Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема бытия в философии. Возникновение философского мышления знамено- вало собой переход от мифа к логосу




Возникновение философского мышления знамено-
вало собой переход от мифа к логосу. Вымышленное, яр-
кое, порой полное драматических коллизий, но не нуж-
дающееся в доказательствах мифологическое представле-
ние о мире повелевало принимать его как данный, без
какого-либо анализа. Пришедшее же на смену мифологии
разумно-логическое толкование мира не могло ограни-
читься верой, оно стало искать ответ на простые, на пер-
вый взгляд, вопросы: что, где, когда, почему и откуда?
Они в свою очередь трансформировались в другие. Что
есть мир? Где он начинается и кончается? Каковы причи-
ны изменений вещей? Во всех этих и во многих других
вопросах так или иначе речь идет о существовании вещей,
их бытии. Понятие бытия с самого начала становится од-
ним из мировоззренческих оснований философского
мышления.

Более того, понятие бытия имеет универсальный
характер.

Проблема бытия как смысла жизни осознанно или
неосознанно волнует в глубине души каждого человека. А
категория бытия является всеобщей универсалией (общим
понятием) в любой культуре. Представление о бытии чело-
век впитывает в себя из непосредственного окружения, ли-
гературы, искусства. И каждый не раз в жизни задает себе
вечный гамлетовский вопрос: "Быть или не быть?" Вопрос


о смысле человеческого бытия - это, по сути дела, вопрос
о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет
человек. Готовы ли мы ответить на него? Обыденность,
повседневные заботы подчас заслоняют от человека этот
судьбоносный вопрос. Но в сложных жизненных ситуаци-
ях, когда человек стоит перед выбором в моменты одино-
чества или перед лицом смерти, он невольно задается во-
просом о смысле собственной жизни, а через него и о
смысле человеческого бытия вообще.

Смысл бытия может не осознаваться человеком, но
уже сама жизнь в определенном отношении является ее
смыслом или хотя бы основанием смысла. Жизнь людей
определяется не безличным потоком некой безличной
всеобщей жизни, а в каждый момент истории является
продуктом индивидуализированных "Я". Жизненный
смысл только в действии, которое является необходимым
условием самореализации личности, раскрытием ее воз-
можностей, способностей, таланта. Именно это позволяет
подняться личному до внеличного, общечеловеческого и
космического. В одной из бесед А. Эйнштейн, назвав
жизнь возбуждающим и великолепным зрелищем, сказал,
что если бы он узнал, что умрет через три часа, то это не
произвело бы на него особого впечатления и он подумал
бы о том, как их лучше всего использовать. Эйнштейн
писал, что он так слился со всем живым и ему безразлич-
но, где в этом потоке начинается или кончается чье-либо
конкретное существование. Вопрос о смысле бытия, по-
ставленный человеком самому себе, вырывает его из пут
самоизоляции, делает осознанным соучастником истори-
ческого бытия, является шагом на пути к внутренней
свободе, возвышению чувства собственного достоинства.

Выход осознания жизненного смысла бытия челове-
ка в надличностную сферу затрагивает глубокие социо-
культурные пласты, которые могут получить объяснение
только с позиций такого знания, как философия.

Понятие бытия является одной из основных катего-
рий философии. Материя, движение, пространство, вре-
мя, законы диалектики, личная и общественная жизнь,
Бог, сознание, действие - все определяется через понятие
бытия. На самом деле - что такое материя? То, что обла-
дает самостоятельным бытием, существует независимо от
сознания. Сознание же есть идеальное бытие как отраже-


ние материи. Пространство и время - формы ее бытия и
т.д. Значение категории бытия для философии трудно пе-
реоценить. Не случайно Гегель называл поэму Парменида
"О природе", в которой проблема бытия занимает цен-
тральное место, началом философии. Философское по-
нимание бытия означает существование как таковое или
существование вообще. Все вещи и явления мира, человек
и его сознание, мир в целом, знание о мире и его состав-
ляющих существуют, поэтому их можно объединить под
понятием бытия.

Философия выходит за рамки простой констатации
эмпирического существования вещей, постигаемого лич-
ным опытом. Обыденная жизнь человека, повседневное
общение сделали факт самого существования неотъемле-
мой характеристикой данных в опыте вещей и процессов.
Это даже нашло свое отражение в речи. Важнейшим эле-
ментом многих языков является связка "есть" ("is" в анг-
лийском, "ist" - в немецком, "je" - в чешском и т.д.). В со-
временном русском и белорусском языках связка "есть" в
большинстве случаев опускается, но смысловая нагрузка
остается. Павел - инженер. (Павел есть инженер). Алесь -
архитектор. (Алесь есть архитектор). Явная или неявная
связка "есть" наряду с констатацией факта существования
вещей, свойств, отношений как таковых отражает и
принадлежность к определенным группам, категориям
вещей, свойств и отношений. Выражение бытийности в
языке является таким отражением свойств реального
мира, каким он предстает человеку в его отношениях к
другим людям, окружающим вещам, иначе говоря, ка-
ким он дан в практической деятельности. Этот лин-
гвистический экскурс подтверждает общекультурную
значимость понятия бытия, однако не выводит за рамки
личностного опыта.

Философию же с самого начала отличает выход за
пределы опыта. Для философского миропонимания харак-
терно стремление не констатировать просто тот или иной
факт, а желание понять, как соотносится действительность
с мыслью, насколько достоверна мысль. Этот процесс со-
единения казалось бы не сводимых в единое вещных и
идеальных сущностей философия в явном или неявном
виде осуществляет через призму понятия бытия.


Во всех учениях античных философов категория бы-
тия, хотя и занимала центральное место, наполнялась
различным смыслом. Парменид, например, придерживал-
ся абстрактного понимания бытия, но не видел смысла в
различении бытия и мысли. Он утверждал, что одно и то
же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бы-
тия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Для него
главный тезис: бытие есть, небытия нет.

Для Демокрита же реально сущими оказываются и
бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демок-
риту, состоит из атомов, только подобно огню, из более
мелких, подвижных и круглых.

Платон противопоставлял истинное бытие (мир ду-
ховных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его
мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных
отпечатков идей в пассивной материи. Одним из основных
мотивов его философии является мысль о том, что бытие -
источник любой положительной реальности. Наряду с
положением о тождественности бытия разуму он обосно-
вывает и другой тезис, согласно которому бытие - это
жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и
соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в
силу своей причастности к бытию вещи становятся все
конкретней, индивидуальной, свободней, уходя все дальше
от абстрактного однообразия.

Аристотель же определяет, в чем суть бытия как бы-
тия, что оно представляет само по себе. Бытие вообще у
него - это бытие в возможности. Что же касается бытия в
действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не про-
сто бытие. В античной философии, таким образом, сущее
рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие
могло мыслиться лишь как относительное.

В средневековье, когда господствующим было рели-
гиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Бо-
гом, от которого происходит, как полагали, бытие отдель-
ных вещей. Существование вещей связывалось с формой
проявления бытия, главным тезисом было суждение: "Бог
есть само бытие". Вместе с тем в эту эпоху, значение и вели-
чие которой мы начинаем по-настоящему осознавать только
теперь, сформулированы имеющие непреходящее значение
идеи. Такова идея самоценной в своем бытии личности, воз-
никшая на почве христианского средневековья.


В новое время понятие бытия играло существенную
роль во всех философских системах. В век просвещения,
хотя и разными путями, философы выработали такую
концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование
научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется
тенденция рассматривать бытие как единичное фактиче-
ское существование (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк); с
другой - строится система абсолютного бытия (Р. Декарт,
Б. Спиноза).

Немецкая классическая философия наполняет кате-
горию бытия диалектическим содержанием. Так, у Гегеля
бытие и небытие объединены с самого начала, в зароды-
ше, потенциально. Их взаимопереходы он рассматривает
как становление, полностью соглашаясь в данном случае
с древнегреческим философом Гераклитом.

Технократические тенденции в обществе, которые
со времени изобретения паровой машины развивались
сначала медленно, а затем получили невиданное ускоре-
ние, разъединяли природу и человека, разводили в разные
стороны естественнонаучное и гуманитарное знание. Это
безусловно сказывалось и на философии; возникали такие
течения, как физический идеализм, логический позити-
визм и др. Однако многие философы стремились пре-
одолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя
в центр своих систем целостность бытия как способ связи
жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден,
А. Бергсон и др.).

В западной философии проблема бытия получила
яркое выражение в иррационалистических течениях. В сво-
ей философии А. Шопенгауэр ставит задачу окончательно
раскрыть тайну бытия. Исходя из бесспорного признания
объективности мира, он утверждает, что поскольку мир сам
ничего не знает о том, что он мир, то становится таковым
только для познающего субъекта и поэтому является миром
человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собствен-
ное представление. И в экзистенциализме (М. Хайдеггер,
К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), в противовес классическому по-
ниманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия
мира главный акцент делается на бытии человека. Экзи-
стенциализм "очеловечивает" проблему бытия.

Заслуживают внимания идеи русских космистов о
цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается


необходимость единения людей не на социально-эконо-
мической или идеологической основе, а на экологиче-
ской. В.И. Вернадский писал: "Лишь благодаря условно-
стям цивилизации неразрывная и кровная связь всего че-
ловечества с остальным живым миром забывается, и чело-
век пытается рассматривать отдельно от живого мира бы-
тие цивилизованного человечества. Но все эти попытки
искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подхо-
дим к изучению человечества в общей связи его со всей
природой" (9. С. 13).

Категория бытия, выкристаллизовавшаяся в период
становления философии, оставалась в ее различных сис-
темах именно таким универсальным (несмотря на разли-
чие конкретных интерпретаций) понятием, которое свя-
зывало в единое объективное и субъективное, позволяло
найти нечто общее, закономерное в различных видах ре-
альности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2197 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.