Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эллинистическая философия познания




 

 

Началом периода эллинизма принято считать 338 г. до н. э. — год победы Македонии над Грецией. Концом — 30 г. до н. э., когда пере­стал существовать эллинистический Египет.

Период эллинизма удивителен тем, что он сохранил греческую культуру, причем не только в самой порабощенной Греции, но в заво­еванных странах Азии и Африки, при влиянии, конечно же, местных культур. Привлечение населения завоеванных стран к греческой куль­туре было организовано самими завоевателями. Так, в 331 г. до н. э. тысячи молодых варваров были обучены зачаткам эллинской культуры и греческому военному искусству. Происходило и обратное влияние, в частности влияние индийской культуры на эллинскую.

Эллинизм характеризуется таким явлением, как ослабление патрио­тизма и усиление космополитизма, тесно связанного с резким ростом индивидуализма в громадных монархических государствах с многомиллионным населением.

Эллинистический человек по-прежнему стремился соблюдать меру, но для этого ему понадобился некий заслон от изменившегося мира, в том числе в виде философии этого периода.

Философия этого периода — это греческая философия, но в ней происходит резкое усиление элемента самосознания. Начинается эпоха рефлексивной философии, дополняемой многочисленными комментариями и истолкованиями старых философских текстов, что не исключало создания новых, в том числе и по познавательной проблематике, хотя, быть может, уже не таких оригинальных, как в классическую эпоху.

Познавательная проблематика в философии эллинизма в ряде отно­шений существенно сужается, акцент в ней переходит на этическую проблематику. Утрачивается связь с науками. Философия теряет имму­нитет в отношении к художественно-мифолого-религиозным компонентам. Её теоретический уровень снижается.

Как ни странно, однако, именно в эпоху эллинизма происходит бурный всплеск в развитии конкретных наук, тех, которые специали­зировались и отделились от философии. Речь идет, прежде всего, об Александрии. Здесь первые Птолемеи были покровителями наук. Более того, вся эллинистическая наука была прямо или косвенно связана с Александрией.

Как греческой науке предшествовало развитие знаний в Вавилоне, Египте и т. д., так развитие греческой науки предшествовало становлению и развитию науки эллинистической. В медицине — это Гиппократ Косский (V — IV вв. до н. э.), который предпочитал эмпирические мето­ды исследования человека, основанные на наблюдении и врачебной практике. Гиппократ отбросил все сверхъестественные причины при объяснении заболеваний. Высокого развития у греков достигла мате­матика. Предшественником Евклида был Гиппократ Хиосский, " Начала " которого, к сожалению, не сохранились. Больших успехов достигла греческая астрономия, особенно у пифагорейцев.

Многое для развития науки сделали греческие философы. Демокрит был философом и ученым. Сократ установил, что истинное зна­ние должно выражаться в понятиях. Платон указал на необходимость идеализации предмета познания, без чего научное знание невозможно. Аристотель дал понимание того, что научное знание требует знания и общего (понятие) и знания причин. Он же отмечал, что философия принципиально не отличается от конкретных наук, только она ищет первоначала и первопричины и выражает их в предельно общих понятиях — категориях.

Наука эллинистического периода приобретает ряд важнейших отли­чий от греческой. Именно в этот период происходит полное отпочкование многих конкретных наук от философии и их собственная даль­нейшая дифференциация. Отныне у каждой науки имеется свой предмет, своя история и свои методы. Появляется тип профессионального уче­ного, т. е. человека, посвящающего себя той или иной науке, или двум-трем близким наукам. Такой человек иногда даже получал госу­дарственное вознаграждение.

Птолемей I (Лаг, или Сотер) (IV — III вв. до н. э.)создает в сто­лице Египта научный центр — Мусейон. Он превзошел все античные центры подобного рода, в том числе Академию Платона. Этот Мусейон был частью царских дворцов, он предназначался для научных занятий и для проживания ученых, считавшихся служителями муз, в частности, Клио — покровительницы истории и Урании — покровительницы астроно­мии и вообще естественных наук. Мусейон просуществовал до 415 г. н. э.

Организуя Мусейон, Птолемеи предусмотрели создание библиотеки — знаменитой Александрийской библиотеки. Свитки в библиотеку попадали разными путями, даже посредством грабежа. Так, по государствен­ному закону, у приезжавших в Александрию отбирались книги, отсутствовавшие в библиотеке, а владельцам затем возвращались копии. Ко времени оккупации Цезаря в библиотеке было несколько сот тысяч свитков. До сих пор в песках Египта находят обрывки папирусов: видимо в Александрийской библиотеке размножались тексты древнегре­ческих писателей и философов.

Эллинистическая наука включала в себя как естественные, так и гуманитарные дисциплины.

Эллинистическая математика связана, прежде всего, с именем Евкли­да (первая пол. III в. до н. э.), того самого, который сказал Пто­лемею I, что в науке нет царского пути. Главный труд Евклида — "Начала" ("Стойхейя"), состоял из 13 книг. Евклид дал ряд определе­ний, постулатов и аксиом, следуя Аристотелевской традиции. В "Нача­лах" Евклида имеет место завершение математики как стройной науки. Это — вершина древнегреческой дедуктивной науки. Кстати, вплоть до 1572 г. Евклида-математика путали с Евклидом Мегариком.

Близок к Евклиду, ко всей александрийской науке был Архимед Сиракузский (III в. до н. э.). Он был математик, физик, инженер. Среди дошедших до нас работ Архимеда (всего 13), есть и такая работа, как " Метод ", открытый только в 1907 г. Архимед исследовал парабо­лоиды и гиперболоиды, определил число " пи " (между 3,141 и 3,142). Он ввел сверхбольшие числа, в частности, для задачи о количестве песчинок во Вселенной. Он открыл основной закон гидростатики (" закон Архимеда "); "Тела, более тяжелые, чем жидкость, опущенные в эту жидкость... станут легче на величину всей жидкости в объеме, равном объему погруженного тела". Кстати, Архимед считал, что он делал свои открытия по наитию (интуитивно): он видел решение про­блемы еще до того, как он мог это логически и научно доказать.

Крупнейшими учеными эпохи эллинизма были также Аристарх Самосский, Эратосфен, Гипсикл (ввел деление круга на 360 градусов), Полибий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 631 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2747 - | 2311 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.025 с.