Эклектизм — закономерное следствие скептицизма и философского плюрализма. Он представляет собой попытку примирения различных философских учений и систем, путем отбора из их состава лучших их частей. Слово "эклектизм" происходит от " эклего " — "выбираю, избираю, отбираю". Позднее слово "эклектизм" стали употреблять для обозначения непоследовательного, беспринципного сочетания учений, которые не могут быть соединены непротиворечивым образом.
Эклектические философские системы — это не системы в полном смысле слова, в них нет центрального звена, которое бы объединяло все остальные части. Но эти системы выполняли определенную позитивную историческую функцию — они предваряли период действительного будущего синтеза, который последовал, прежде всего, в лице неоплатонизма.
Филон Ларисский
Филон Ларисский стал схолархом Академии в 110/9 г. до н. э. Был учителем Цицерона, который называл его "великим мужем". Согласно некоторым трактовкам, Филон считал, что, так как стоический, как наиболее тонкий, критерий истины неправилен, то и ни один другой критерий не может быть правилен. Но это не означает, что вещи объективно непостижимы, они непостижимы только для нас. По другим авторам, Филон говорил в том, что если стоический критерий истины — каталептические (постигающие) представления — неправилен, то все же может быть другой, более правильный критерий, например, платоновский, ибо вещи в своей природе объективно постижимы, познаваемы нами. Т.е. Филон уже не чистый скептик, но, конечно, и не классический академик. У него получается, что сами по себе вещи познаваемы, но познать их мы не можем.
Филон Ларисский проводил сравнение между философом как нравственным воспитателем и врачом. Как врач должен убедить больного принять лекарство, так и философ должен убедить человека принять философию. Далее, как врач должен опровергнуть плохих советчиков больного, так и философ должен опровергнуть ложные учения и мнения других философов, вообще людей.
Антиох из Аскалона
Антиох из Аскалона сделал следующий шаг от скептицизма к эклектизму. Он был также учеником Филона.
Антиох провозгласил, что истина существует, что вещи объективно познаваемы и постижимы человеком. Они не только могут быть познаны, но и познаются.
Антиох последовательно критиковал как крайний, так и умеренный скептицизм. Он говорил, что судить о вероятности истины можно только тогда, когда мы знаем полную истину. Правдоподобную, вероятную истину поэтому следует отмерять не от заблуждения и лжи, а от полной истины. Антиох понимал истину как необходимую меру для определения того, что правдоподобно, а что нет.
Антиох отверг теорию идей Платона и его учение о знании. Он считал, что чувства, коль скоро органы чувств нормальны, а условия для восприятия благоприятны, нас не обманывают.
Антиох указывал, что скептицизм сам себя побивает, потому что тезис, что ничего нельзя утверждать, а истина недостижима и т. п., догматичен, т. е. он антискептичен.
Антиох говорил о единстве Космоса, об одушевленности мира, о провидении. Как и стоики, он думал, что человек должен следовать природе, которая разумна. Но он смягчал стоическое представление о мудреце как существе пассивном.
Панетий
Известным эклектиком был Панетий (ок. 185 — 110 гг. до н. э.). Был одним из пяти послов Афин в Риме. Он смягчил многие положения стоиков, принял некоторые платонические и перипатетические идеи.
Панетий склонялся к перипатетическому учению о вечности мира.
Панетий, в отличие от ортодоксальных стоиков, сомневался в возможности предсказания будущего (девинации). Отвергал астрологию.
Панетий размежевывал душу и тело. Тело у него имеет чисто биологические функции, душа же состоит из пяти чувств и главенствующей части — гегемоникона. Речь у Панетия лишается особой роли как независимой части души. В гегемониконе Панетий различал иррациональное и рациональное — мысль, стремление к познанию. Главное в познании он видел в знании того, что следует делать, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Вероятно, что Панетий считал душу смертной.
Панетий существенно изменил стоический идеал мудреца. В своем сочинении о хорошем расположении духа (эвтюмии) он высоко оценил радость жизни. Вместо бездействия стоического мудреца он отстаивал человека как носителя гражданских обязанностей. Среди четырех главных желаний человека Панетий называл стремление к мудрости, а также стремление к совершенствованию (помимо стремления к самосохранению и стремления к независимости). Добродетель, по Панетию, заключается в том, чтобы осуществлять главные желания в соответствии с разумом.
Посидоний Апамейский
Элементы эклектизма можно обнаружить у такого философа-стоика, как Посидоний Апамейский (II — I вв. до н. э.). Он был первым, кто начал объяснять морские приливы совместным действием Луны и Солнца. Он автор многих сочинений на физико-географические и историко-этнологические темы. В 97 г. до н. э. открыл свою риторико-философскую школу на о. Родос. Ему принадлежат также сочинения: " Рассуждение о физике ", " О критерии ", др.
Посидоний пытался соединить философию и науку во всеохватывающую систему. Его называют Платоном по глубине мысли и Аристотелем по энциклопедичности. Существует и другое мнение, что Посидония переоценивают.
Посидоний сочетал научность и мистическую спекулятивность, чем некоторые исследователи и объясняют его популярность.
Посидоний считал, что у стоицизма нет монополии на истину, дополнял стоицизм платонизмом.
Философию Посидоний уподоблял живому существу: физическую часть — крови и мясу, логическую — костям и мускулам, этическую — душе.
У Посидония (согласно Аэцию) на первом месте бог, на втором — природа и на третьем — судьба. Небо, надлунный мир у него активны. Природа как подлунный мир пассивна. Небо, Бог, космический разум, разумная огненная пневма, разумная космическая душа (что есть одно и то же) "пронизывает все части мира", как "душа все части человека". Мир "устрояется умом и провидением". Связующую силу мира, неба и земли Посидоний видит в некоей симпатии. Это та симпатия, которая у стоиков бралась за основу обоснования астрологии.
Мир Посидония — это своеобразная иерархия степеней бытия, начиная с неорганической ступени и кончая человеком и демонами. При этом Посидоний особо подчеркивает двойственность человека: он есть высшее тело, но низшее духовное существо. Над ним находятся демоны и бог. Но человек, в отличие от животных, обладает логосом, нусом и дианойей (речью), а также умом и рассуждением. Вслед за Платоном, Посидоний различал три силы души: разумную, волевую и чувственную (вожделеющую). Чувственная душа иррациональна и отвечает за помутнение разума. Она источник ошибок человека. Разум — это бог в человеке, его внутреннее божество. Но он двойственен, разделяется на два демона — злого и доброго. Добрый демон человека сходен с разумом, который правит миром. Большинство людей, однако, подчинено злому демону, имеющему животную природу.
Посидоний говорил: "Один день человека образованного дольше самого долгого века невежды" (согласно Сенеке).
Он учил, вслед за Платоном, о предсуществовании и постсуществовании душ, ограничивая метампсихоз пределами одного космического года.
Учение об истории Посидоний развивал с позиций о том, что все большее число людей восходит от низшей, вожделеющей силы души к победе разума. Но мудрецы у него существовали уже на заре человечества. Они даже царствовали. Это они убеждали других и разубеждали, показывали другим, что полезно, а что вредно. Однако, с развитием пороков, тем же мудрецам пришлось придумать законы.
Мудрецы учили людей строить жилища, добывать и обрабатывать металлы, производить орудия труда. Они научили также людей ткачеству, земледелию, мореплаванию. Затем, передав вышеназванные функции подготовленным ими помощникам, сами мудрецы занялись науками и философией.