Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия познания в Платоновской Академии




К школе Платона примыкали Евдокс и Гераклид (не путать с Герак­литом Эфесским).

 

Евдокс (ок. 408 — ок. 355 до н. э.)

Был врачом, математиком, астро­номом. Средства к жизни добывал преподаванием. Как математик он создал свою теорию пропорций, теорию золотого сечения и метод исчерпания. " Явления " Евдокса — самый ранний из сохранившихся гре­ческих астрономических текстов. С помощью дополнительных кругов движения планет (позднее — эпициклов), пытался примирить ложную геоцентрическую теорию с эмпирией.

Евдокс грубо физически понимал отношение Платоновых идей и ве­щей. Согласно Аристотелю, Евдокс думал, что будто идеи«причины вещей в том же смысле, в каком примешивание к чему-либо белого есть причина того, что оно бело».

Высшую ценность Евдокс видел в наслаждении, к которому стре­мятся все существа: как разумные, так и неразумные.

Гераклид (IV в. до н. э.)

Автор многочисленных сочинений, из которых сохранились: " Об уме ", " О душе ", " Причины болезней ", " Против Демокрита ", др. Знал о бесконечности космоса и о множестве нахо­дящихся в нем миров. Из идеи множества миров вывел необъяснимость движения небосвода вокруг Земли. Он говорил, что не весь космос, а только ближайшая его часть имеет своим центром Землю и вращается вокруг нее. Думал, что Меркурий и Венера вращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца, в то время как Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли.

Спевсипп (ок. 409 — ок. 339 гг. до н. э.)

Сын сестры Платона. Стал руководителем Академии (схолархом) после смерти Платона. Платонизм трактовал в духе пифагореизма. Говорил, что "идеи не существуют ни вообще, ни как какие-то числа".

Спевсипп считал: "только математическое число есть первое из существующего, отделённое от чувственно воспринимаемых вещей ". Арис­тотель отмечал, что у Спевсиппа геометрические величины, арифмети­ческие числа и душа имеют разные начала.

Имеются неясные свидетельства о том, что Спевсипп развивал уче­ние о мировом разуме — нусе, которым он считал бога.

Спевсипп высоко ценил чувственное восприятие, думал, что чувст­венное восприятие может быть научным, поскольку оно может участво­вать "в истине соответственно разуму".

Считается, что Спевсипп — родоначальник интеграции наук. Он первый начал усматривать в науках общие черты и по мере возможно­сти связывать их одну с другой.

Ксенократ

Руководитель Академии с 339 по 315 гг. до н. э. Автор многих, правда, потерянных сочинений: по физике, математи­ке, метафизике, логике, этике, политике. Он разделил философию на диалектику, физику и этику.

Ксенократ понимал мировую душу как самодвижущееся число (по Плутарху). Он различал три сущности: 1) умопостигаемую, сверхнебесную (сверхнебесное число),
2) чувственную (внутринебесную), 3) мнительную (само небо). Соответственно он вводил три критерия позна­ния: научный разум, истинное чувственное восприятие и мнение, которое может быть и истинным, и ложным.

Представление Платона о творении космоса умом-демиургом (" Тимей ") Ксенократ понимал как методический прием, с целью лучшего объяснения строения космоса. Ксенократ, вместо демиурга, довольст­вовался принятием положения о космической душе.

Ксенократ отличался самообладанием и неподкупностью. Его правдивость была общепризнанной, ему даже разрешалось выступать в суде, не принося присяги.

Ксенократ сближал философию с мифологией. Он относил одно к умопостигаемому миру, другое — к чувственному, третье — к миру мнения. Он думал, что между землей и небом обитают демоны-души, свободные от тел. Он видел в едином мужское начало, мировой разум и Зевса.

Филипп Опунтский

Был одним из доэллинских академиков, исследо­вавших вопрос о том, какая наука делает человека мудрым. Таковой у него является математика, поскольку она ключ к астрономии, которая в свою очередь теологична.

Полемон

(Схоларх Академии ок. 315 — 270 гг. до н. э.). Способство­вал подмене теоретической философии практической этикой.

Полемон обращал внимание на то, что даже философы в своей жизни часто противоречат своему же учению. Он учил тому, что нужно упраж­няться вовсе не в диалектике и не в хитроумных рассуждениях, а в умении правильно поступать.

Крантор

Был философствующим поэтом или философом, склонным к поэзии. Изучал сочинения Платона и писал на них комментарии.

Говорил о двуликости любви: "Такое ты (любовь — СХ) людям благо и зло приносишь, что видишься нам двуликой".

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2392 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.