Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Представители эклектизма о познании




Эклектизм — закономерное следствие скептицизма и философского плюрализма. Он представляет собой попытку примирения различных философских учений и систем, путем отбора из их состава лучших их частей. Слово "эклектизм" происходит от " эклего " — "выбираю, избираю, отбираю". Позднее слово "эклектизм" стали употреблять для обозначения непоследовательного, беспринципного сочетания учений, которые не могут быть соединены непротиворечивым образом.

Эклектические философские системы — это не системы в полном смысле слова, в них нет центрального звена, которое бы объединяло все остальные части. Но эти системы выполняли определенную позитивную историческую функцию — они предваряли период действительного будущего синтеза, который последовал, прежде всего, в лице неоплатонизма.

 

Филон Ларисский

Филон Ларисский стал схолархом Академии в 110/9 г. до н. э. Был учителем Цицерона, который называл его "великим мужем". Согласно некоторым трактовкам, Филон считал, что, так как стоический, как наиболее тонкий, критерий истины неправилен, то и ни один другой критерий не может быть правилен. Но это не означает, что вещи объективно непостижимы, они непостижимы только для нас. По другим авторам, Филон говорил в том, что если стоический критерий истины — каталептические (постигающие) представления — неправилен, то все же может быть другой, более правильный критерий, например, платоновский, ибо вещи в своей природе объективно постижимы, познаваемы нами. Т.е. Филон уже не чистый скептик, но, конечно, и не классический академик. У него получается, что сами по себе вещи познаваемы, но познать их мы не можем.

Филон Ларисский проводил сравнение между философом как нравственным воспитателем и врачом. Как врач должен убедить больного принять лекарство, так и философ должен убедить человека принять фи­лософию. Далее, как врач должен опровергнуть плохих советчиков больного, так и философ должен опровергнуть ложные учения и мнения других философов, вообще людей.

Антиох из Аскалона

Антиох из Аскалона сделал следующий шаг от скептицизма к эклектизму. Он был также учеником Филона.

Антиох провозгласил, что истина существует, что вещи объективно познаваемы и постижимы человеком. Они не только могут быть познаны, но и познаются.

Антиох последовательно критиковал как крайний, так и умеренный скептицизм. Он говорил, что судить о вероятности истины можно только тогда, когда мы знаем полную истину. Правдоподобную, вероятную истину поэтому следует отмерять не от заблуждения и лжи, а от полной истины. Антиох понимал истину как необходимую меру для определения того, что правдоподобно, а что нет.

Антиох отверг теорию идей Платона и его учение о знании. Он считал, что чувства, коль скоро органы чувств нормальны, а условия для восприятия благоприятны, нас не обманывают.

Антиох указывал, что скептицизм сам себя побивает, потому что тезис, что ничего нельзя утверждать, а истина недостижима и т. п., догматичен, т. е. он антискептичен.

Антиох говорил о единстве Космоса, об одушевленности мира, о провидении. Как и стоики, он думал, что человек должен следовать природе, которая разумна. Но он смягчал стоическое представление о мудреце как существе пассивном.

Панетий

Известным эклектиком был Панетий (ок. 185 — 110 гг. до н. э.). Был одним из пяти послов Афин в Риме. Он смягчил многие положения стоиков, принял некоторые платонические и перипатетические идеи.

Панетий склонялся к перипатетическому учению о вечности мира.

Панетий, в отличие от ортодоксальных стоиков, сомневался в возможности предсказания будущего (девинации). Отвергал астроло­гию.

Панетий размежевывал душу и тело. Тело у него имеет чисто биологические функции, душа же состоит из пяти чувств и главенствую­щей части — гегемоникона. Речь у Панетия лишается особой роли как независимой части души. В гегемониконе Панетий различал иррациональное и рациональное — мысль, стремление к познанию. Главное в познании он видел в знании того, что следует делать, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Вероятно, что Панетий считал душу смертной.

Панетий существенно изменил стоический идеал мудреца. В своем сочинении о хорошем расположении духа (эвтюмии) он высоко оценил радость жизни. Вместо бездействия стоического мудреца он отстаивал человека как носителя гражданских обязанностей. Среди четырех главных желаний человека Панетий называл стремление к мудрости, а также стремление к совершенствованию (помимо стремления к самосохране­нию и стремления к независимости). Добродетель, по Панетию, заключается в том, чтобы осуществлять главные желания в соответствии с разумом.

Посидоний Апамейский

Элементы эклектизма можно обнаружить у такого философа-стоика, как Посидоний Апамейский (II — I вв. до н. э.). Он был первым, кто начал объяснять морские приливы совместным действием Луны и Солнца. Он автор многих сочинений на физико-географические и историко-этнологические темы. В 97 г. до н. э. открыл свою риторико-философскую школу на о. Родос. Ему принадлежат также сочинения: " Рассуждение о физике ", " О критерии ", др.

Посидоний пытался соединить философию и науку во всеохватывающую систему. Его называют Платоном по глубине мысли и Аристотелем по энциклопедичности. Существует и другое мнение, что Посидония переоценивают.

Посидоний сочетал научность и мистическую спекулятивность, чем некоторые исследователи и объясняют его популярность.

Посидоний считал, что у стоицизма нет монополии на истину, дополнял стоицизм платонизмом.

Философию Посидоний уподоблял живому существу: физическую часть — крови и мясу, логическую — костям и мускулам, этическую — душе.

У Посидония (согласно Аэцию) на первом месте бог, на втором — природа и на третьем — судьба. Небо, надлунный мир у него активны. Приро­да как подлунный мир пассивна. Небо, Бог, космический разум, разумная огненная пневма, разумная космическая душа (что есть одно и то же) "пронизывает все части мира", как "душа все части человека". Мир "устрояется умом и провидением". Связующую силу мира, неба и земли Посидоний видит в некоей симпатии. Это та симпатия, которая у стоиков бралась за основу обоснования астрологии.

Мир Посидония — это своеобразная иерархия степеней бытия, начиная с неорганической ступени и кончая человеком и демонами. При этом Посидоний особо подчеркивает двойственность человека: он есть высшее тело, но низшее духовное существо. Над ним находятся демоны и бог. Но человек, в отличие от животных, обладает логосом, нусом и дианойей (речью), а также умом и рассуждением. Вслед за Платоном, Посидоний различал три силы души: разумную, волевую и чувственную (вожделеющую). Чувственная душа иррациональна и отвечает за помутнение разума. Она источник ошибок человека. Разум — это бог в человеке, его внутреннее божество. Но он двойственен, разделяется на два демона — злого и доброго. Добрый демон человека сходен с разу­мом, который правит миром. Большинство людей, однако, подчинено зло­му демону, имеющему животную природу.

Посидоний говорил: "Один день человека образованного дольше самого долгого века невежды" (согласно Сенеке).

Он учил, вслед за Платоном, о предсуществовании и постсущество­вании душ, ограничивая метампсихоз пределами одного космического года.

Учение об истории Посидоний развивал с позиций о том, что все большее число людей восходит от низшей, вожделеющей силы души к победе разума. Но мудрецы у него существовали уже на заре человечества. Они даже царствовали. Это они убеждали других и разубеж­дали, показывали другим, что полезно, а что вредно. Однако, с раз­витием пороков, тем же мудрецам пришлось придумать законы.

Мудрецы учили людей строить жилища, добывать и обрабатывать ме­таллы, производить орудия труда. Они научили также людей ткачеству, земледелию, мореплаванию. Затем, передав вышеназванные функции подготовленным ими помощникам, сами мудрецы занялись науками и философией.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2000 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2145 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.