало, которое может рассматриваться либо
как материальное, либо как идеальное. Различают мате-
риалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон) и
идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с мо-
нистическим толкованием мира в философии встречаются
и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в
основе мира лежат два начала - материальное и духовное
(Р. Декарт).

Любая философская система уже в силу исходных
посылок предполагает не просто описание мира в его
всеобщности, а вычленение такой универсальной связи,


которая с необходимостью выходит на человека. Миро-
воззренческий характер философского знания предопре-
деляет соотнесенность рисуемой им целостной картины
мира с человеком. В связи с этим обратимся к словам из-
вестного физика М. Борна: "Мир образуется из "я" и "не-
я", из внутреннего и внешнего мира. Отношение между
этими двумя полюсами является объектом любой религии
и любой философии. Однако каждое учение изображает
по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой
картине. Значение, которое придается субъекту, представ-
ляется мне тем масштабом, руководствуясь которым мож-
но расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на
нитку, религиозные верования, философские системы,
мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке"
(5. С.10).

Мировоззренческая картина действительности мо-
жет формироваться и на уровне обыденного сознания, это
так называемая жизненная философия, или философия
здравого смысла. В любом случае она строится на общих
представлениях о мире, которые формируют идеалы,
принципы и регулятивы поведения человека, его отноше-
ние к другим людям и природе. Общая мировоззренче-
ская установка не менее важна и при построении научной
картины мира. Не случайно Ньютон свою работу, в кото-
рой впервые в науке формулируется научная картина ми-
ра (физическая), назвал "Математические начала нату-
ральной философии".

Научная картина мира в отличие от теории, которая
дает описание, объяснение и прогнозирование относительно
конкретного фрагмента реальности (механического, тепло-
вого, электромагнитного, химического, биологического и
т.д.), представляет собой как бы срез или проекцию кон-
кретно-научных знаний о реальности под углом зрения
определенного мировоззрения и достигнутого уровня
практического освоения мира. Элементами механической
картины мира являются такие понятия и принципы, как
"материальная точка", "абсолютное время", "абсолютное
пространство", "принцип инерции", "принцип дальнодей-
ствия", "принцип относительности Галилея" и др. Науч-
ная картина мира выделяет существующие в природе об-
щие связи и отношения, поэтому наряду с описанием и
объяснением природных процессов она служит основани-


ем для прогнозирования и формирования новых теорий.
Различают общенаучную картину мира, картину мира наук,
близких по предмету исследования (например, естествен-
нонаучную картину мира) и картину мира специальных
наук (химическую, биологическую, астрономическую, фи-
зическую).

Научная картина мира несет на себе печать общего
уровня материальной и духовной культуры общества и, в
свою очередь, сама становится ядром мировоззрения.
Эволюция наиболее разработанной картины мира, отно-
сящейся к срезу физической реальности, свидетельствует
о единстве объективного мира, т.е. такой форме осмысле-
ния фундаментальных связей, существующих в природе,
которая выступает как система общих логических форм,
отражающих реальность процессов в той или иной облас-
ти. Объединение в мысли отражает то реальное единство,
которое существует в мире.

Особое значение в нашем мире, когда чрезвычайно
углубились противоречия между обществом и природой,
имеет построение технической (или технологической) и
экологической картины мира. Это способствует как более
адекватному созданию общенаучной картины мира, так и
нахождению регулятивов для оптимального взаимодействия
общества и природы, максимального приближения их как
бы к изначальному естественному единству.

Итак, понятием бытия охватывается все бесконечное
многообразие конкретных форм существования, объек-
тивной и субъективной реальности, природы и общества,
духовного мира человека, его мыслей и чувств, вообра-
жения и эмоций, логико-математических конструкций и
научных картин мира. Обозначая все сущее, бытие ока-
зывается категорией, недостаточной в силу своей крайней
абстрактности для философского мировоззрения. Ведь
центральной проблемой бытия в теоретическом и в прак-
тическом плане выступает вопрос о формах социального
самоопределения человека в мире, выбора им собствен-
ных стратегий. Здесь возникают (среди множества других)
вопросы о соотношении различных видов существования,
о сохраняющемся субстанциальном бытии при исчезно-
вении отдельных вещей. Подобные вопросы проясняются
с помощью категории материи.


Глава 3. МАТЕРИЯ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 598 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.