Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование понятия материи




В истории философии понятие материи возникло в
связи с попытками древних мыслителей объяснить един-
ство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в
античности породили стремление найти устойчивую, со-
храняющуюся при любых изменениях конечную основу
многообразных вещей и явлений - субстанцию. Отожде-
ствляя ее с веществом, материалисты прошлого искали
субстрат, или первоматерию, из элементов которой обра-
зуются все вещи. Так, ионийская философия (VII - VI вв.
до н.э.) пыталась свести бесконечное многообразие види-
мого мира к одному общему конкретному началу: Фалес -
к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Однако
тот факт, что каждый философ признавал свое особое на-
чало, опровергал принципиальную установку ионийской
школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным
и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время
ни одно из них не было достаточным для объяснения
всего существующего.

В поисках более адекватного описания мира сле-
дующее поколение древнегреческих материалистов при-
ходит к признанию множественности начал. Такими на-
чалами Эмпедокл считал четыре элемента - огонь, воздух,
воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые
враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии -
"семена" всевозможных веществ - так же качественно раз-
нообразны, как и вещества природы. Новой синтезирую-
щей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к
одному единому, явилось атомистическое учение Левкип-
па, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах бы-
ло одним из самых плодотворных завоеваний человече-
ской мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая
идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объ-
яснить множество природных процессов. Достаточно
вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молеку-
лярно-кинетическую теорию тепловых процессов, перио-
дическую систему Менделеева и др. Да и сегодня трудно
представить развитие различных областей естествознания
без атомистики. Важно заметить, что атомистическая


концепция материи выходит за рамки только вещного,
субстратного толкования ее. Она содержит и другую
идею, которая получила развитие в Новое время. Это -
идея общности свойств и физического строения материи.

В рамках учения о материи как субстанции филосо-
фы Нового времени акцентировали свое внимание на ее
атрибутивных свойствах. Сущность материи ими виделась
не столько в телесности, как определяющем ее признаке,
сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость,
непроницаемость, инертность, плотность и т.п. Так, родо-
начальник английского материализма Ф. Бэкон, в целом
высоко оценивая античных материалистов, полагал, что
они не правы, когда за основу принимают нечто частное и
тленное. Принцип всех вещей, считал он, должен обладать
свойствами универсальности и неуничтожимости. Дж. Локк
связывает идею материи с протяженной плотной субстан-
цией. Подобные взгляды развивает и М. Ломоносов, пола-
гая, что такие качества, как протяженность, сила, инерция,
фигура, движение вполне достаточны для характеристики
сущности материи. Вместе с тем материалисты Нового вре-
мени не ограничиваются в трактовке материи лишь ее свой-
ствами, они говорят и о субстрате ("началах", "элементах",
"корпускулах", "атомах") как их носителе. Таким образом,
материалистическая традиция в истории философии исхо-
дила в основном из двух принципов - материя рассматри-
валась или как всеобщая вещественная основа, или как со-
вокупность специфических свойств. Правда, часто оба
принципа воплощались в одной ее модели, которую можно
назвать субстратно-атрибутивной. Такого рода представления,
однако, не позволяли выразить понятие материи в непроти-
воречивой форме. Получалось, что каждое последующее от-
крытие, коренным образом изменявшее представление о
свойствах и строении конкретных веществ, "разрушало", ка-
залось бы, установившееся понятие материи.

Но следует сказать, что в этот, более чем двухты-
сячелетний, период развития философии наметились и
зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий фило-
соф Анаксимандр рассматривал первоосновой всего
существующего бесконечную неопределенную и бес-
предельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию -
"апейрон". Преодолеть бытовавшие долгие столетия
подмену понятия материи одним из ее видов удалось


французскому материалисту Нового времени П. Голь-
баху, который полагал, что "по отношению к нам мате-
рия вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь
образом на наши чувства, а качества, приписываемые
нами различным веществам, основываются на различ-
ных... изменениях, производимых в нас этими вещест-
вами" (17. С.84-85). Если у Анаксимандра трактовка
материи была лишена чувственной конкретности пер-
вовещества, то в определении П. Гольбаха мы встреча-
емся с принципиально новым подходом - понимание
материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение
такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом
истолковании материи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.