Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материя как современная философская категория




Материю следует рассматривать прежде всего как
субстанцию, на и благодаря которой строятся все отно-
шения и изменения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее поня-
тие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но
это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка
отыскать материю вообще как некое вещественное или
бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать
единообразную материю как таковую, то создается ситуа-
ция наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш,
яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец
и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, ме-
талл как таковой, химическое соединение как таковое,
движение как таковое. В современном философском поня-
тии материи должны отражаться всеобщие черты беско-
нечного множества чувственно воспринимаемых вещей.
Материя не существует помимо вещей, их свойств и отно-
шений, а только в них, через них. Важно поэтому зафикси-
ровать такие свойства материи, которые принципиально
отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от
сознания как собственной противоположности. Такое опре-
деление материи предложено В.И. Лениным в книге
"Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть фило-
софская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копиру-


ется, фотографируется, отображается нашими ощуще-
ниями, существуя независимо от них" (25. Т. 18. С. 131).
В этом определении получила завершение идея, которая
наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некото-
рых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и
Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление ду-
ховного и материального. Материя вечна, существует вне
человеческого сознания и совершенно безразлична к то-
му, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только
приближенное отражение этой объективной реальности.
То есть понятие материи вообще - не формальное обо-
значение, не условный символ для множества вещей, а
отражение сущности каждой из них и всей их совокупно-
сти, основа бытия, существующая во всем и порождаю-
щая все существующее.

Итак, материя - прежде всего реальность, реальность
объективная, существующая вне и независимо от человека,
но это такая реальность, которая может быть обнаружена
только через ощущения (разумеется, чувственное отраже-
ние может быть непосредственным или опосредованным
приборами - будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон
и др.). Такое определение материи выражает суть материа-
лизма как учения. Оно является дальнейшим развитием
основного вопроса философии, и в этом состоит его миро-
воззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является
первичной по отношению к сознанию. Она не предпола-
гает никакой причины или условия для своего существо-
вания, а, напротив, сама является единственной причи-
ной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл
причиной самое себя. При этом материя не какая-то
сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она да-
на человеку в ощущениях (непосредственно или опосре-
дованно с помощью приборов), что, в свою очередь, дела-
ет ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего
реализует свою сущность через бесконечную совокуп-
ность конкретных существований, начиная от элементар-
ных объектов неживой природы и кончая сложнейшими
социальными системами.


В анализируемом определении материи обнаружи- I
ваются два аспекта - онтологический и гносеологический. 1
С онтологической точки зрения материя - единствен-
ный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодей-
ствия, телесные и духовные процессы свою конечную
причину имеют в материи. Абсолютное противопоставле-
ние материального и духовного возможно тем самым
только в рамках основного вопроса философии. С гно-
сеологической же точки зрения материя - объект,
субъект и средство познания, а ощущения, мышление -
его продукт.

Категория материи является важнейшим методо-
логическим регулятивом, поскольку последовательное
отстаивание материалистического мировоззрения оказы-
вается существенным в конкретно-научных исследова-
ниях. Следует не смешивать здесь философское понятие
материи с исторически меняющимися естественнонауч-
ными концепциями строения и свойств тех или иных
фрагментов обозримого мира. Наука может с математи-
ческой точностью отражать подробности строения и со-
стояния отдельных системных материальных объектов.
Философский же подход характеризуется тем, что он
абстрагируется от свойств отдельных вещей и их сово-
купностей, и в многообразии мира усматривает его ма-
териальное единство.

Методологическая роль категории материи имеет
важное значение, во-первых, потому, что по мере
прогресса конкретных наук встают старые вопросы о
понимании объективного мира и его законов, об отно-
шении понятий и теорий к объективной реальности.
Во-вторых, исследование конкретных материальных
форм наряду с частными вопросами выдвигает массу
проблем философского характера, таких как соотноше-
ние прерывности и непрерывности бытия, неисчерпае-
мость объектов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 729 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.